Будущий святой родился в крестьянской латышской семье,
с детства познав тяжелый труд. Тем не менее в повседневных заботах о хлебе насущном родители делали все возможное для того, чтобы дети росли не только в трудолюбии, но и твердой вере. Начало и конец дня, как и положено, начинались в семье с молитвы, по вечерам отец читал Евангелие, а дети пели церковные песнопения.
После окончания духовного училища, а затем
семинарии в Риге Иоанн
Поммер назначается народным учителем в одну из приходских школ, а через три года поступает в Киевскую духовную академию. По благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского в 1903 году он принимает монашеский постриг и после окончания академии возглавляет духовные образовательные учреждения, а с 1912-го встает на путь епископского служения – сначала в Минске, затем Одессе, Таганроге, Твери, где и встретил революцию.
Новая власть видела в Православии своего наиболее опасного противника. А потому сразу после прихода к власти в октябре 1917 года (по старому стилю) большевики едва ли не первым декретом конфисковали все церковные земли и начали жесточайшие преследования священнослужителей.
«Опомнитесь, безумцы, – обращался в те дни к властям Патриарх Тихон, – прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной».
Ситуация усугублялась еще и тем, что одновременно с жесточайшими гонениями на Церковь большевики поощряли так называемое обновленчество (во главе с запрещенным в служении протоиереем А. Введенским). Признавая богоборческую власть, «обновленцы» стремились модернизировать Церковь. Они предложили снять монашеские обеты с епископов, разрешить второбрачие духовенства, допущение женщин до рукоположения в священники. К маю 1923 года они завладели большей частью храмов в стране, в том числе и в Пензе, где «обновленцы» захватили кафедральный собор и основные храмы. Опасность «обновленчества» заключалась и в том, что они раскололи не только духовенство, но и паству.
(Далее…)