Анафема:
отлучение или проклятие?
К сожалению, из-за религиозного элементарного невежества вокруг этого вопроса до сих пор продолжается путаница. Кто-то полагает, что анафема – это проклятие, месть Церкви человеку за особо тяжкие прегрешения. Кто-то считает, что это куда менее грозный акт – просто отлучение грешника от Церкви безо всяких проклятий. Как ни странно, правы и те,
и другие. Просто речь в данном случае идет о разной практике анафемствования двух христианских конфессий – католической и православной. Нет ясности и по поводу того, за какие же прегрешения люди подвергаются столь суровому наказанию? С ответа на последний вопрос мы и начнем сегодняшнее повествование.
Собственно, сразу
после чудесного Воскресения Иисуса Христа Его недруги начали распускать сплетни и небылицы о Спасителе, Богородице Марии. В то же время немало языческих философов пытались по-своему толковать христианское вероучение, как следствие – уже в апостольские времена стали появляться лжеучителя и плодиться их секты. Не поддающихся вразумлению христиан стали называть еретиками и отлучать их от Тела Церкви. Так, в 381 году на II Вселенском соборе были преданы анафеме последователи около десятка еретических учений: ариане, духоборцы, маркеллиане и другие. В 862 году была окончательно побеждена соборным разумом Церкви ересь иконоборчества.
Как же проходило в древней христианской Церкви анафемствование? Публично объявлялось, что Церковь не имеет ничего общего с конкретным еретическим учением, что еретик
по этой причине отлучается от нее и святых таинств. При этом великий грешник (а извращение веры – один из наитягчайших
грехов перед Богом) всегда имел возможность, искренне раскаявшись в своих заблуждениях, вернуться в лоно Матери-Церкви. Подобная практика отлучения сохранилась и в Православии.
А
вот
анафема по католически – это и есть то самое церковное проклятие. Именно католики полагают, что еретиков нужно не только отлучать, но еще и проклинать. Да еще и казнить, как это делалось в средние века. Если же еретик умирал до суда инквизиции, то при отлучении должен был присутствовать его труп или хотя бы кости, вырытые из могилы. Скрывающегося от суда подсудимого заменяло его изображение – портрет или кукла. Если же анафемствовали священника, процедура сия выглядела еще более зловещей. С него снимали облачение и могли срезать верхний слой кожи на большом и указательном пальце обеих рук (тем самым уничтожая следы миропомазания). Далее еретика или чародея (гадалку, колдуна) отправляли на костер.
К вопросу о жестокости нравов в «дикой» России и «цивилизованной» Европе: за те грехи, за которые в Европе сжигали, на Руси лишь налагали епитимьи, в частности не допускали к Таинству причастия. Для православного духовенства ведун, ведьма были людьми оступившимися, суеверами, каковых нужно склонить к покаянию, а для западноевропейского папы, епископа они были исчадием ада, которое подлежало безжалостному истреблению.
Кстати сказать, наиболее известный казненный католиками еретик Джордано Бруно погиб вовсе не за свои «ученые воззрения», как это считалось до недавнего времени. Как утверждают современные историки, ученого Джордано Бруно попросту не существовало: а был человек, который, будучи католическим священником, критически высказывался о Ватикане, а главное – увлекался магией, другими оккультными занятиями и в конце концов создал философию, противоречащую христианству. Известен он также был своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. За одно это в средние века можно было угодить на костер.
(Далее…)