Как избавиться от осуждения ближнего?
Положи в сердце
твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны малому сучку (святой Пимен
Великий).
Как увидишь падение
во грех человека, то воззови о нем ко Господу, чтобы Господь простил
его за сей грех. Сколько раз ты помыслишь так, столько будешь иметь
добрых дел от каждого дня.
Некоторые, не зная
сей хитрости, стараются осудить сего
человека, но помните: сколько раз за
день осудите, столько и враг запишет вам злых дел.
В храме меня часто одолевают хульные помыслы. Что делать?
Кто начинает жить по заповедям Божиим, тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме.
Вы не отчаивайтесь в то время, но
прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю – и получите за сие награду, как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.
Отчего рождаются мертвые дети?
Мертворожденные
бывают от двух причин: во-первых, от несоблюдения супружеских законов; во-вторых, от воли Господней. Господь в притче Евангельской сказал, что и волос с головы не
спадет без благословения Божия.
Когда я сделаю какое-нибудь доброе дело, мне сразу хочется рассказать о нем. Допустимо ли это?
Как трудно спастись
от тени своей, так и трудно делать добрые дела без тщеславия.
Чтобы удержать в
тайне доброе дело свое, пришедши
похвалиться им кому-нибудь, – похвались ему прежде грехами своими, а если не в силах
рассказать грехов своих, то не рассказывай и о
добрых делах, ибо Господь сказал: сделай тайно, а Я воздам тебе явно.
Как относиться к подчиненным?
Подчиненных храни
милостями, облегчением от трудов, а не ранами. Напои, накорми, будь справедлив, Господь
терпит; Бог знает, может быть, и еще протерпит долго. Ты так
делай: аще Бог
прощает – и ты прощай (прп. Серафим
Саровский).
Совершенно нет времени для молитвы. Как быть?
Для тела у нас
время есть: находим время пить чай, обедать, ужинать, а
Господу и десять минут трудно уделить! Это Тому, Кто дает нам все.
Я сомневаюсь, что мой муж исправится.
О исправлении того
только должно сомневаться, кто во аде находится с бесами (свт. Иоанн Златоуст).
Как быть, если одолевают помыслы?
Иногда враги целым
полком собираются на одну душу, но и тут не смущайтесь, а просите о помощи Ангела своего,
– и они посрамлены будут, а вы получите венец сердечной радости.
Надо ли изучать Писание?
Незнание
Писания – великая стремнина и глубокая пропасть
(свт. Епифаний Кипрский).
Как избавиться от отчаяния?
Никогда нельзя
отчаиваться даже и в больших грехах: псалмопевец Давид впал в блуд, но покаялся – и
стал пророком; Мария Египетская оставила блудную жизнь – и ходила по реке, яко по суху, и когда молилась, то
на воздух поднималась Духом
Святым.
Надо ли плакать о своих грехах?
Сколько будем плакать и раскаиваться в
том, что ныне не плакали и не приносили
покаяния! (авва
Стратигий).
С какого возраста надо начинать воспитывать ребенка?
Дитя нужно
воспитывать с малолетства. Когда дитя напоено и накормлено, то оно должно сидеть спокойно и не у
матери на руках, чтобы ребенок приходящему радовался.
Если ребенок у матери сидит, а у отца не хочет, то у него уже есть корень
гордости и самолюбия. Затем, ребенку до совершеннолетия нельзя давать вина;
надо приучать
его ко храму Божиему и
молитвам; домой он должен приходить в определенные часы, иначе его следует наказать; никогда не
принимайте краденого им. Воспитывайте ребенка
так – и по смерти вашей он будет
благодарен вам. Возьмите в пример
малое дерево: его легко и пересадить
и привязать, чтобы оно росло прямо, а
старое не пересадишь и не исправишь. Точно так же и дитя: приучайте его с малолетства к добрым делам, иначе вы будете считаться не отцами, а детоубийцами.
Если же ребенок уже вырос в безбожии и
закоренел в дурных привычках, то надо молиться за него, чтобы Господь простил
ему согрешения, а не осуждать его.
Можно ли прожить без скорбей?
Скорби
и искушения признаются Священным Писанием и святыми отцами величайшим даром Божиим (свт. Игнатий
Брянчанинов).
Как соблюсти девство?
Девицы, которые
соблюдут девство до венца, передадут потомству благочестивую жизнь, а те
девицы, которые вечно останутся в девстве, имеют чин ангельский и вместе с Ангелами будут находиться со
Спасителем, и надпись над ними: преподобные. Но чтобы соблюсти девство,
нужно знать хитрости врага,
ибо девица есть корабль, который должен
плыть по морю, не подплывая к опасным
местам, где разбойники ожидают его, чтобы
ограбить. Так и девицы не должны без уважительных причин ходить в опасные для их душ места, а если и случится
необходимость, то как можно скорее уходить
оттуда и не надеяться на самих себя. Если
пробежать по раскаленным угольям, то обувь не успеет прогореть и не обожжет ног,
но если стать на уголья, то обувь прогорит и обожжет ноги. Также и отсыревший порох: если поджигать его достаточно долгое время, то вода испарится и порох вспыхнет. Приводите себе это на память и зорко храните свое девство.
Что надо исполнять желающим спасения души?
Те
люди, которые желают иметь подвиги, как святые, должны исполнять следующее: 1) привыкать к теплым молитвам; 2) неотступно
побеждать страсти; 3) иметь чистоту
сердечную; 4) иметь любовь и
молчание; 5) блюсти себя от всего недоброго,
хотя бы оно было и незначительно, потому
что от малого перейдете к большому, а предела греху нет.
Как победить страсть?
У каждого человека
есть свои страсти, которые он никак не может побороть. У одного главная страсть –
сквернословие, у другого – воровство, одни никак не могут насытиться богатством, другие не
желают слышать слова Божия, иные любят осуждать людей, другие же никак не могут отказаться от
блуда. Чтобы победить господствующую в нас страсть, необходимо, во-первых, соединение со Христом в Таинствах исповеди и Святого Причастия и, во-вторых,
посильное доброделание, понуждение себя к исполнению заповедей Божиих. Победив главную страсть, легко уже победить и
малые страсти.
Пропала любимая вещь, и я очень горюю.
Не нужно тужить и плакать об украденных, сгоревших, пропавших
или потерянных вещах, но в то время, когда это случится, вспоминайте слова Спасителя,
что волос с головы не спадет без позволения Божия. Эти несчастья Господь
попускает
нам, любя нас. Господь сказал: соберите сокровища ваши на небе, где они не заржавеют и моль не изъест (Мф. 6,
20), но мы сего не исполняем. Тогда
Господь, подобно любящей матери, которая
купает своего ребенка, хотя он и плачет, заботясь о нашей вечной жизни, попускает украсть у нас вещи и т.
п. Но кто будет тужить и не прощать тому, кто украл вещи или иным образом повредил нам, тот прогневляет Бога. Господь не сказал в Евангелии: скорбите, проклинайте обидящих вас – и получите награду на небесах, но сказал: если простите, то и прощены будете, имение ваше сторицей возвратится вам.
Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?
Святой Феофил
предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и
стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал:
«Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все
святые», – и скончался.
Пример этот поучает
нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при
жизни.
Полезно ли читать Писания?
Чтение
Писания – великая защита от греха (свт. Епифаний Кипрский).
Хочу спастись. Что делать?
Кто желает истинно
спастись, тот пусть не противится лекарствам: скорбям, печалям и разным несчастьям,
находящим на нас.
Как помочь ближнему
избавиться от страсти?
Если желаешь
избавить брата от страсти, которая обладает им, то тайно молись за него, а
к нему будь
ласков – и тем избавишь его от страсти.
Грех ли заботиться о славе людской?
Демоны не боятся ни
поста, ни сна на голой земле, ни принятия нищих, если мы делаем это только ради
славы человеческой.
Несколько раз исповедовал один и тот же грех, но мне кажется, что Господь не простил
мне его.
Прежде содеянных
грехов не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя
Богу и покаянию. В этом не
сомневайся (святой Антоний Великий).
Всем ли открывать свои помышления?
Помышления твои
открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою (святой Антоний Великий).
Можно ли повеселиться на масленицу?
Масленица лишает человека вечных небесных
благ, когда она проводится в пресыщении и
непотребном веселье. Ибо не дана ли она нам для того, чтобы уже начать
воздерживаться в пище и готовить свою душу к
покаянию?
Как переносить напрасные обиды?
Монах Моисей спросил
своего послушника Захарию: «Как мне спасти
свою душу?» Захария ответил: «Тебе ли спрашивать меня?» Моисей сказал ему: «Истинно говорю тебе, когда ты молишься, то я вижу над тобою Дух Святой». Тогда Захария снял с себя шапку и стал мять ее ногами; потом спросил: «Что мне ответила эта шапка?», – «Ничего», – отвечал Моисей. «Так и ты поступай – и спасешься; ибо для спасения нам должно
переносить в жизни напрасные обиды».
Как избежать искушений перед Причастием?
Перед Причастием
враг искушает душу нашу; но прибегайте скорей к Богу – и Господь поможет вам и изгонит
врага из сердца.
Можно ли представлять в своем воображении предметы невидимого мира?
Святые отцы,
советуя вспоминать о предметах невидимого мира, воспрещают изображать их в уме мечтою: предметы эти совсем не таковы, какими
рисуются они в воображении человека плотского
и страстного. Дозволение себе мечтательности
есть отверстая дверь в область лжи – этого
непременного условия и начала погибели человека; дозволение себе мечтательности
есть отступление от истины и произвольное самообольщение. Но при
особенном нашествии блудных помыслов, когда демоны усиливаются запечатлеть нас образами сладострастия, допускается воображение адских мук и ужасов: тьмы вечной, вечного горького молчания и вечных бесплодных стонов, огня геенского,
в котором, как в море, тонут
грешники. Образами адских ужасов могущественно изглаждаются
сладострастные образы (свт. Игнатий Брянчанинов).
Необходимо ли покупать душеполезную литературу?
Приобретение
христианских книг для имеющих средство к такому приобретению – необходимо; одно зрение этих
книг останавливает в нас стремление ко греху, возбуждает
в нас стремление к добродетели (свт. Епифаний Кипрский).
Должно ли кропить святой водою тело и гроб умершего?
В православном
обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит святой водою
тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.
Почему так важно скрывать свои добрые дела?
Потому что открытие
их людям уничтожает их. Свт. Феофан Затворник пишет: «Сколько можно скрывайте свои дела
по жизни духовной, а ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не
обнаруживайте их».
Конец и Богу слава!
«22» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)