Как молиться женщине, готовящейся стать матерью?
Ты беременна, а
потому молись ко Господу Богу так: «Благодарю
тебя, Создателю мой, что Ты привел меня в такое состояние, в котором сознаю себя
матерью! Отрадное, желанное для моего сердца сие название! Но в приятном сознании
сего наименования
исповедую, подобно святой Соломонии, матери святых мучеников Маккавеев, что не постигаю, как образовалось и
возрастает живое существо, ибо не я устроила нежные члены тела его, не я одушевила его жизнью. Ты, Господи,
даровал бытие и жизнь этой крошечной твари,
извещающей меня своим движением во мне о своем существовании! Соделай же меня истинной
христианской матерью и удостой участи
тех святых матерей, которые
приобрели вечное спасение с рожденными от них детьми. И даруй мне, подобно матери Самуила пророка, постом и молитвой усвоить себе имя матери. Очисти меня от всякой скверны греховной, ибо сознаю, что как во грехе я сама родилась, так во грехе зачала ощущаемое во мне создание. Потому, веруя и исповедуя,
что Ты Един, Христе Спасителю, безгрешен, предаю себя всецело отеческому Твоему промышлению о мне и всей крепостью души моей умоляю
благость Твою: доверши творение Твое, зачавшееся во мне, и поддержи Твоей
благодатью немощь мою в ношении сего
бремени и даруй мне терпение всегда,
но особенно в настоящем моем состоянии!
Зная же, что, по определению всесвятой Своей правды, изреченному в лице первой матери
всем женам, меня ожидают еще болезни рождения, покоряюсь сему святому
определению со смирением и полной преданностью Твоей воле. Но, Господи, укрепи мою немощь в час разрешения моего от бремени, ниспосли
для сего Свою силу
моему безсилию, поддержи ею слабое телосложение мое, огради меня с рождаемым мною созданием Твоим святыми Ангелами Твоими».
Возможно ли не употребляющему вина быть пьяным и пьющему вино быть трезвым?
Возможно, ибо в
Писании сказано о упившемся «не вином» (Ис. 51, 21). Без вина упивается тот, кто не
оставляет исступление и не удерживает буйство страстей благочестивым рассуждением. Можно и
употребляющему вино быть трезвым душой и бодрым во всех душеспасительных делах, ибо если бы было невозможно, святой апостол Павел не дал бы
ученику своему, святому апостолу Тимофею, такого совета: «Употребляй немного
вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Ибо пьянство
есть не что иное, как исступление естественного ума, превращение сердца,
оскудение смысла, лишение разума: все оное не от одного винного пьянства происходит, но и
от пьянства ярости и непорядочного похотения.
Как возлюбить Господа Иисуса Христа?
Более всего укрепляет и усиливает нашу любовь ко Христу сердечное
размышление о страданиях Христовых.
Для этого хорошо каждый день выбирать
какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышлять о нем и
чаще вспоминать в продолжение дня. От этого
всегда получим дух терпения,
кротости, ежедневного произвольного умерщвления и
благодарной, совершенно преданной
любви ко Христу. «Как ты проводишь время?» – спросили пришельцы одного, почти
не умевшего читать пустынника. Пустынник сказал: «Спаситель наш одарил
меня зрением и я всегда смотрю». – «На что?» – «На страсти Христовы. Они всегда у меня перед глазами. В них я нахожу все, что мне нужно, – и ничто так не прилепляет меня любовью ко Господу моему
Иисусу Христу, как дарованное Им мне зрение».
Все мы, без
исключения, можем подражать этому пустыннику!
Как предохранить душу от пристрастия к тленным вещам?
Благоговейно и
благодарственно размышляй о даруемом Благодатью величии души своей и многоценности ее в очах Божиих. Представь себе, как на картине, обширность земли и рассмотри беспристрастно предметы, наполняющие ее: сколь они ничтожны
покажутся тебе в сравнении с
достоинством души человеческой, возведенной Божиим
человеколюбием священнотайным образом до степени
совершенства, подобного житию Ангела. Из этого увидишь, что всякая вещь
до крайности малоценна перед высоким
благородством души христианской. «Кая бо польза человеку, – говорит Господь наш, – аще
мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?»
(Мф. 16, 26). Если же это так, то подумай, – несравненно худшее недостойно быть любимо перед драгоценнейшим и без сравнения лучшим, т. е. тленное вещество перед нетленной и бессмертной душой.
Посему правильная
любовь к своей душе требует ревностно заботиться о дарованиях и благах духовных, для спасения нашего полезных, а
не увлекаться пристрастием к тленным вещам,
которые не могут насытить бессмертную душу.
Каким образом избавиться от рассеяния мысли во время молитвы?
Молясь устами, молись
и умом, т. е. устремляй ум в силу слов молитвы. Если по немощи или по прилогу вражию среди молитвы увлечешься размышлением о каком-либо предмете, то, ощутив свою неосмотрительность, воздохни с сокрушением
ко Господу и с большим жаром углуби свое внимание в молитву; всегда поступай так, и ощутишь пользу. Постоянство ума и бодрство привлекают
в душу особенные дары благодати.
Как
избавиться от застарелых греховных привычек?
Как змея не может
совлечь с себя старой кожи, если не проползет сквозь тесную скважину или щель,
так и мы не можем совлечь с себя застарелых своих привычек во
грехах и греховной одежды ветхого человека, если не будем ходить по тесному и
прискорбному пути воздержания и самоотвержения.
Почему весьма важно время земной нашей жизни?
Время земной нашей жизни весьма важно, во-первых, потому, что оно весьма коротко и неизвестно, когда кончится; во-вторых, потому, что оно невозвратимо; в-третьих, потому, что оно назначено для исполнения многих и весьма важных дел; в-четвертых, потому, что оно связано с нашей вечной жизнью; наконец, время нашей земной
жизни для нас крайне важно потому, что только
в настоящей жизни дается нам благодать Божия,
и посему только в настоящей жизни мы можем
сделаться способными получить вечное спасение,
постоянно пользуясь Божией благодатью. «И якоже лежит
человеком единою умрети, потом же суд» (Евр. 9,
27).
Каковы видимые залоги общего воскресения нашего?
Видимые залоги
общего воскресения нашего суть останки праведников Божиих.
Они служат для верных
видимым залогом общего воскресения всех, а для слабых – опорой веры в минуты ее колебания. Поэтому с верой и
упованием лобызай святые мощи угодников Божиих, как видимые залоги общего
освобождения твоего и всей твари из работы, смерти и тления! Приноси чаще
«перст твой семо», осязай эти бренные тела, благодатью и проразумением
Божиим соблюдаемые в нетлении, и – «не буди
неверен, но верен» (Ин. 20, 27).
Кроме слепоты телесной, есть ли еще другая слепота?
Есть слепота
душевная, она опаснее телесной! Слепец по телу сознает свое несчастье
посредством ума; но кто убедит душу в ее слепоте духовной?.. Слепец по телу не любит своего
состояния, но духовно слепотствующий,
обыкновенно, любит тьму свою. Слепец по телу любит и стремится к чувственному свету, – но для слепотствующего
духом нестерпим свет духовный. Никогда слепые не позволяют себе состязаться с видящими о том, чего
не могут ощущать зрением, но не таковы духовно
слепотствующие! Они твердо уверены в том, что видят ясно и чисто, даже называют слепцами тех, которые не умствуют и не поступают подобно им. Слепец никогда не
берется быть руководителем другого по пути,
не известному для него, но не так
поступают слепотствующие духом! Они чаще всего предлагают себя в вожди для других, отчего и вводят их в заблуждения. Кто сознает свою слепоту духовную, тот перестает уповать на себя и правду свою и, подобно пророку Давиду, вопиет: «Господи! Открый
очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18).
Что следует делать для преодоления страстей?
Желай исправить себя,
и Бог Всемогущий даст тебе по сердцу твоему, ибо начало добродетелей
и источник
их есть расположение, желание добра о Господе. Человек должен обуздывать
страсти, но победить их сам не может. Это дело десницы Вышняго, произволение Его Божественной силы. С нашей стороны
должно только неослабно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать
старание достигнуть святой области бесстрастия, а Вышний, без сомнения, увенчает подвиг
желающего успехом.
Итак, если желаешь
воспрянуть от омерзения страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечение,
неуклонную деятельность и ревность; веруй и уповай на Бога, могущего показать силу Свою в немощах наших благодатью Своею – и спасешься.
Как творить милостыню?
Твори милостыню так,
чтобы и левая рука твоя не знала, что творит правая.
Есть ли духовное врачевство
от грехов?
«Некоторый человек,
проходя через скит, вошел в находившуюся при этом
ските врачебницу. Увидев многих больных, лежавших в ней,
он подошел к врачу и спросил: «Есть ли растения, исцеляющие от грехов?»
– «Есть, – отвечал врач, – и я укажу их тебе. Возьми корень послушания,
ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все сие в сосуде
смирения, просей сквозь сито
здравомыслия, всыпь в котел упования, налей
воздыханиями и прибавь несколько слезной
воды; потом разведи огонь Божественной любви,
покрой котел милостыней и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный
состав совершенно разварится, тогда охлади его братолюбием и приими лжицею покаяния. По принятии этого врачевства
с чистой верой, при помощи воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь
здоров как телом, так и душой»
(Христианское Чтение, 1815, с. 188).
Можно ли найти истинное и полное утешение в дружбе?
Утешение есть дар
небес, и от небес только, из дальних
стран горнего отечества нашего, можно получить
оное. А потому не друг наш утешает нас,
но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на
вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания,
когда мы больны, или в исцеление, ежели уязвлены, или
для советов, когда в недоумении и не знаем, на что решиться.
Что делать, чтобы душа была храмом Бога живого?
Если ты желаешь быть
истинным храмом Бога живого, то сохраняй всегда в сердце своем образ Его
посредством святых желаний и благих дел. Благие дела пусть у тебя будут как бы
одеждой; облекшись в нее однажды, надобно стараться не только не лишиться ее
впредь, но и сделать из нее броню непроницаемую для предстоящей борьбы. Страшись
особенно невоздержности и нетрезвости, потому что они скоро и легко могут отнять у тебя все
добродетели и, особенно, лишить драгоценного сокровища – чистоты и целомудрия,
как это случилось с Ноем и Лотом. Опасайся также слишком питать и утучнять тело твое, дабы не сделать из него сборища горючих материалов,
которые легко воспламенятся при первом случае.
Наконец, возлюби благочестивые упражнения,
воздыхай к Богу после часов, проведенных
в молитве, беседуй с Ним, как бы дружеской беседой.
Как должно истинно христиански использовать имущество?
Истинно
христианское использование богатства бывает тогда, когда направлено к
подлинному благу нашему и к приобретению богатства милости Божией.
Чем согреть охладевшую душу?
Словом Божиим, молитвой, смиренным, покаянным и благодарным в
отношении к Богу чувствованием сердца – во всех изменениях не только внешнего состояния,
но и внутреннего.
Как избавиться от сильных ощущений сладострастия не только в присутствии лиц женского пола, но и при случайном воображении
их?
При виде жен должно
хранить ум и чувства от всякого развлечения и движений нескромных, особенно говорить
без осмотрительности, и скорее удалиться от их общества. Если ж соблазняет тебя воображение,
воспламененное демонской лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и с
благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и мысленных сладострастных волнений полезна во всем благоразумная
умеренность; но самое главное,
должно умолять Господа Всемогущего о защите от нападений на нас лютейшей
этой страсти, ибо человек сам собой никогда
ее не искоренит. Но при нашем
произволении и молитве Бог Премилосердный угашает
порывы сего пламени тихим наитием Своей
благодати.
Великий ли грех – призывать Бога в свидетели?
Напрасно призывать
Бога в свидетели – великий грех, потому что имя Божие
есть великое и страшное. В Священном Писании говорится: «Не... употребляй
имя Бога моего всуе, и Бог поругаем не бывает, и страшно (есть) еже впасти
в руце Бога живаго»
(Притч. 30, 9; Гал. 6, 7; Евр.
10,
31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет – никогда более не употреблять в пищу мясного; в свидетельство верности и неизменности своего обета он
призвал Бога. Впоследствии, неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обету своему. Призванный в свидетели Бог восхотел
показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить нарушителя обета: Он обратил в камень ту птицу, которую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким
необыкновенным явлением варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к прп. Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвами исходатайствовал у Бога прощение этого греха. Все люди, во множестве
стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, видели это чудо, видел и я», –
повествует блаженный Феодорит
(Воскресное Чтение, 1815, с. 432).
«18» – (Далее 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, …)
inok@lline.net