Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ РАЙОНА 26.04.24
Наровчатский район

1. НАРОВЧАТСКИЙ РАЙОН  (КАРТА)

 

р.ц. Наровчат – Покровский храм 2007

                       – часовня

                       бывш. тюремный храм 2007

                       тюремный храм-часовня Алексия Божьего человека 2008

                       бывш. Троицкая церковь

с. Ачасьево – Ильинская церковь

с. Большое Кирдяшево – Успенская церковь

                                       – Успенский молитвенный дом

с. Казеевка – Храм вмч Варвары

с. Ляча – Никольская церковь

с. Масловка – Михайло-Архангельский храм

с. Новые Пичурыбывш. Покровская церковь

                             – Успенский молитвенный дом

                             – Воскресная школа

с. Орловка – Михайло-Архангельский храм

с. СкановоТроице-Сканов женский монастырь

                   – Храм – часовня

                   – Пещерный монастырь

с. ТелешовкаХристорождественский храм

 

 

 

2. НАРОВЧАТСКИЙ РАЙОН

 

Историческая справка:

 

Азарапино. Храм Казанской иконы Божией Матери, каменный, двухэтажный. Построен в 1853 г., колокольня – в 1866 г. Вокруг церкви – чугунная на кирпичном фундаменте ограда. Главный престол освящен в верхнем этаже, внизу – придел во имя Архистратига Михаила. Святыней храма являлась Казанская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная, обретенная, согласно преданию, в середине или во  второй половине ХVIII века одной благочестивой старушкой, по фамилии Степина, – крепостной госпожи Аничковой, владевшей частью села Азарапино, – в овраге, близ села, у дороги, идущей из г. Наровчата в г. Троицк. Поставив недалеко от того места небольшую деревянную часовню, Степина поместила в ней обретенную икону и стала ежедневно ходить туда на молитву. Постепенно слух об этом распространился среди жителей окрестных мест, которые стали приходить к иконе на поклонение. Их усердием деревянная часовня несколько раз перестраивалась, а в начале ХIХ века тщанием Агриппины Андреевны Логвиновой, урожденной Араповой,  сделана каменной. Сие было устроено в благодарность за исцеление, полученное жительницей Наровчата госпожой Логвиновой после молитвенного обращения к Небесной Заступнице перед принесенным в ее дом из часовни образом Пресвятой Богородицы. Также и муж ее, Николай Борисович Логвинов, будучи тяжело больным, получил быстрое исцеление после молитв перед той же иконой Царицы Небесной. Но самый поразительный случай исцеления произошел в 1797 году с помещиком с. Новопокровского Наровчатского уезда Павлом Ивановичем Соколовым. Вот как он сам описывает свое чудесное спасение, ниспосланное ему по молитвам его матери перед азарапинским образом Пресвятой Богородицы, когда он в пятилетнем возрасте обварил себе ноги кипящим медом. “С самого рождения моего я жил в городе Наровчате, в доме родителя моего, титулярного советника Ивана Григорьевича Соколова. Родительница моя, Дарья Даниловна, занимавшаяся домашним хозяйством, всегда сама варивала разные варенья из ягод и плодов – сахарные и медовые – для домашнего обихода. В 1797 году в половине июля месяца, не припомню которого числа, мне только минуло пять лет от рождения; родительница моя в Наровчате, на дворе дома нашего, стала варить вишневое медовое варенье; врзле дома она сидела на маленькой скамейке, возле нее на жаровне с горячими угольями стоял медный таз с кипящим медом и ягодами – вишней, впереди таза стояло ведро с холодною водою; я по пристрастию моему, как и все дети к лакомству, беспрестанно подходил к родительнице и просил пенок от варения, получивши оные, я их уносил и раздавал детям, частые мои просьбы наскучили моей родительнице, но она, по любви ко мне и чтобы я ее более не беспокоил, наклала мне на тарелку из кипящего в тазу самого варенья с вишнями довольно много, чему я весьма обрадовался и побежал от нее, но не рассмотря стоящего впереди кипящего с медом таза ведра с холодною водою, упал на оное и ногами своими опрокинул кипящий с медом таз на свои обе ноги. В это время что было со мною, я не помню, только помню, что я находился в гостиной комнате на постланной на полу перине, крича из всей силы, чтоб меня обмахивали, ибо от действия ветра я чувствовал малую себе отраду, быв окружен родными и убитою горестию и отчаянием моею родительницею. По обварении моем, тотчас сняли с меня сапоги с чулками и вместе с ними всю кожу, ногти и части тела, так, что на коленях видны были кости. Родителя моего в это время в доме не было, он находился в других деревнях. Ужас и страх объяли мою родительницу, она не знала, что делать, к чему приступиться, одно упование в жизни моей возлагала на Господа Бога и Пречистую Его Матерь, потому не было надежды в моей жизни, и я был в самом отчаянном положении; я все забыл, не только людей, но даже и название вещей, меня окружающих, не узнавал... Ни родных, ни знакомых, приходящих посещать в такой горести покойных моих родителей, – я у них был один, ни братьев, ни сестер не было. А как город был уничтожен (имеется в виду превращение Наровчата в заштатный город Краснослободского уезда Нижегородской губ., в каком качестве он пребывал с 1797 по 1801 г., однако здесь у автора неточность, так повествование его относится к июлю 1797 г., а Наровчат заштатным городом стал по указу от 11 октября того же года.А. Д.), то и лекаря в оном не было, надобно было посылать за ним в слободу или в другие города, да и согласился ли врач во все время болезни при мне всегда находиться, а в те годы и лекаря были не во всяком городе. Я был в самом отчаянном положении, и не было никакой надежды к моему выздоровлению; родительница моя, всегда усердная к вере, не могла придумать средств к моему избавлению, кроме как прибегнуть с молитвою к Божией Матери и вручить себя и меня милостивому Ее покровительству и защите; наложила на себя многие обещания – посетить святые места, если я выздоровлю, – то и вместе со мною, и не употреблять скоромной пищи, что и ичполняла во всю свою жизнь. В это время у нас находились, в доме родительницы моей: родная сестра, а мне тетка, княжна Надежда Даниловна Бибарсова; в числе посетителей родительницы моей в таком ее горестном положении была одна благочестивая госпожа титулярная советница Аграфена Андреевна Логвинова, [которая] присоветовала родительнице моей послать за образом Казанския Божия Матери в село Азарапино, расстоянием от города в шести верстах. Образ сей тогда находился в каменной маленькой часовне, на большой дороге к городу Троицку лежащей, сооруженной усердием упомянутой госпожи Логвиновой. Родительница моя попросила тетушку княжну Надежду Даниловну Бибарсову сходить пешком за образом в село Азарапино, она с усердием и теплою верою приняла таковое предложение и, нимало не медля, пошла с прочими усердствующими; это было после обвара моего спустя дня три или четыре. До принесения из Азарапина иконы Божией Матери к обваренным обеим ногам прикладывали мне вареное конопляное масло, или олифу, но от оной мне никакой пользы не было. Только что тетушка княжна Бибарсова пошла за образом, я пришел из беспамятства в память и по принесении иконы в город Наровчат в дом наш во время молебна я уже на постели мог сидеть, по окончании оного поднесли ко мне образ, я приложился к оному, дали мне пить святой воды и окропили меня оною, тут же я почувствовал себя еще лучше, велел себя снять с постели на пол, стал учиться ползать обеими ногами, как дитя маленькое, от сильной боли в ногах на первый раз с трудом я мог проползти чрез одну комнату. Икона Божией Матери оставалась у нас в доме, и с тех пор я начал поправляться в моем здоровье, раны на ногах стали засыхать, а от колен обе ноги покрылись как бы коростою. В том же годе 6-го августа, в день Преображения Господня, к дому нашему под окошко подошел нищий и просил милостыни; в это время я сидел на постели с обвязанными обеими ногами, попросил у родительницы моей денег и желал сам подать милостыню. Но, о Боже мой! К общему всех удивлению и к славе Иконы Божией Матери в азарапинском образе изображенной, я встал, быв поддерживаем нянькою, пошел обеими ногами к окну и подал милостыню нищему, и с тех пор в самом скором времени милосердием Заступницы я получил совершенное исцеление, и короста с обеих ног сама по себе спала, и теперь имею 66-й год, благодарю Господа и Пречистую Его Матерь, совершенно ногами здоров и как будто никогда не был обварен, Восписуя такое неизглаголанное милосердие и исцеление в безнадежном к жизни моей положении ко мне грешному от иконы Божией Матери, что в селе Азарапине находящейся, пред которою и Святым Евангелием Господа нашего Иисуса Христа клятвенно утверждаю и сие свидетельство даю за моим подписом и с приложением именной моей печати. 1856 года декабря 6-го дня. К сему показанию из дворян коллежский секретарь Павел Иванов сын Соколов руку приложил”. В середине ХIХ века икону перенесли в с. Азарапино, где вместо сгоревшей деревянной церкви всего лишь за два года на пожертвования благотворителей был построен новый каменный храм в честь азарапинской иконы Казанской Божией Матери.

Акимовщино (Низ-Большой Каурец). Храм Троицы Живоначальной, каменный. Построен в 1890 г. вместо деревянной церкви по проекту, выполненному, по-видимому, епархиальным архитектором Бетюцким, который был утвержден 7 октября 1881 г. В трапезной – придельный престол во имя Архистратига Михаила, давший церкви второе название.    Ачасьево. Храм во имя пророка Илии, деревянный, однопрестольный. Построен в 1768 г. на средства лейб-гвардии подполковника Александра Васильевича Машкова. В 1907 г. усердием прихожан перестроен и распространен по проекту, составленному и. д. епархиального архитектора Курбатовым и утвержденному в строительном отделении 24 мая 1906 г. Проект  предусматривал увеличение вместимости церкви ровно вдвое – до 500 чел., уменьшение ее высоты – для сохранения тепла в храме и увеличение высоты колокольни на 4 аршина, для чего второй ярус колокольни предварительно предполагалось разобрать, с тем, чтобы основать новую рубку на ее нижнем ярусе.

Балалаковка (Богоявленское). Храм Богоявления Господня, деревянный. Построен в 1881 г. вместо прежнего.  

Большая Кавендра (Кавендра). Храм Рождества Христова, каменный, пятиглавый. Построен в 1905 г. Первоначально предполагалось распространить существующую в селе деревянную церковь, на что в строительном отделении 12 сентября 1887 г. был утвержден соответствующий проект, однако из-за ее ветхости было решено строить новый каменный храм,  рассчитанной на 800 чел., по проекту, утвержденному в строительном отделении 15/18 ноября 1888 г. Главный престол этого храма освящен 25 сентября 1905 г., придельный – в честь свт. и чуд. Николая – 2 ноября 1914 г.

Большое Кирдяшево (Кирдяшево). Храм Успения Пресвятой Богородицы, деревянный, однопрестольный. Построен в 1890 г. вместо сгоревшего храма, взамен которого службы временно совершались в деревянном молитвенном доме во имя Успения Божией Матери, сооруженном в 1887 г. Проект нового храма, составленный гражданским инженером Запольским, был утвержден 5 октября 1887 г.

Большой Колояр (Колояр). Храм Казанской иконы Божией Матери, деревянный. Построен в 1765 г., в 1854 г. распространен, в 1873 г. трапезная и колокольня  устроены заново, а 31 мая 1896 г. был утвержден проект, взамен ранее отклоненного (в 1895 г.), на построение в селе новой каменной церкви, составленный по образцу строющейся церкви в г. Мокшане, который, однако, не был осуществлен. Кроме главного престола храм имел еще два придела, расположенные в трапезной, с южной стороны – во имя Архистратига Михаила и  северной – во имя свт. и чуд. Николая..

Большой Чердак (Чердак). Храм Покрова Пресвятой Богородицы, однопрестольный. В 1858 г. была построена деревянная церковь, освященная 1 ноября 1859 г., которая к началу ХХ в. пришла в большую ветхость, из-за чего в 1906 г. у нее разобрали колокольню. 23 декабря 1903 г. в строительном отделении был утвержден  проект  каменной церкви, составленный архитектором Семечкиным по образцу существующей церкви в Скановой пустыни Наровчатского уезда, но с небольшими отступлениями, заключавшимися в изменении формы сводов, удлиннении на 4 аршина трапезной и увеличении высоты колокольни за счет прибавления дополнительного яруса, в связи с чем увеличивалась и ее толщина. Строительство новой каменной церкви началось с 17 сентября 1906 г., в 1914 г. настоящая и трапезная были уже сделаны и покрыты крышей, у колокольни же к тому времени был сложен только первый ярус.

Виляйки. Храм во имя Михаила Архангела, деревянный. Построен в 1892 г. усердием прихожан вместо старой деревянной церкви. Первоначальный проект храма, рассчитанного на 500 чел., составленный епархиальным архитектором Эренбергом, был утвержден 14 февраля 1889 г., но 12 января 1891 г. в строительном отделении состоялось рассмотрение нового проекта того же автора, предусматривающий строительство деревянного храма уже по образцу церкви в с. Прянзерках Нижнеломовского уезда. Однако при его возведении сделали некоторое отступление от утвержденного проекта, а именно – восьмерик храма, вместо запланированного глухого, устроили световым, с четырьмя окнами, о чем и было доложено в строительном отделении 29 ноября 1891 г., когда церковь была уже вчерне отстроена.  Два престола храма освящены: главный, в настоящей, во имя Архистратига Михаила, –  3 января 1893 г. и в трапезной, во имя свт. и чуд. Николая, – 8 декабря 1902 г.

Вьюнки. Храм во имя Архистратига Михаила с приделом в трапезной во имя Троицы Живоначальной, деревянный, ветхий. Построен в 1792 г. тщанием прихожан и секунд-майора Андрея Степановича Арапова, в 1793 г. освящен, в 1855 г. распространена трапезная, престол в которой освящен в 1856 г. 1 февраля 1901 г. был утвержден проект архитектора Семечкина на постройку нового храма вместо ветхой прежней церкви. Храм заложен в 1904 г., к 1913 г. кладка доведена до окончания окон первого яруса.

Кадыковка. Храм во имя свт. и чуд. Николая, деревянный, однопрестольный. Построен и освящен в 1838 г. 11 сентября 1885 г. в строительном отделении рассматривался проект деревянной церк-ви, составленный епархиальным архитектором Брусенцовым, однако он был ему возвращен на доработку. В 1886 г. храм распространили на северную и южную стороны на 4 аршина. В 1897 г. устроен новый иконостас за 1200 р. В 1908 г. разрешена постройка нового деревянного храма, проект на которой был утвержден в строительном отделении 17 ноября 1908 г.

Казбек.

Казеевка. Храм во имя св. вмч. Варвары с приделом во имя Архистратига Михаила, каменный. Построен в 1835 г. усердием майора Льва Плоткина. В 1890 г. на месте разобранной части церкви были построены новые трапзная и колокольня – по проекту бывшего епархиального архитектора, инженера Пруссака, утвержденному в строительном отделении 28 марта 1883 г.

Каменная часовня.

Каурец (Верх-Большой Каурец). Храм во имя Архистратига Михаила, деревянный, однопрестольный. Построен в 1728 г. К 1914 г. колокольня за ветхостью была разобрана и начала строиться новая деревянная церковь по проекту епархиального архитектора Курбатова.

Кошелевка. Храм во имя Архистратига Михаила, деревянный, однопрестольный. Построен в 1867 г., а в 1910 г. перестроен и распространен по проекту, утвержденному в строительном отделении 30 апреля 1907 г., который был заимствован из Атласа церквей, изданного Св. Синодом. Для его осуществления предполагалось вначале разобрать всю верхнюю часть звонницы и ее западную стену, а в восточной стене проделать арку, удлиннить стены звонницы для образования трапезной и пристроить к ней новую колокольню, снять три верхних венца со стен звонницы и храма, разобрав предварительно над последним весь верх, и надрубить над храмом второй ярус с пятью главами над ним, а также подвести новый фундамент. 

Ляча. Храм во имя свт. и чуд. Николая, каменный, однопрестольный. Построен в 1819 г. на средства титулярного советника Петра Семеновича Попова. 12 марта 1881 г. был утвержден проект, составленный инженером Пруссаком, на распространение церкви двумя боковыми пристройками, выполненными в том же стиле.    7 октября 1901 г. обновленный храм был освящен.

 

Малиновка (Вонючка). Храм Рождества Христова, деревянный. Построен в 1866 г. на местном кладбище. В ночь с 7 на 8 сентября 1903 г. он сгорел, и с 1904 г. начал действовать комитет по постройке новой деревянной церкви при с-це Вонючке, которым за 10 лет было собрано и употреблено на постройку  13506 руб. 5 коп. Проект на постройку новой церкви, утвержденный 9 марта 1905 г., был составлен архитектором Семечкиным по подобию церкви в с. Самодуровки Наровчатского уезда (см. Новая Самодуровка), но с уменьшением ее на 1 саж. в длину и в ширину и с увеличением трапезной на полтора аршина в длину и на два с половиной в ширину. 

Масловка. Храм во имя Архистратига Михаила, деревянный, однопрестольный. Построен в 1773 г. По случаю его ветхости предположена была постройка новой каменной церкви, проект на которую, составленный исправляющим должность епархиального архитектора Курбатовым, утвержден в строительном отделении 30 апреля 1907 г.

Мелюковка. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, деревянный, однопрестольный. Построен в 1897 г. (освящен в 1898 г.). Проект на построение новой деревянной церкви взамен старой деревянной, сооруженной в 1864 г., был составлен епархиальным архитектором Эренбергом и утвержден 28/31 октября 1894 г. Однако из-за отсутствия средств на ее сооружение общество решило заказать новый проект, – предусматривающий переборку существующей церкви и оставление ее на прежнем фундаменте. Он также был выполнен Эренбергом и утвержден 23 ноября 1896 г.

Михайлово-Тезиково (Старое Тезиково). Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, однопрестольный. Построен в 1831 г. на средства гвардии-прапорщика Василия Иосифовича Мацыева и освящен 12 июля того же года. Каменная колокольня построена в 1848 г. на средства пономаря этой церкви Филиппа Васильевича Секторова.

Наровчат. 1) Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, каменный. Построен на месте деревянной церкви в сер. XVIII в.: в 1755 г. была возведена колокольня, а в 1762 г. сам храм, освященный в 1765 г. В 1855 г. архитекторским помощником А.Купинским 1-м был подготовлен проект на распространение собора двумя боковыми приделами, но губернской строительной и дорожной комиссией он не был утвержден, и в следующем году тем же архитектором составлен новый проект, отличающийся от первого лишь наружным декоративным украшением, одобренный комиссией 2 мая 1856 г. и Департаментом проектов и смет в 1858 г. В 1884 г. был утвержден новый проект. Однако при работах по распространению трапезной по данному проекту оказалось, что высота трапезной недостаточна, и ее решено было увеличить поднятием средней части стен трапезной, а также сделать пристройки с боков колокольни. В связи с этим изменился отчасти и фасад здания. Проект на эти изменения был составлен епархиальным архитектором Брусенцовым и утвержден 24 мая 1886 г. В 1885–1887 гг. трапезная была построена. В 1890 г. собор сильно пострадал во время пожара, в особенности настоящая церковь, покрытая деревянными потолками, и верхние ярусы колокольни, и с 1894 г. началась его перестройка, закончившаяся в 1913 г. Проект на распространение собора, составленный епархиальным архитектором Эренбергом, был рассмотрен строительным отделением 23 апреля 1893 г. и возвращен автору для дополнения его расчетом устойчивости главного купола и боковых куполов, “которых конструкция, показанная по проекту, представляется невозможной”. 5 апреля 1894 г. проект был вновь рассмотрен и утвержден. Он предполагал уцелевшие, но ослабленные после пожара стены настоящей церкви разобрать и построить ее заново, в связи с существующей трапезной. Два верхних яруса трапезной также следовало разобрать и сложить вновь. В результате собор был значительно расширен и его храмовая часть получила пятиглавое завершение. В трапезной два придела, первый (справа) – во имя Успения Божией Матери, освященный 19 ноября 1890 г., и второй (слева) – во имя свт. и чуд. Николая и прп. Михаила Малеина, освященный в 1891 г. Вокруг церкви чугунная ограда на каменном фундаменте. Храм примечателен тем, что в нем в 1870 г. крестили А. И. Куприна. Старостой церкви с 1913 г. был наровчатский купец Петр Иванович Митрофанов.

2) Приписная кладбищенская каменная церковь во имя Почаевской иконы Божией Матери, без колокольни. Построена в 1833 г. тщанием коллежского секретаря Павла Ивановича Соколова. Престол один, освящен в 1833 г. Вокруг кладбища каменная ограда.

3) Храм Троицы Живоначальной, каменный, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. Построен в 1782  г. и освящен в 1802 г. (по другим сведениям построен в 1802 г., а освящен в 1812 г.). В 1853 г. утвержден проект на расширение трапезной и надстройку колокольни. 19 августа 1890 г. церковь сильно пострадала от пожара, и в 1903 г. была заново отстроена и освящена 30 ноября того же года. 14 января 1891 г. был утвержден проект на устройство временного деревянного потолка над трапезной. 14 января 1893 г. строительное отделение утвердило проект на перестройку церкви, выполненный епархиальным архитектором Эренбергом, возвращенный ему 4 января того же года по причине отстуствия в нем поперечного и продольного разрезов боковых частей новой пристройки. Он предусматривал сломать до основания настоящую церковь, поврежденную пожаром, и вместо нее устроить  новую церковь, причем третий ярус колокольни разобрать и вывести вновь согласно составленному проекту. Сделанные ранее деревянные потолки в трапезной предполагалось заменить крестовыми сводами, устраиваемыми на вновь сооруженных каменных столбах; пол в трапезной поднять и стены ее обложить новым кирпичом.  Купол главного храма был расписан московскими живописцами, ими же написаны и иконы для трехярусного иконостаса, украшенного золотой резьбой, выполненной Давыдовым из Пензы. При колокольне были сделаны две пристройки – сторожка (справа) и кладовая (слева), а вокруг храма чугунная ограда на каменном фундаменте.     

Приписная каменная часовня в пригородной слободе Старая Сотня, устроенная в 1894–1895 гг. (1893 г.?) на средства жителей местной волости в память спасения Августейшего семейства государя императора Александра III во время крушения императорского поезда 17 октября 1888 г.

4) Тюремный храм освящен 16 июня 1915 г.

Новые Пичуры. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, каменный, в с. Вопиловке, слившейся со временем с Новыми Пичурами. Построен в 1839 г. на средства дворянина Павла Ивановича Соколова и прихожан. Вокруг церкви – чугунная ограда на каменном фундаменте. Главный престол, в настоящей, освящен в 1839 г., придельный, во имя Архистратига Михаила, – 7 ноября 1910 г. Старостой церкви в 1914 г. избран 39-летний потомственный дворянин Александр Сергеевич Лачинов.

Орловка. Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, однопрестольный. Построен в 1876 г. вместо деревянной церкви, сооруженной в 1766 г., и в том же году освящен. В 1905 г. сделан новый позолоченный иконостас стоимостью 1900 р. Приписная каменная часовня на месте святого престола прежнего храма, построена в 1906 г. тщанием местного крестьянина Савелия Андреевича Горбачева.

Паны. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, деревянный. Построен в 1902 г. по проекту епархиального архитектора Эренберга, утвержденному в строительном отделении 19 января 1890 г. Главный престол освящен 27 сентября 1908 (?) г., придельный, во имя свт. и чуд. Николая, – 29 октября 1900 г. Иконостас в настоящей поставлен в 1906 г., в приделе – в 1900 г. Храм сооружен взамен деревянной же Покровской церкви, которая была построена в 1737 г. и перестроена в 1853 г.

Плесковка. Храм во имя Архистратига Михаила с приделом свт. и чуд. Николая, деревянный. Построен в 1863 г. 2 мая 1890 г. в строительном отделении был утвержден проект, составленный епархиальным архитектором Эренбергом, на пристройку к церкви новой колокольни взамен ветхой, которая построена в 1891 г.

Подлесная (Новая Самодуровка, д. Самодуровка). Храм во имя Архистратига Михаила, приписанный к Успенской церкви с. Кирдяшево (см. с. Большое Кирдяшево). 28 сентября 1896 г. был утвержден проект на постройку деревянной церкви в д. Самодуровке, составленный епархиальным архитектором Эренбергом вместо его же проекта, утвержденного 19 сентября 1889 г., но затерянного.

Потодеево. Храм во имя Архистратига Михаила, деревянный. Построен в 1784 г., исправлен в 1859 г., а в 1863 г. к нему пристроена деревянная колокольня. 28/29 мая 1887 г. в строительном отделении был утвержден проект, составленный епархиальным архитектором Эренбергом, на распространение церкви, по которому в том же году к ней были пристроены приделы с южной и северной сторон. 30 января 1901 г. состоялось освящение обновленного храма. В декабре 1913 г. образовался церковно-приходской совет на предмет предполагаемой постройки каменного храма, который принял от сельского общества в свое ведение кирпичный сарай для подготовки кирпича. Сарай был отремонтирован за счет прихожан, пожертвовавших на это 500 р. В 1914 г. началась выделка кирпича и было изготовлено 50000 шт.  

Рождественно-Тезиково (Новое Тезиково). Храм Рождества Христова, деревянный. Построен в 1754 г., а в 1855 г. перенесен на новое, более удобное место и 9 октября того же года освящен. В 1892 г. обнесен чугунной, на каменном фундаменте, оградой.

Рузвель. Храм во имя вмч. Георгия Победоносца, деревянный. Построен в 1753 г., в 1843 г. приписан к церкви Михаила Архангела в силяйках, в 1882 г. его колокольня была перестроена (увеличена в размерах) по проекту епархиального архитектора Бетюцкого, утвержденному в строительном отделении 29 января 1882 г. Проект также предусматривал придание лучшего вида и самой церкви, для чего предполагалось исправить обшивку стен, сделать новые главки, карнизы, наличники, а над боковыми крыльцами – навесы на столбах. 

Савинки (Шуты). Храм Троицы Живоначальной с приделом во имя Архистратига Михаила, деревянный. Построен в 1773 г., капитально ремонтирован в 1860 г. (перестроен в 1869 г.). В 1908 г. звон с колокольни, согласно заключению епархиального архитектора, удален и колокола размещены на новой звоннице, устроенной с западной стороны храма, близ церковной ограды, на столбах, обшитых снизу и покрытых тесом. В 1910 г. разрешена постройка новой деревянной церкви, проект на которую утвержден в строительном отделении 9 июля 1910 г. Престолы освящены: главный – 27 сентября 1863 г., придельный – 22 января 1884 г.

Садовое (Дурасовка). Храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, однопрестольный, каменный. Построен в 1900 г. усердием прихожан с помощью генерал-лейтенанта Ивана Андреевича Арапова. Первоначальный проект церкви, составленный епархиальным архитектором Эренбергом, был утвержден 16/21 февраля 1895 г., однако 17 июля того же года в строительном отделении состоялось утверждение нового проекта того же автора. 3 января 1897 г. в него внесли изменения, предусмотрев надстройку у колокольни еще одного яруса. Церковь была освящена 5 ноября 1900 г. Вокруг нее – железная ограда на каменном фундаменте.

На кладбище – часовня в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости.    

Студенец. Храм во имя Архистратига Михаила, деревянный, однопрестольный. Построен в 1864 г. и в том же году освящен.

Суркино. Храм Рождества Христова, деревянный с приделом в южной части трапезной во имя Михаила Архангела. Построен в 1851 (1854) г., главный престол освящен в 1858 г. 12 августа 1880 г. в строительном отделении рассматривался проект на распространение церкви, однако его не признали удовлетворительным, он был переделан и утвержден 7 сентября 1881 г. 28 августа 1902 г. во время пожара был сдвинут с места святой престол в придельном храме, в связи с чем после ремонта он был заново освящен 9 ноября 1903 г. 9 ноября 1907 г. в строительном отделении вновь рассматривался проект на расширение трапезной (для чего ее вначале предполагалось разобрать), а также прирубку к существующей колокольне по бокам пристроек для размещения в них лесницы на колокольню, кладовой, ризницы и библиотеки или сторожа. В 1911 г. трапезная с колокольней были перестроены и распространены, а 27 ноября 1911 г. состоялось освящение придела во имя Архистратига Михаила.

клировых ведомостях – в 1881 г. церковь разбавлена (?) и по бокам в настоящей поставлены два новых иконостаса, которые к 1913 г. были еще не освящены).   

Телешовка. Храм Рождества Христова, каменный. Построен и освящен в 1828 г. 30 мая 1875 г. был утвержден проект на пристройку к церкви трапезы и колокольни. В 1909 г. сделан новый иконостас за 600 р., вся церковь внутри была выкрашена масляной краской, а алтарь и настоящая расписаны священными изображениями (за 300 р.).

Холстовка. Храм во имя Архистратига Михаила, деревянный. Построен в 1761 г., распространен в 1882 г. по проекту епархиального архитектора Бетюцкого, утвержденному строительным отделением 11 января того же года. Проект предусматривал увеличение размеров церкви пристройками с двух сторон, одновременно предполагалось разобрать у покачнувшейся в одну сторону колокольни два верхних яруса, заменив сгнившие венцы новыми и произвести наружную отделку колокольни и храмовой части церкви вместе с главами в соответствии с проектом.

Шадрино. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, деревянный. Построен в 1866 г. вместо построенной в 1862 г. деревянной церкви, сгоревшей в 1863 г. накануне самого освящения. Взамен ее была поставлена церковь, купленная жителями села в с. Адашево Инсарского уезда за 270 р., при этом с колокольни был снят длинный шпиль. Освящение храма состоялось 18 октября 1866 г. В 1896–1897 гг. храм капитально отремонтировали на средства благотворителей: московский потомственный дворянин И. Н. Коншин пожертвовал 200 р., местный помещик М. М. Арцыбашев – лес на новую ограду и утварь, большую помощь оказали жители Наровчата – жена купца Д. С. Коробкова, купец П. И. Митрофанов, а также местные крестьяне. Во время ремонта заменили иконостас и установили новый престол, исправили окна, двери, полы и крыльца, купили новые иконы. Освящение обновленного храма состоялось 5 октября 1897 г.

Шиловка. Храм во имя свт. и чуд. Николая, каменный, однопрестольный.  Построен в 1833 г.

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг