Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь иимущество?
О страховании жизни
не могу дать совета, – пишет преп. Амвросий Оптинский,
– нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не
моего ума,
а только здесь проявляются неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным
образом обеспечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета
давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обеспечению –
заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.
Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, т. е. причина, не уважительная для отказа)?
Подать, но немного,
чтобы не было скупости.
Не грешно ли помогать собственным детям? Может быть, этим я их избалую?
Отец и мать будут в
ответе пред Господом, если не станут заботиться о своих детях и об их будущем.
Когда отец и мать
усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают «на черный день», чтобы помочь в важнейшем
детям своим, это – не только не грех, но
они и призваны так поступать, потому
что те родители, которые не заботятся
о детях, – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию,
от отсутствия веры в Божественный Промысл или для пустых целей.
Обеспечение детей
родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы
родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но родители будут
осуждены за то, что оставили детей без заботы.
Родители должны и
жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста,
когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все,
что видят
и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, «записывают» все это в себе. И, когда придут в
возраст, сами того не желая, наследовав от родителей все страстные состояния, начинают и
браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей.
Наибольшая помощь и
наилучшее наследие, которое
только могут предоставить родители своим детям, – сделать их приемниками своей
доброты. И для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что
родители имеют любовь между собой, благородно
разговаривают, разумны, радостны, смиренно молятся и т. п., то тогда, как «копирка», он отпечатывает это в своей душе.
Очень многие
родители, весьма любящие своих детей, некоторым образом их портят, не понимая, к сожалению,
какой вред наносят им, например, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви,
обнимая и целуя ребенка, говорит ему: «Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире
ребенок» и т. п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не может еще этого осознавать) приобретает, против желания, высокое
мнение о себе и, естественно, перестает испытывать
нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высокомерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться.
Зло – в том, что
первыми принимают удар этого
высокомерия сами родители, поэтому они и должны
быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не
только за себя, но и за своих детей. Правда,
и у родителей есть «смягчающее»
обстоятельство, поскольку и они
«наследовали» от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознательный период не позаботились это «наследие» отбросить.
Да,
они «наследуют» нечто, но они не должны обвинять за это родителей, т. к.
самовластны. И, если захотят и не станут любить «наследие», смогут его отбросить.
По моему мнению,
более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого. Невольно и усиленно подвизался
отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое
и не принуждал себя сохранить это, потому что один обрел все приуготовленным и «убранным», в то
время как другой подвизался сам приуготовить благое. Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру,
отец у ребенка вор и будет учить дитя воровать – и тот станет
в конце концов
вором, поскольку не имел доброго произволения и принял на себя «наследие» отца.
Такого
ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что такую судьбу тот обрел как «наследие» от родителей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.
Итак, благочестие
детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пищей, потому что, когда дети еще малы, они
подражают родителям, они «списывают» с
родителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы
дети «заполнили» кассету добротой и
любовью. А когда дети подрастут,
нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью, как, например, когда мы заводим часы.
Если ослабевает пружина, мы заводим
часы постепенно, т. к. есть опасность сломать их и часы тогда станут бесполезными. Мы обязаны осторожно, по-доброму объяснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и почему надо делать так-то.
Очень помогает
воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей,
поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители
так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кстати, спасает и непутевых
детей (старец Паисий Святогорец).
По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога,
Божией Матери, святых икон, Святых Тайн?
«Перестанем судить и
осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных
помыслов», – отвечает нам святой Иоанн Лествичник. Никто не должен думать, что
он виновен в хульных помыслах, если он с ними
не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.
Но иногда от нашествия хульных
помыслов не можешь взглянуть
на икону! Как же тогда молиться?
Чтобы помыслы меньше стужали тебе, можешь изредка только взглядывать на иконы, – говорит преп. Амвросий Оптинский,
– но должно знать, что иконы – только
для глаз внешних, и потому, стоя на
молитве, мы должны помнить, что
предстоим пред Богом. Икону же воображать
в уме ни в каком случае не
следует.
Можно ли, когда идешь в храм, брать какие-либо предметы из дома (бутылки для святой воды, продукты на канун и т. п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно если собираешься причащаться? Читал, что даже тело усопшего женщина в нечистоте омывать не должна, т. к. эта нечистота якобы
передастся церковным предметам и осквернит
их. Так ли это? Слышал, что у ветхозаветных
евреев даже было положено в этот период
удаляться от общества?
Мелочами слишком не
надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на
внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и
пр.
Можно ли молиться при ходьбе или лежа в постели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транспорте?
Когда совершаешь не
молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь
правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если
устал или немощь, то – сидя, с
благоговением. В общественном
транспорте лучше читать Псалтирь.
Святой небесный покровитель и Ангел хранитель – одно
и то же духовное лицо или разные?
Два лица: святой
покровитель – это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому
Господом при Крещении.
Если Крещение совершалось священником, но за неимением возможности, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда такая возможность появилась?
Крещение через
обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше
даже было такое правило, что
запрещалось рукополагать крещеных через обливание,
а потом было разрешено за неимением священников.
Можно ли для лечения употреблять в питие
собственную мочу (так называемая «уринотерапия» )?
Сего надо избегать.
Лечиться надо святыней, а не мочой.
Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?
Говорили старцы:
древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по
следующим трем причинам:
1) если кто гневался на них напрасно и они не могли примириться с ним при всем стремлении
к примирению;
2) если их многие
прославляли;
3) если случалось
кому из них несчастье впасть в блуд. По
этим трем причинам они оставляли место
своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой
цели).
Как правильно относиться к невольному греху, особенно если грех
тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное
причинение ущерба)?
Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением
умеренным о нем.
Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответственности за него?
Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем
живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере – не хотят знать. Посему
в Евангелии
читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться.
Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т. е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?
Это большой роли не
играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые,
греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может
случиться так, как говорил оптинский старец Антоний:
«Неполезное спросишь – неполезное и услышишь».
Что такое грех «совопросничество»?
Это когда человек
интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например: где находится ад (а
не как избавиться от него)? Как действует благодать через иконы? Как вино и хлеб при Пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовыми?
Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?
Можно держать, но в
некотором отдалении от икон.
Советуют ли духовноумудренные
люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если
да, то в какой степени?
Иисусовой молитвой весьма
полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно
заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное – ничего через нее не искать, кроме
помилования.
Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?
Конечно, может, но
в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.
Почему бывает так, что прочитать полженное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать – будто и силы
откуда-то появились?
Не верь плоти своей,
угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться – увидишь, что плоть
сделается покорною твоею рабою. Молитва и ее
оживит. Помни всегда, что плоть лжива
(святой Иоанн Кронштадтский).
«4» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)