Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ 23.04.24
Что делать, если трепещешь Страшного судного дня

Что делать, если трепещешь Страшного судного дня?

Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Бога в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует святая Церковь. Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противопоставь им образ Страшного Суда – и соблазны исчезнут.

 

Как избавиться от лени?

Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной, а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болезни, то с помощью Божией можешь одержать над ней победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина, но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собой относительно этого порока, дабы не услышать в последний день ужаснейшего определения Сердцеведца. В Писании сказано: «Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» (Откр. 2, 10). Значит, дается венец только тому, кто выходит на борьбу с твердым намерением вести брань до последнего издыхания, не оставлять оружия даже в минуту самых ужасных опасностей и не предает сердца своего врагу. Таковой, хотя и бывает иногда повержен, не ослабляет своего священного рвения и никогда не теряет надежды, а потому, успевает или не успевает, за одно свое намерение и непреклонность венчается как добрый воин, стремившийся к небесной почести.

 

Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

«Прийти бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16, 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1 Кор. 3, 13); яко все творение приведет Бог на суде о всяцем погрешении, аще благо и аще лукаво (Еккл. 12, 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст» (Сир. 17, 19).

Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит не ложное учение.

Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

 

Кто должен более бояться Страшного Суда?

Страшного Суда должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание.

 

Должно ли прощать обиду, словом или делом нанесенную братом?

Должен прощать! Вот что говорит об этом Священное Писание: «Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните (1 Фес. 5, 15). Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5, 15); путие же злопомнящих в смерть (Притч. 12, 28). Остави обиду искреннему твоему, и тогда помолыпутися, греси твои разрешатся» (Сир. 28, 2).

Итак, прости грех брату твоему, дабы получить тебе от Господа прощение грехов твоих.

 

Можно ли отомстить обидевшему меня, если представился такой случай?

Когда враг впадает в руки твои, то почитай это временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам.

Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (свт. Иоанн Златоуст).

 

Какой конец всех намерений Божиих на земле?

«Вышших себе не ищи и креплыпих себе не испытуй» (Сир. 3, 21). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что видим в мире, должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудача, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств – словом, все в порядке вечных законов должно содействовать образованию и вознаграждению горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее, пастыри – хранители учения.

 

В чем состоит пост и воздержание?

По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогающиеся совершенной добродетели, должны, принимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: «И плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14), т. е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает для того, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред себе исполнять похотей; между тем, пещись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши (из слова святого Иоанна Кассиана Римлянина о посте).

 

Полезен ли пост телесный без душевного поста?

Известно, что телесное воздержание нужно для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем достигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания, ибо если мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святый, Которому жилищем, как известно, служит человек, всегда творящий волю Божию.

Итак, смиряя постом внешнего человека, вместе будем воздерживать от вредной пищи и внутреннего и, по совету апостола (Еф. 3, 17), будем очищать его, дабы соделать способным к принятию Христа, Который, по словам апостола, «вселитися... верою в сердца ваша» (из слова святого Иоанна Кассиана Римлянина о посте).

 

Что такое самолюбие?

Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего – менее, чем самого себя, и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, – то это самое и есть порочное самолюбие. Всякому человеку сродно любить себя, только истинный христианин должен любить себя непорочно.

Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе.

 

Что надобно воздавать Богу?

Веруя в Него, люби Его всем сердцем и твори добрые дела, исполняя святой закон Его.

 

Что воздавать ближнему?

Всякому человеку желай и твори добро, чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44). А никому не делай и не твори ничего злого. Любы искреннему зла не творит. О плодах этой любви можешь читать в первом послании к Коринфянам.

 

Что воздавать самому себе?

«Аще хощеши быть праведным, – говорит святой Максим, – отдавай коейждо от тебя частей, яже по достоянию души и тела. По мысленной убо части души прочитанная, и хранения духовная, и молитву. Яростней же – и любовь духовную, ненависти противолежащую. Похотней же – целомудрие и воздержание. Плотской же – пищу и одеяние, токмо нужнейшая».

 

Что можно сказать о душевном состоянии самолюбивого?

Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство он есть идолопоклонник, раболепно служащий страстям своим. Он враг Креста Христова и нарушитель Евангелия, забыв Бога и не имея в виду святого закона Его, он не печется о своем спасении, а напротив, делает все то, что приятно чувствам и растленной его воле, он больше сластолюбец, нежели Боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство – суть его утешения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, не милосерд, гневлив, памятозлобив и столько привержен к временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль и в самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков. Его сердце – исполнено гордости и тщеславия, и горе человеку тому, если Господь не избавит его от сего зла!

 

От чего раздражается это жалкое самолюбие?

От духовного воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения.

 

В чем оно более укрепляется?

В неверных – безверием, а в нас, верных – нерадением. Нерадивый мало-помалу, снисходя своим склонностям, приходит наконец в крайнее самолюбие.

 

Какой вред бывает от самолюбия?

Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные наказания. А если таковой человек не исправится, то не избежит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.

 

Чем вообще опасно самолюбие?

Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, потемневает слово, помрачает ум, растлевает волю и врата спасения затворяет.

 

Что производит самолюбие в богатом?

Злоупотребление богатства, которое в таком случае или безотчетно расточается на роскошь, или бывает причиной скупости и немилосердия к нашим ближним.

 

Как проявляется самолюбие в бедном?

Зависть, роптание, обман, татьба, убийства и другое зло, сему подобное.

 

Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу?

Нет! Вот слова Спасителя нашего: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет... и... любяй душу свою погубит ю и ненавидяй души своей в мире сем, в живот вечный сохранит ю». Ибо самолюбие препятствует угождать Богу: «Не можете Богу работати и мамоне». Итак, не будь самолюбив, и будешь боголюбив; не будь самоугодник, и будешь братолюбив.

 

Можно ли победить самолюбие?

Можно. Имей благое произволение к самоотвержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестанно и усердно проси у Него помощи.

Не дружись с самолюбцами, отвращайся всякой греховной страсти и питай к ней совершенную ненависть.

Обладаемый страстью, воле и разуму своему не следуй, держись воли Божией и воли духовного твоего руководителя.

Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склонностями сердца, не давай себе послабления сотворить чего-либо, даже и малейшего, по самолюбию.

От презрения бо малых согрешений в великая злая человек приходит (святой Дорофей, о совести).

 

Что делать, если нет произволения к самоотвержению?

Тогда несклонное и страстное сердце свое возбуждай к нему силою и страхом Божиего правосудия, наказующего за беззакония и вспоминай неминуемую смерть свою, Страшный Суд Христов, вечные муки и Царство Небесное.

 

Что следует за победою над самолюбием?

Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближними, обогащается дарованиями свыше, наслаждается миром ангельским и таким образом достигает горнего Сиона.

 

Что такое блудодеяние?

Исполнение плотского греховного вожделения. Или одним помыслом и желанием: «Яко всяк человек, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже прелюбодейства с нею в сердце своем». Или самым делом, то есть греховным плотским смешением с лицом посторонним.

 

Отчего эта страсть происходит?

От естественной к состоянию склонности: «Вижу ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленящ мя законом греховным, сущим во удех моих» (Рим. 7, 23).

От искусителя диавола: «дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости деет, да не превозношуся» (2 Кор. 12, 7, Леств. ст. 14, Евр. 5, 18).

От пресыщения чрева: «Пресыщение бо есть отец блуд одеяния».

От пиянства: «Не упивайтеся вином, в нем бо есть блуд».

От обращения и бесед с женским полом: «Масло питает свет светильника, а сласти распаления разжигает беседа женска. С мужатицею отнюдь не сиди, и не медли с нею в вине, да некогда приклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу».

От нехранения чувств, а особливо зрения, слуха и осязания: «Отврати око твое от жены красныя и не назирая чуждые доброты. Добротою женскою мнози прельстишася и от сея похоть яко огнь разгорается».

А иногда и за гордость попускается на человека брань блуда по Божию смотрению, да смирится чрез нее человек, – пишет святой Иоанн Дамаскин.

 

«19» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг