Правду ли говорят иные, что не имеют блудной брани?
Сии глаголящий имеют в себе страсти тонки,
горши и вящщи блуда, и держай в тех диавол не борет их блудом: зане тщеславие и
гордыня, празднословие и клевета, и осуждение, и зависть, и глумление, и смех наполняют
меру блудную и место.
Что происходит от любодеяния?
Вред души и телу, и
совершенная пагуба человеку. Кто бы то ни был зараженный похотением,
он лишается благодатного света, помрачается в своем разуме, развращается в воле,
теряет стыд и совесть и по плотскому мудрованию своему все делает как
изумленный: «В злохудожную бо
душу не
внидет премудрость, ниже обитает в те леей повинном греху. А таким
образом человек этот, лишаясь
Божественной помощи и всякой благодатной силы исполнить закон, уловляется злобною хитростию диавола, впадает в разные роды блужения и во многия пороки и беззакония, предается зависти, и производит ссоры, брани, убийства, за что и навлекает на себя мщение Господне во временных и вечных казнях. Наконец, скверня себя плотскою нечистотою, заражает неисцельными болезнями свое тело, умирает безвременно, а если без покаяния (о, горе!) подвергается вечному осуждению в геенне огненной: ибо ни блудницы,
ни прелюбодеи, ни малакии,
ни пияницы – Царствия Божия не наследят».
Что же надобно делать в отвращение этой пагубной страсти?
Угождай Господу
Богу, а не греховной своей плоти, не бренному телу, которое, сообразно воле Божией, старайся
покорять духу. «Блуд и всяка нечистота и лихоимство, ниже да
именуется в вас, якоже подобает святым».
Для чего так строго надобно удаляться плотской греховной нечистоты?
Для того, что никакой блудник или нечист
не имать достояния в Царствии Христа и Бога. «Не льстите себе, – говорит апостол, – ни блудницы, ни сквернители, ни малакии, ни пияницы, Царствия
Божия не наследят». Да кроме
того, многих казнит Господь прежде вечного
оного осуждения за греховную
плотскую нечистоту, а здесь еще, как например, жителей Содома и Гоморры. «Аще кто растлит
Божий храм, растлит сего Бог, – говорит святой апостол Павел. – Или не весте, яко телеса
ваша храм живущего в вас Святаго
Духа есть, егоже имате от
Бога, а несте свои? Куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех и душах ваших, яже суть
Божия».
Но легко ли эта страсть побеждается?
С великим трудом, но не без возможности. Многие от нея падали,
но многие оную побеждали мужественно. «Впрочем
победить природу не в нашей состоит силе. И
желающий плоть свою преодолеть и победить сам собою всуе течет». Здесь все зависит от помощи и благодати Божией, а не от слабых и ничтожных сил человеческих.
Но каким образом достигнуть помощи и благодати Божией?
Посредством смиренной и искренней молитвы. Предложи Господу Богу немощь естества своего, признавая пред Ним все свое бессилие, и нечувствительно от Него и дар целомудрия получишь,
возопий к Тому, ниже спасти тебя может, не хитросплетенными словами, но смиренными глаголами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Тогда восчувствуешь ты могущество Всевышнего и невидимых врагов видимою помощью прогонишь.
Одна ли нужна здесь молитва?
Нет! Кроме нее необходимы и все те
средства, от коих ослабевают силы блудной похоти.
Какие это средства, включая сюда и молитву?
Любострастными
помыслами не услаждайся, но в самом начале отражай их от ума и сердца усердною ко Христу молитвою. Плотскому желанию не повинуйся, но следуя заповеди Божией, противься ему (желанию) с мужеством.
Помыслы и
желания свои как можно чаще открывай отцу духовному. Воображай (подумай), что Бог в самом действии греха может погубить тебя. Приводи
на ум горькую смерть, суд Христов, вечные муки
и Царство Небесное. Воспоминай обеты свои, данные при Святом Крещении, а
если ты инок, то при пострижении в
монашество. Избегай праздности, и пиянства, и пресыщения и пребывай всегда в трудах, в молитвах, в чтении слова Божия и других полезных книг, в воздержании, во бдении и во
всякой добродетели, строго держась
всегда смиренномудрия.
Избегай общения с
женским полом или обращайся с ним, неизменно руководствуясь страхом Божиим.
Всяким хранением
храни от греха свое сердце и свои чувства, особливо же слух, зрение и осязание.
Люби безмолвие и уединение.
Какой способ победы над похотением
предлагают святой Нил и
святой Максим?
«Аще
хочеши победить блуд, – говорит первый из них, –
возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспоминай смерть, и николиже
беседу с женою, и победиши». «Изнуряй плоть свою, – говорит второй, –
постом и бдением упражняйся неленостно в пении и молитве,
и освящение целомудрия найдет на тя, любовь Божию носящее».
Кто же надежнее может победить плоть свою?
Тот, кто сам себя
отрекся. «Како бо не быти сердцем сокрушенному
тому, иже воли своей умре».
Каким образом совершается победа над похотением?
От лица этой страсти
некто говорит так:
«Ежели
ты мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки. Ежели пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги так, что далее шествовать не
возмогут. Ежели прилепишься послушанию, то тем самым от меня
разрешишься. Ежели снищешь смиренномудрие, то тем
отсечешь главу мою».
Какой признак совершенной чистоты души?
Знамение высочайшей
чистоты есть то, чтоб ко всем вещам, как одушевленным, так и неодушевленным, иметь
бесстрастное расположение. Или: истинной чистоты есть знак и в сонных привидениях
не чувствовать никакого (похотного) движения.
Кому можно уподобить любителей чистоты?
Святым Ангелам и Самому Богу. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Чистота
нас к Богу присвояет, и сколько нам
возможно, подобным Ему делает».
Чем награждается чистота в этой жизни?
Тем, что в чистые
сердца вселяется Дух Святый и дает им право
быть в числе сынов Божиих. «Вы несте во плоти, но в духе, –
говорит им святой апостол Павел, – понеже Дух Божий живет в вас. Елицы же Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божий». Итак, побеждай же плоть свою. «Духом ходите и похоти
плотские не совершайте. Плоть бо похотствует на
духа, дух же на плоть. Сия
же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» (Гал. 5,
16—17).
Всякого грешника должно ли любить, как грешника?
Всякого грешника
должно любить не как грешника, а как человека, и любить для Бога; Бога же должно
любить для Него Самого, от Которого все любящие
Его имеют все – и то, что существуют, и то, что любят Его.
Наказывает ли Господь детей за непочтение родителей?
Наказывает. Вот два
примера из многих. «Один крестьянин моего прихода, – пишет некий священник, –
деревни Бурныковки, по имени Алексей, в 1855
году отдан был в военную службу. Отец его, оставшись с двумя малолетними внуками, много
скорбел о единственном сыне. Но какова была радость его, когда через два года сын неожиданно
явился в отпуск с билетом – впредь до востребования! Отец его, как водится, сделал пир, созвал родных и знакомых и
угощал их, сколько было усердия. Но
Алексей, освободившись из-под
надзора, к несчастью, стал с приятелями своими вести жизнь разгульную,
отчего отец его сперва
не унимал и посматривал, как говорится, сквозь пальцы. Эта веселая
жизнь, начатая с радости, мало-помалу
обратилась в привычку, и Алексей стал
со своими знакомыми выпивать уже до
излишества. Тогда у отца, трезвого и
сердобольного, радость превратилась в горькую печаль. «Дитятко, дитятко,
– говаривал он, – пора бы перестать; у тебя
жена, малые дети, тебе бы учить их и
быть примером; а ты что делаешь? Нынче
пьян, завтра – то же, послезавтра – с приятелями. Разве государь, наш батюшка, для того
отпустил тебя ко мне?» – «Перестану, – был ответ, – когда не будет
охоты». Так хотел отец поддержать
ослабевшего сына; прибавил он и
ласки, и угрозы, но сын не внимал словам его, а за угрозы сердился.
Проходит год и два, а Алексей и не думает исправляться. Наконец, в 1860 году, 19 мая вечером, Алексей является к отцу в довольно хмельном виде. Отец по-прежнему принялся журить сына, которому уже давно надоели родительские
увещания. И вот он хочет подойти к старику, стоявшему у косяка среднего окошка,
и что-то сказать; но, не дойдя до него,
немного пошатнулся и оперся рукой, вместо косяка, прямо в раму. От сильного натиска стекло лопнуло,
разбилось и обрезало руку Алексея выше кисти; кровь ручьем полилась; Алексей в испуге бросился на близ стоявшую
кровать и зажал рану другой рукой.
«Алеша, что с тобою?» – «Ничего, батюшка,
– отвечал он, – все пройдет»; а между тем
обрезанную руку спрятал в одежду. Видя, однако ж, что кровь бежит из-под одежды, отец выхватил руку и нашел рану выше кисти, сделанную
как бы острием ножа. Началась перевязка, а кровь
ключом бьет; у старика от испуга дрожат руки, перевязка не ладится, кровь течет. Наконец перевязали, кровь
унялась; но к несчастью больного, на него напал сильный кашель, и как скоро начинал он кашлять, рана под перевязкой снова открывалась, и кровь опять начинала сильно
бежать. Спустя шесть дней после этого является
ко мне отец больного и просит напутствовать
сына его. Собираюсь, вхожу к больному, вижу его в сильном изнеможении, белого,
как полотно.
– Что с тобою, Алексей?
– Наказал меня
Господь, – было первым его словом, – за неповиновение родителю и за нетрезвую жизнь.
Я напутствовал
Алексея. «Батюшка, матушка,
жена, дети, простите меня, – проговорил он, – да простите же, я умираю». И действительно, вскоре после
моего отъезда он умер» (Странник, 1866, с. 125–126).
Дети! Помните пятую
заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти
будет и да долголетен будеши на
земли» (Исх. 20, 12). Видите, как верно
Слово Божие!.. Этот сын за непослушание родителю лишился и блага, ведя невоздержную жизнь, и оказался недолголетним,
умерев тридцати лет, как тот же
священник далее заявил.
«В приходе удельного
ведомства, – пишет один пономарь, – в деревне Н. известно мне одно семейство, состоящее
из матери старушки и двух ее сыновей с их семействами.
Отец оставил детей
своих малолетними; они выросли под присмотром матери, которая воспитывала их в благочестии и страхе Божием, скопила для них
порядочный капитал, вместо ветхого
дома выстроила им новый, обеспечила их всем,
что нужно крестьянину, и женила. Находясь
под опекой матери, дети повиновались ей, жили хорошо, благочестиво и трезво. Но женившись
и вступив в волжский промысел, называемый лоцманством, вскоре совершенно переменились, стали
развратны, дерзки, безчинны и, особенно, нетрезвы; сквернословие почти никогда не сходило
у них с языка. Вместе с тем они сделались крайне непочтительны, к своей матери и дерзким
своим обращением с ней подавали повод и своим семействам не уважать ее. Особенно же непочтителен был к старухе матери младший ее сын. За
это Бог вскоре и наказал его.
Раз мне случилось
прийти к ним в дом, и я был личным свидетелем крайнего его неуважения к родительнице. Когда
начала она убеждать его, чтобы он вел себя
прилично, как хороший человек и добрый христианин, чтобы меньше занимался
вином и старался бы быть благочестивым и
почтительным к своей матери, да чтобы и детей своих учил страху Божию, он не только не хотел слушать ее, но при мне же выбранил ее скверными словами и в самых язвительных выражениях излил на нее свою злую дерзость. Мать не вынесла такого оскорбления от своего сына и тут же во гневе сказала:
«Ослепнуть бы тебе, окаянному, за
такие слова и поступки твои». Непокорный
сын, однако ж, не только не перестал ругаться,
но стал еще более обижать старуху. Слова матери не остались втуне: не прошло и двух месяцев после этого, как сын ее действительно ослеп и гритом без
всякой видимой причины; глаза его по
сие время свежи, как здоровые, но решительно ничего не видят; в прошлом году, в
декабре, ходил он в Москву лечиться,
но там не помогли ему» (Странник,
1866, с. 43–44).
Что значат слова Иисуса Христа: «Аз есмъ путь и истина и
живот» (Ин. 14, 6)?
Слова эти значат: через
Меня, как сказал Иисус
Христос, приходят, ко Мне приходят, во Мне
пребывают. Ибо когда к Нему приходим, приходим
и ко Отцу, и познаем посредством равного – Того, Кому
Он равен, и связуемся Духом Святым, да вечно пребудем в соединении с верховным и неизменяемым благом.
«20» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)
inok@lline.net