Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ 24.04.24
Говорят, что должно бояться злой привычки более, нежели врагов

Говорят, что должно бояться злой привычки более, нежели врагов. Почему?

Если привычка потребует сего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой. И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь.

 

Как правильно целовать иконы?

Лобызая святую икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых – руку, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власины.

 

Что читать по усопшему на пасхальной неделе?

На Пасхе у гроба усопшего не следует читать Псалтирь, заменяя ее или чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или чтением Святого Евангелия, даже у гроба мирянина.

 

Важно ли освящать пищу, питье и помещение свое?

Воздух освящается кроплением святой воды и молитвою, пища – кроплением и благословением, все освящается – крестом. Очень важно освящать пищу. Пища имеет большое влияние на состояние как нашего тела, так и духа. Принеся с базара провизию, прежде чем обмыть ее водой, хозяйка должна омыть ее крестным знамением – очистить от духовных микробов и бацилл. Крестное знамение может уничтожить даже силу яда. Важно также освящение не только пищи, но и жилища своего, постели, хозяйства.

 

Почему иногда глумятся над тем, кто часто исповедуется?

Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу, – отвечал иеросхимонах Александр Гефсиманский. – Он понимает великую пользу для души, какую приобретает человек через исповедание своих дел... Но поверь, несомненно: на общей исповеди в один раз, где же все припомнить, все недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех душевных пороков? Это много удобнее при постоянном наблюдении над собою и постоянной исповеди своему духовнику.

 

Можно ли отомстить за обиду еврею-нехристю?

Не советую тебе мстить. Хотя еврей и нехристь, но все же он нам ближний; может быть, он изменится так же, как Савл, который, приняв христианство, сделался Павлом. Мы должны оставлять Господу Богу отмщение за те обиды, которые наносят нам ближние; Он воздает всякому по делам его, а наше дело – простить оскорбителя.

Для этого представляю тебе следующий пример.

«Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу и, рассказав, что и как между ними происходило, с гневом воскликнул: «Не премину отомстить ему!». Сколько старец ни уговаривал его, сколько ни советовал ему, чтобы он мстить за себя предоставил Богу, огорченный инок не слушал его и беспрестанно повторял: «Не могу быть спокоен, пока за оскорбление не воздам оскорблением». Оплакивая заблуждение инока, старец несколько умолк, потом сказал ему: «Время молитвы; принесем, любезный брат, жертву Богу». Старец встал и начал читать следующее: «Господи Боже наш! Мы на Тебя не уповаем; не пекись о нас, не мсти за нас; мы сами все начнем и кончим». Услышав сие, инок ужаснулся и пал в ноги старцу. «Не хочу иметь ссоры с моим братом, – сквозь слезы говорил он, – не хочу мстить ему». Потом, обратясь к Богу, воскликнул: «Един Мститель неправды! Прости мое согрешение!». Старец, веселясь о покаянии инока, сказал ему: «Будь уверен, сын мой, что претерпевший досаду без труда спасется; тот же, кто гневается на брата своего, тот погубляет всю свою добродетель и работает диаволу» (Пролог, 20 июня).

Вот и ты так делай! Положись на Господа, и Он Сам накажет за твою обиду.

 

На что следует обращать внимание при выборе супруги: на богатство, красоту или на ее благородство?

Ни на первое, ни на второе, ни на третье, а следует обращать особенное внимание на разум и сердце, о чем свидетельствует следующая священная повесть:

«Когда греческому императору Феодосию II исполнилось двадцать лет, то его старшая сестра и соправительница святая Пульхерия почла за первую обязанность избрать ему супругу, достойную царского сана. Но так как богатство и знатность рода не считала она в числе достоинств, то и не могла долгое время найти супругу своему брату, царю.

Наконец непредвиденный случай удовлетворил желание сердца ее. В Царьград приехала девица Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, прекрасная, разумная и кроткая. Причина приезда ее в столицу была довольна примечательна: отец Афинаиды, умирая, разделил все свое наследство сыновьям, ничего не оставив дочери, кроме нескольких златниц. Когда родственники спросили его, почему без всего оставляет дочь свою, он сказал только: «Довольно для нее красоты и разума», и с этим словом скончался. Братья Афинаиды были настолько жестокосердечны, что ни в чем не хотели нарушить завещания отца своего. Растерзанная горем девица, почитая память родителя, не могла простить столь непонятного равнодушия братьев и решилась искать правосудия у престола, принеся жалобу святой Пульхерии. Царевна, увидев красоту Афинаиды, ее разум и невинность сердца, вознамерилась сию сирую девицу сделать участницей трона; сама была матерью при купели ее и вскоре сочетала браком с царем, своим братом» (см. житие святой Пульхерии, 10 сентября).

 

Как поступать, когда соблазняешься, если другие вольно выражают свои мысли, или оскорбляешься, когда не видишь у иных кротости в обращении с другими?

Уверь себя, что это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают, равно, как не знаешь, с какой целью и я с кем-либо так, а не иначе поступаю. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других.

Ты христианин, а потому не имеешь права судить – где, когда и как с кем поступают.

 

Как найти удобнейшее средство к погашению чувственной страсти?

Первое и обыкновенное средство к отсечению плотской страсти состоит в удалении от предметов, разжигающих душу, равно как и строгое воздержание. Трудно уцеломудриться среди соблазнов мира. Полезно также памятование о своей тленности и скором приближении часа смертного. Как жалко видеть людей, которыми владеет такая страсть, поверженными в неудобоисцельные болезни или лишившимися ума, или изнуренными ревностью, пронзенными вероломством и изменой, мучающимися прежде смерти в адском огне отчаяния.

 

Каковы обязанности супруги-христианки?

Премудрый царь Израильский указывает на следующие обязанности супруги-христианки (между прочими другими обязанностями): «Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее – хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды... Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее... Встают дети и ублажают ее, муж – и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их"» (Притч. 31, 12–21, 25, 28–29).

 

Что делать, чтобы Господь услышал молитву?

Если желаешь приносить Богу молитву чистую, то испытай прежде ум свой и устрой так, чтобы когда будешь говорить: умилосердись надо мной – и ты был милосерд к умоляющему тебя; когда будешь говорить: не помяни моих согрешений – и ты не помнил согрешений ближнего своего; когда будешь говорить: не помяни моих грехопадений вольных и невольных – и ты не памятовал обид, которыми был огорчен. Если этого не сделаешь, то напрасно будешь молиться. И Бог не услышит тебя, как свидетельствует Священное Писание. Так, в Евангелии Господь заповедует молиться таким образом: «И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 12, 14). И в Евангелии от Луки говорит: «Отпущайте, и отпустят вам» (Лк. 6, 37). И в другом месте научает учеников молиться так: «И остави нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему» (Лк. 11, 4).

 

Что такое покаяние?

Покаяние есть врачевство, грех истребляющее; оно есть дар небесный и сила чудесная, которая, по милости Божией, силу возмездия за преступление закона превозмогает. Вот почему оно не отвергает блудника, не отгоняет прелюбодея, не отвращается пьяницы, не гнушается идолослужителя, не презирает ни укорителя, ни хульника, ни гордого, но всех изменяет, ибо покаяние есть горнило, всецело очищающее грех. Настоящая жизнь наша есть время покаяния. Великая опасность предстоит нам, обремененным грехами, если покаянием не предотвратим вечного наказания, не предварим лице Его в исповедании и не угасим пожар греховный слезами раскаяния и умиления. Велик огнь греха, но погашается слезами.

 

Что должно заставлять христианина исполнять свои гражданские обязанности?

В благоустроенном обществе различные сословия существуют для того, чтобы члены общества носили тяготы друг друга, т. е. помогали друг другу в достижении благоденствия внешнего и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а они, в свою очередь, служили высшим, по мере сил своих и по роду занятий своих. Поэтому, очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руководить христианином в исполнении гражданских обязанностей. Но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему. Святой апостол Павел учил христиан повиноваться гражданским властям и законам (Рим. 13, 1—8) и, сообразно со значением начальников гражданского общества, воздавать каждому из них должное: «Емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и) емуже честь, честь»; все эти и подобные им гражданские обязанности апостол соединяет в одну великую, всеобъемлющую обязанность христианина: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон».

 

Как следует поступать при виде соблазнов?

Если ты видишь соблазны вокруг себя, обращайся от них к святилищу твоего духа, и они легко останутся вне тебя. Гнетут ли сердце твое обиды – обращайся к Господу с молитвой о терпении, и они составят евангельское блаженство. Затрудняют ли путь твоей жизни мрачные обстоятельства – держись помазания, еже «имате от Святаго», и оно научит тебя всему (1 Ин. 2, 20). Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегать к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах.

 

Сколько надо терпеть?

Область терпения широка и продолжается в течение всей жизни человека, равно как объемлет собой все судьбы человечества в этом мире. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол. Выйдя из терпения, он тотчас подвергается опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига; а без подвига нет добродетели или дарования духовного, нет спасения. Ибо «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11, 12).

 

Что нужно, чтобы всегда быть спокойным и ничего не бояться?

Чтобы всегда иметь покой, нужно не полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном слове. Оно нам крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господне, которое для нас стена и ограда. Господь изрек: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

 

«17» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг