Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ 28.03.24
Как воспитывать детей

Как воспитывать детей?

Свт. Феофан Затворник говорит: «Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия... А одна мать, взятая на время в загробный мир, была судима более за сына, чем за свои грехи... Детям надобно прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство... От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать... В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность... Не тот мудр, кто умеет наказывать, но тот, кто умеет предохранить от проступков». «Оставляй сыну своему не богатство, не золото, не серебро, но христианскую науку, не пышный дом, но умение терпеть, не знатных, но добрых религиозных друзей», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Родители должны всю жизнь ребенка обставлять обычаями Церкви. Сюда относятся, по указанию свт. Феофана Затворника: частое ношение детей в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, молебны... Бывало, приведут матери причащать ребенка в храм и предварительно ничего не скажут ему ни о Боге, ни о том, куда и зачем его ведут. Стоит мать, молится Богу, а на ребенка совсем не обращает внимания, бегает ли он возле нее или стоит спиной к святым иконам и рассматривает соседей. Лучшее богатство, какое можем мы дать детям своим, есть то, чтобы хорошо воспитать их, т. е. чтобы имели они нрав добрый.

 

С какого возраста необходимо духовно развивать ребенка?

Уже грудного ребенка хорошо подносить к иконам. В духовном отношении самые ранние годы очень важны для развития ребенка. Сюда можно отнести частое причащение, ношение в храм ребенка, благословение священническое и родительское, окропление святой водой, моление о ребенке, духовные беседы с ним и при нем.

 

Как смотреть на общую семейную молитву?

Совместная молитва имеет большое значение – она соединяет всю семью, сближает ее. Сам Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их есть». Посему хорошо завести обычай, чтобы вся семья собиралась вместе в комнате перед иконами для того, чтобы начинать и заканчивать день молитвой. Во время общей семейной молитвы можно распределить чтение молитвы среди членов семьи. Хорошо также включить молитву Иисусову в наше молитвенное правило.

 

Какая бывает милостыня?

Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим, – сказал свт. Феофан Затворник.

 

Чем отгоняется Дух Божий?

Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.

 

Как разумно читать божественные книги?

Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие – для средних; Божие Слово – для совершенных. Пред чтением надо упразднить душу от всего, обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, – сыта значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для слова Божия – утро, житий святых – после обеда, святых отцов – незадолго пред сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа.

 

Можно ли читать развлекательные книги?

Отравить себя ядом – это прочитать худую книгу. Чтение празднословных книг ведет к ошибкам, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает нужное к спасению нашему, к счастью временному и блаженству вечному. Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Божий.

 

Почему после совершения греха надо тотчас каяться, а не носить в себе грех?

Грех отгоняет благодать Божию. Всякий грех, покаянием не очищенный, тотчас тягостью своей влечет к другим, а это часто мы забываем.

 

Как принимать у себя посетителей?

Приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, должно принимать с лаской и веселым видом, а внутренне смиряться и считать себя ниже его. Хорошо отпустить от себя посетителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сластями (для детей), хорошо снабдить ближнего божественной книгой (сообразуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые приходят к нам с целью развлечения, и отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем духовный вред и разорение через их болтовню.

 

Когда молитва ставится в грех?

Нет большего греха, – учил свт. Феофан Затворник, – как молиться Богу без страха, внимания и благоговения: молиться языком, а умом с бесами вести беседу.

 

Что означает выражение «могильщики молодости»?

Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделье).

 

Как бороться с посторонними мыслями?

Во время молитвы и духовных рассуждений, – советует нам архимандрит Феофан Новоезерский, – остерегайтесь принимать какие-либо посторонние мысли; с запрещением говорите мысли своей: «Именем Божиим, запрещаю тебе!» – и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия.

 

Часто советуют больше кушать. Как относиться к таким советам?

Читаем у святого Ефрема Сирина: «Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей». Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов.

 

Как быть, если руководителя нет?

Правду говорит К., что ныне нет настоящих руководителей, – отвечал на подобный вопрос свт. Феофан Затворник. Однако же с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании со страхом Божиим и молитвою.

 

Как лучше спрашивать старцев, одного или многих?

Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей и вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй от рассуждения человека в старце... Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу.

Святой Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Посему хорошо весьма о всем вопрошать, но опытных, а неопытных – опасно, потому что они не имеют рассуждения.

 

Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?

Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе и видит все твои сокровенности, и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему, – учит свт. Феофан Затворник.

 

Иногда после чтения духовных книг ум остается бесплодным. Как избежать этого?

При чтении святых книг не оставляйте их до тех пор, пока не почерпнете себе какого-либо урока или правила для жизни.

 

Что важно в работе?

Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается (с ропотом или гневом, недовольством, празднословием, со скверными мыслями или с молитвой и богомыслием и т. п.).

 

Что важнее: богоугождение или учение в школе, институте?

«Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому не должно, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота», – говорил свт. Феофан Затворник. Помните, что религия – древо жизни, наука – древо познания добра и зла. Религия – связь с Богом, наука – связь с миром. Старцы говорят: «Образованность мирская не сообщает совершенств духовных».

 

Служебные дела суетны ли или нет?

Свт. Феофан Затворник пишет: «Дела службы не суетность: это Божий дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг... Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность – дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и бесполезные».

 

Есть ли польза от болезней?

Скорбь, теснота, болезнь, труды сближают нас с Богом, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.

 

Всегда ли необходимо исполнять желания ближних?

Из любви к ближним не должно делать того, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их беспорядочные привычки. Также и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство. Об этом го­ворит епископ Иаков Нижегородский.

 

Не слишком ли мы ценим светских писателей и воспитателей и не в ущерб ли благочестию своему, вере и преданности Богу и Церкви?

Да, действительно так, – говорил святой Иоанн Кронштадтский, – ибо мы видим, каковы плоды мирского воспитания детей наших, воспитания, основанного на изучении мирских писателей и на отчуждении от святого Писания и от Церкви. Что из них выходит! Неуважение к Церкви, неохота к Богослужению и молитве, непочтение к родителям, начальникам, пристрастие к внешности, забвение о цели существования своего на земле или извращение этой цели, неверие в Бога, вообще безцельность жизни и безотчетность в ней, вольномыслие, попрание совести, богохульство, страсть к зрелищам и прочим светским развлечениям.

 

Можно ли часто собороваться?

Старец Макарий Оптинский писал: «Частое соборование я не одобряю: для чего? А ты это очень часто повторяешь без разума... другое дело – Таинство исповеди и Причащения, это нужно и часто повторять, а то – часто не нужно».

 

Как быть, если хочется помолиться с поклонами?

Когда придет желание помолиться среди правила (или вообще) особенной молитвой и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению (прп. Амвросий Оптинский).

 

Всякий ли мир угоден Богу?

«Не заключим мира во вред учению истины», – говорит святой Григорий Богослов. И в Евангелии от Луки, в главе 23 стихе 12, читаем, как стали друзьями Ирод и Пилат после поругания Иисуса Христа, ибо прежде имели между собою вражду.

 

Чем лучше заниматься вечером перед сном?

«Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять (через покаяние, сокрушение), – го­ворит свт. Феофан Затворник, – чтобы она осталась свободною с одним Господом. И так отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою». Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и каяться в них перед Господом.

 

Можно ли спастись без исполнения своих обязанностей?

Сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое – от Бога, так и то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется (свт. Феофан Затворник).

 

Важно ли, с кем дружить?

Дружба не должна увлекать нас ко греху.

 

Как держаться золотой середины, чтобы не быть ни угрюмой, ни излишне веселой?

Когда видишь, что около тебя человек унывает, придешь, например, к К, видишь, что она нос повесила, тогда надо взять себя в руки, быть веселой, ободрить другого, а если идет все гладко, то надо говорить о серьезном, а не болтать, вообще заботиться о пользе других и делать все на пользу другим. И не только дела так располагать, но и слова.

 

Какие на молитве признаки посещений Божиих и какие вражиих?

При благодатных явлениях или посещениях Божиих бывают добрые мысли и чувства: радость, любовь к Богу и к ближнему и даже к врагам, смирение, самоукорение, покаянное чувство, сокрушение, умиление, спокойствие сердца, мир ко всем, желание всем добра и спасения. При вражиих же: гордость, сознание собственного достоинства, злоба, ненависть, жестокость, беспокойство, смущение, сомнение в явлении.

 

«12» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг