ЧИРКИНА Юлия, 11А класс МОУСОШ №6
им.Н.В. Кузьмина г.Сердобска
Рождество
Православная Церковь
празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января по новому стилю,
католическая – 25 декабря. Вечер 6 января – Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название
от «сочиво» – ритуального кушанья,
обязательного для этого вечера, приготавливаемого из сока миндального, макового
с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже – риса. Сочивом начиналась
трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с
той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую
кутью готовили постной. Ее приготавливали с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым,
конопляным с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или
бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором появился
новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В
отличие от рождественской постной кутьи бабкину
готовили «богатой». На поминках подавали
постную поминальную кутью – сочиво. Кстати, ржаную или пшеничную соломину,
стебель и колос в древности называли сочиво. Отсюда, возможно, и название
кутьи, так как старообрядцы, например,
готовили ее только из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.
В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды – в память о звезде Вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла
торжественная служба, а не пошедшие на богослужение
готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие
рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о
волхвах, дары приносящих. Таким образом, воспитывалось в ребенке уважение к
обычаям и традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству
Христову, праздновали его весело, ярко и
красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением
Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам с вертепом, звездой
(зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Как правило, к
ним присоединялся скрипач.
Христославов, колядовальщиков одаривали деньгами, пирогами, колядками,
медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении.
Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением
для христославов и неуважением традиций.
В колядовании тесно переплелись языческие и христианские
мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу,
теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая,
счастливого брака и т. д. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим
как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием
церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытиснились
языческие символы и стали преобладать христианские. Отголоски этого языческого прошлого
в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя «Ночь
перед Рождеством»:
Колядовать у нас
называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются
колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, или кто
остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что
был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от
того и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать.
Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто
сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать
правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа;
а при конце желают здоровья хозяину,
хозяйке, детям и всему дому. (Далее…)