Если в храме при принятии святой воды или запивки обнаружил в кружке
недопитую кем-то святую воду или
запивку, то как лучше поступить?
Можно вылить, а кто
не брезгует – допить.
Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься. Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха?
Неплохо подсказать
священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься,
и в храм походить, и
накануне побывать на всенощном бдении, и
быть женщине чистой по женскому
обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.
В почтовый ящик все время кладут «святые письма» с угрозами, что если не перепишешь, то
будет беда. Что делать в этом случае?
О «святых письмах»
святой Иоанн Кронштадтский писал в свое время:
угроз не бояться, не писать, а сжечь, если же ранее писал, то сказать об этом священнику
на исповеди.
Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?
В дни памяти
усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день посетить
могилы. Прочитать в Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится
храм, брать собак нельзя.
Что важнее в день памяти близких:
побывать на кладбище или
отслужить обедню в церкви?
Отслужить обедню в
храме важнее посещения могил родственников.
Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?
Без нужды не должно
заходить туда. Надо помнить евангельских смиренного
мытаря и гордого фарисея.
Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?
Выйти на это время,
когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять встать невдалеке от дверей, чтобы на
подобный случай выйти.
Если младенец не принимает Святых Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?
Маленькому можно
дать маленькую каплю Крови Христовой, а большого не
насиловать.
Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?
Был случай, когда
после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как
бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».
Какие моменты, во время Литургии самые важные?
Чтение Евангелия, Херувимская, «Тебе поем...» и вынос Святых Даров.
Правильно ли говорят, что в
храме держать руки за спиной
нехорошо?
Об этом говорит свт.
Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю, или на икону
смотреть.
Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?
Вообще советуется
не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.
Можно ли снимать с подсвечника чужие свечи, которые догорели не полностью?
Без нужды лучше избегать этого. Больше
надо разогревать молитву, чем свечами
увлекаться.
Слышал, что православному христианину нехорошо иметь дома телевизор. А если он уже есть, куда его деть: можно ли продать или
подарить?
Если какая вещь
используется с греховной целью, то ее обязательно должно снести в комиссионный магазин.
Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?
Вообще стоять задом
к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время свт. Григорий Богослов.
Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?
Лучше
потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем
обращаться к другому священнику.
Как быть, если уже после разрешения грехов священником, прямо перед причащением вспомнил грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить причастие?
Отлагать причастие
не надо, а этот грех в ближайшее время надо сказать на исповеди.
Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?
Это правильно, но не
для всех. Те, кто носил крест, в Великий пост причащался, каялся, жил благочестиво, тот
действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого
не имел, тот ее не получит.
Слышал, что есть некоторые виды пищи, которые почитаются нечистыми и православными христианами не употребляются. Что это за
виды пищи?
Христианину должно воздерживаться от употребления в пищу крови.
Можно ли наказывать детей ремнем, не грех ли
это?
Не должно
подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с произношением грубых слов.
Наказывать можно с целью исправления, а не с порывом грева
(страстью).
Может ли Церковь благословить брак, если родители категорически против?
Смотря в каком возрасте
брачующиеся, и лучше взять на это благословение от архиерея.
Во время причастия я, по невниманию, дотронулся до Чаши со Святыми Дарами руками. Мне сказали, что это смертный грех. Так ли это?
Грех не смертный, но
покаяться надо. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному руками священных
сосудов касаться нельзя.
В моей жизни был случай, когда от обычной фотографии иконы совершилось явное чудо. До этого фотография долго находилась в алтаре. Могла ли благодатная сила сообщиться обычной фотографии?
В сказании об Иверской иконе Божией Матери описывается много случаев исцелений и мироточений от фотографий этой
иконы.
После причастия дома вычитывала благодарственные молитвы, вдруг зашла соседка, завязался разговор, и я ей сказала, что только что была в церкви, причащалась, а теперь читаю благодарственные молитвы, и тотчас после
ее ухода на душе сделалось неприятно, как
бы благодать отошла от меня. Почему это
могло случиться?
Это оттого
случилось, что надо было свое доброе дело, молитву сохранить втайне, а ты
открыла его, и тем уничтожила. Потому как бы отошла благодать, и
заступило скорбное, неприятное чувство. Враг спасения часто внушает из храма
зайти к
кому-либо или подсылает человека с пустыми разговорами, чтобы отнять благодать у
души после
посещения храма и особенно, когда человек причастится.
Если ко мне во время молитвы неожиданно пришли знакомые, надо ли оставить молитвы или попросить их подождать, пока домолюсъ?
Надо оставить
молитву (ибо любовь выше молитвы), принять знакомых, а
отпустив их, докончить свою молитву.
Как мне принести труды покаяния, если я немощен и подвигов понести не могу?
Если кто телом
немощен, а соделал многие согрешения, тот да
шествует путем смирения.
Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях?
Ввиду очень «сжатого
времени» надо говорить на
исповеди священнику только грехи. Это лучше
сделать потом.
Часто слышу, что люди жалуются священникам и своим знакомым церковникам на колдунов, что жить спокойно не дают, и просят чем-нибудь помочь. Правильно ли то, что причину своих неприятностей они ищут в колдунах и злых людях? Неужели они имеют такую силу?
Это вражеские
внушения. Без воли Божией, – говорит Святое Евангелие, – и волос не упадет. Надо себя винить, что за грехи попущены
искушения, во
очищение их, а неразумные люди других
винят. Можно сказать, страдают, а награды за свои страдания не получат, подобно тому, кто носит воду в
дырявую бочку.
Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, современную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?
Священное Писание
написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот
же Святый Дух через святых отцов разъяснил нам, как правильно понимать его.
Все еретические веры произошли от неправильного понимания Священного Писания. Только одни
святые отцы правильно разъясняют нам Священное Писание.
Как должно толковать Священное Писание?
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святый Дух истолковал
его через святых отцев... И бывает Слово Божие, слово
спасения, для дерзких толкователей его волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают
сами себя в вечную погибель», – говорит нам свт. Игнатий Брянча-нинов. Священное Писание могут понять правильно только
чистые сердцем, они разумеют волю и
намерение Божие в Писании, а людям с неочищенным от
страстей сердцем оно послужит камнем
преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Священного Писания.
Что, в частности, можно посоветовать почитать для новоначалъных
православных?
Закон Божий,
Толкование Святого Евангелия, наставления о духовной жизни.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в
исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо
иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы
совесть не укоряла за
леность.
Можно ли воду малого освящения пить в течение дня или только натощак?
Воду малого освящения
разрешается пить в течение дня, перед кушанием
лучше, чем после него. Нельзя святую воду употреблять с пищей. Ею можно окроплять
пищу и питие. Крещенскую же воду и святую просфору вкушать только натощак, хотя при
необходимости и ее можно принять.
Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит Литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.
Свт. Иоанн Златоуст
говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.
Можно ли воображать на молитве Господа,
святых? Можно ли возбуждать в себе желание
увидеть Ангелов или ощутить страдания Иисуса Христа?
Воображать Господа
запрещают многие святые отцы, в частности, святой Симеон Новый
Богослов
и свт. Феофан Затворник. Святой Симеон Новый Богослов говорит о трех образах молитвы, и молитва с
воображением не разрешается как молитва прелести.
Что такое «прелесть»?
Каждый человек при
своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести.
Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих
дарованиях, способностях –
опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею
– и это прелесть.
Святые отцы
различают два рода духовной прелести
в ее крайнем развитии. Первый вид – это
когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.
Второй род прелести
– это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный
постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить
и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести
есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего
духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т. е. на том самом грехе, коим пал первый
ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих.
Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что либо высокое,
что ты, например, отличаешься от
других, что на твои подвиги удивляются,
что ты влияешь на людей и т. п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим,
создает в нас здравое, духовное
настроение, а также постоянное общение
с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.
Еще старцы говорят:
прелесть всегда сопровождается первоначально некоторым сомнением сердца, не
сомневаются в ней только те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не наставляет на
покаяние, не умаляет человека пред самим
собою; напротив того, приводит в
движение кровь, приносит человеку какое-то
безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит
ему, внушает самомнение, устанавливает в
душе идол собственного «я».
«3» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)