Сохранил Господь кусочек рая
Жемчужиной пензенского края назвал Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И
это не
преувеличение: с
окрестных лесистых холмов белоснежная обитель выглядит неземным творением. Поистине, как сказал поэт, «сохранил Господь кусочек рая».
Благодать этого святого места влечет сюда жителей разных регионов России. Вот недавно в монастыре побывала большая
группа паломников из Пензы, всего 120 человек. А организовал поездку депутат Законодательного Собрания области В. Н. Супиков, который много делает для возрождения давних народных традиций на пензенской земле. Ведь недаром говорится, что будущее – это прошлое, помноженное на настоящее.
Обращаясь к паломникам, В. Н. Супиков напомнил, что посещение святых мест – давняя традиция русского народа. «А наш Троице-Сканов монастырь издревле известен на Руси, – подчеркнул Вадим Николаевич, – поэтому всем вам желаю вынести из этой поездки немало интересного и полезного, а также еще больше укрепиться в нашей православной вере. Ну а теперь занимайте места в автобусах. С Богом!»
По преданию, Троице-Сканов монастырь был основан монахами Киево-Печерской Лавры, которые и вырыли в горе Плодской близ Наровчата пещеры. А позже в трех километрах от пещерного монастыря
образовалась нынешняя Троице-Сканова обитель. К сожалению, точная дата ее основания неизвестна – в 1676 году здесь произошел пожар, в огне которого сгорели все летописи и документы. ...После молебна о здравии всех прибывших в обитель, который
отслужил ее духовник игумен Герман, собственно, и началось наше паломничество. В первую очередь все стремились приложиться к главной святыне монастыря – иконе Божией Матери, именуемой
«Трубчевская» (по месту написания – в городе Трубчевске, ныне Брянская область, монахом Евфимием). Каким образом икона (см. фото на 1-й стр.) оказалась
здесь, неизвестно, однако
она по праву числится в списках чудотворных образов России. Много раз икона спасала Наровчат от эпидемии холеры. Когда болезнь подступала к городу, монашествующие при стечении множества людей выносили икону Божией Матери и крестным ходом обносили ее вокруг городских стен. И
эпидемия отступала. До революции Троице-Сканов монастырь был мужским, а
после... О том, что было после революции, поведала нам одна из насельниц обители сестра Эмилия.
В 30-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разграблен. В главном его соборе разместили
птицефабрику, помет вываливался прямо из окон. А в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи устроили клуб, где местные девицы, словно на пиру у Ирода (приказавшего обезглавить Иоанна Крестителя по прихоти Саломии), лихо отплясывали, глумясь над святынями. Не пожалели новые власти и икону Трубчевской Божией Матери – ее отправили в местный краеведческий музей, где она полстолетия пролежала в хранилище в пыли и забвении, заваленная всякой рухлядью. Только в 1990 году здание монастыря и территория были переданы Церкви. Возвращена была и икона Божией Матери, истрепанная и потемневшая от времени и грязи. Но произошло чудо: образ начал обновляться, возвращая свой прежний вид. Одной из сестер, поехавших с ним к опытным реставраторам в Троице-Сергиеву лавру, оставалось лишь подновить на иконе краску в некоторых местах.
Сегодня, глядя на ухоженную территорию обители, зеленые насаждения, клумбы, просто не верится, что еще пятнадцать лет назад здесь были настоящие авгиевы конюшни. С той лишь разницей, что вычищать их пришлось не мифическому Гераклу, а девятерым насельницам возрождающейся
обители. И все это вручную, на своих хрупких плечах. Одновременно они начали ремонтировать здания. Раствор же мешал единственный здесь мужчина – уже упомянутый отец Герман. Однако Господь не бросил великих тружениц на произвол. Вскоре здесь появились и первые помощники – студенты пензенских вузов, другие добрые люди, пожелавшие бесплатно во славу Божию из руин поднять эту святыню. И слава Богу, подняли! В этой поездке каждый из паломников открывал для себя что-то особенное. Например, дачница со стажем Раиса Прокофьевна Бакланская смогла воочию убедиться, что монастыри, как и встарь, являются школами передового опыта по ведению сельского хозяйства. Огород убран, вскопан, почищена плантация малины, других ягодных кустарников, ветви связаны и пригнуты к земле, подготовлены к зиме и сад, цветники. «Какие же здесь труженицы!» – восклицает Раиса Прокофьевна и ведет показывать нам другие «достопримечательности» монастырских сельхозугодий. Впрочем, главный труд насельниц – молитва – скрыт от глаз посторонних. Когда-то писатель Ф. М. Достоевский, говоря о судьбах России, сказал, что
«из монастыря от инока изыдет спасение». И как знать, может, именно по молитвам тружениц в черных
монашеских одеждах, удалившихся от мира, Господь
долготерпит и прощает заблудшее человечество. Живем, пока теплится лампада и возносится молитва в больших и малых обителях, этих твердынях духа и веры. (Далее…)