После обеда мы спустились в лабиринты пещерного монастыря, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Продвигаться
здесь можно только с зажженной свечой или фонариком – кромешная тьма. Температура подземного города в любое время постоянная – от 6 до 12 градусов. Однако дышится легко. Вот
только низковато.
– Это монахи специально так сделали, – поясняет одна из паломниц, уже ранее побывавшая здесь, –
дабы постоянно пребывая в согбенном положении, не забывать о главной иноческой добродетели – смирении перед Богом.
Разумеется, человеку, далекому от веры, сложно (если вообще возможно) понять, с какой целью заточили себя в этих
крошечных келиях монахи-отшельники. Но ведь не зря у слова «инок» имеется духовный смысл. Инок – человек иной, не от мира. Его счастье и радость совсем иные, нежели у большинства из нас. Находясь в постоянном молитвенном общении с Богом, он зрит красоту мира того, который находится и ждет нас за гранью скоротечной
земной жизни. Кружка родниковой воды, сухарь да просфора – вот и вся трапеза отшельника. Да большего ему и не надо.
Вот эта-то неотмирность иноков и инокинь побуждает и нас, мирских людей, задуматься об истинном смысле жизни, о душе, которую в суете будней просто забываем. Не питаем молитвами (потому что именно молитва – пища для души), не очищаем Таинствами Матери-Церкви. А болеет душа – болеет и тело.
– Знаете, – признался в разговоре самый молодой наш паломник, студент железнодорожного техникума Сергей Баринов, – я уже второй раз приезжаю в Троице-Сканов монастырь, будет возможность, приеду и еще. Здесь совсем другая жизнь, и люди живут спокойно, не гонятся за богатством. Оказывается, человеку немного нужно, чтобы жить
достойно, по совести. Нам
всем надо этому учиться.
У подножия горы, где вырыты пещеры, бьет целебный источник в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей монашества на Руси. Он
пробился здесь с того момента, когда монахи киркой да лопатой стали проделывать лазы в горе и обустраивать свои каменные келии. Вода в нем необычайно полезная и хрустально чистая. Как чиста и живительна для души наша православная
вера, которую мы, жители
третьего тысячелетия, должны сберечь, приумножить
и передать потомкам.
В. НИКОЛАЕВ.
Пенза –
Наровчат – Пенза.
Б№45(362)2006