Строки эти,
конечно же,
пишутся не
для
оправдания, а для
понимания мотивов католической инквизиции: Бруно был сожжен не за свои «научные» убеждения, а за то, что посягнул на вероучение, что в те времена каралось смертью. Как заметил по этому поводу современный богослов, сожжен был не Бруно-астроном, приговор вынесли Бруно-колдуну.
Увы, дело средневекового оккультиста и содомита живет и даже процветает. «Кандидат медицинских (психологических, химических, биологических и прочих) наук снимет порчу, прочистит чакры до свиста в ушах, выведет в астрал и подключит к космическому разуму» – рекламой подобного рода забиты многие газеты и журналы. Тем самым субъекты, пытающиеся использовать в традиционной науке магию, восточные культы, не продвигают науку, а отбрасывают ее на тысячелетия назад.
В
России же
отлучение от
Церкви происходило крайне редко. Самый известный случай – анафемствование писателя Л. Н. Толстого, за что Русскую Православную Церковь либералы порицают до сих пор. Но при этом надо понять, что отлучили графа не за его гениальные произведения, а за созданное им лжеучение – антихристианское по сути, не признававшее жизни после смерти, отвергающее святые таинства, молитвы. Но самое страшное то, что своим лжеучением он увлек за собой немало людей, тем самым отлучив и их от Церкви. «Эта-то особенная известность имени гр. Толстого и была причиной, почему Церковь, уже давно не пользовавшаяся своим правом отлучения, на этот раз решилась прибегнуть к нему», – писал по этому поводу епископ Ямбургский Сергий. – Она всегда помнила, что конечная участь человека зависит «не от клочка писаной или печатной бумаги», не от самого церковного отлучения, а от того внутреннего отступления людей от Источника жизни и истины, о котором церковное отлучение только свидетельствует».
Таким
образом, анафемствование Л. Н. Толстого лишь констатировало факт его разрыва с Православием. Перед самой своей кончиной он фактически бежал из дома, хотел повидаться с монахами Оптиной пустыни, но так и не решился это сделать. Похоронили его без отпевания, без креста на могиле.
Ну а теперь перейдем к событиям наших дней. Вот строки из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994 год): «К несчастью, в наших странах... возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской... Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-Йогой»... Освященный
Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты (в определении упоминаются «Белое братство», лжехристос Виссарион и другие. — Прим, ред.) и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствовавшие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви
Как
видите, совсем не обязательно отлучать кого-то конкретно. Если человек явно отступил от Православия и его святых таинств, ушел в секту, занимается оккультизмом, магией, астрологией, распространяет эти учения, тем самым он сам себя предает анафеме. Отлученными от Церкви являются и все, кто, хотя и крещен в Православии, но отрицает бытие Божие, не признает Триединство Бога, бессмертие души, оспаривает непорочность Пречистой Девы Марии и другие православные догматы.
Об учении Рерихов в определении Собора сказано не случайно, поскольку его последователей немало в среде творческой интеллигенции, педагогов. А потому православные люди (а таковыми у нас согласно социологическим опросам считают себя большинство граждан страны) должны иметь полную информацию об учении Рерихов в свете Архиерейского Собора.
В.
НИКОЛАЕВ.
Б№50(367)2006
Р.S. О том, почему учение Рерихов противоречит православному вероучению, рассказывается в сборнике «Последнее искушение», издание Московского Свято-Данилова монастыря, и другой православной литературе.