Апостолам равный.
НА
ФОТО – Святой князь Владимир (гравюра).
28
июля – память святого равноапостольного великого князя
Владимира Святославовича.
В русской
истории нет более значимого имени. Владимир Святой, Владимир Великий, в
народной памяти – Владимир Красное Солнышко
— эти имена сами за себя свидетельствуют об
отношении потомков к своему великому предку.
Промыслом Божиим, приняв православную
веру, он из язычника и братоубийцы, гонителя
христиан превратился в просветителя Отечества, человека
высочайшего духовного подвига.
Князь
Владимир родился в Киеве в 960 году. После гибели в
походе отца князя Святослава он принял княжение в Новгороде и, одержав верх в междоусобной брани за верховную власть, в 978-м стал великим князем Киевским. Унаследовав от отца
воинственный характер, Владимир первое десятилетие своего правления провел в военных походах, подчинив Киеву практически все восточнославянские, а также некоторые прибалтийские племена.
В
983 году непобедимая дружина с князем вернулась в Киев. В
ознаменование очередной победы решено было
принести жертву языческим богам и прежде всего идолу
Перуну. Однако на этот раз киевляне вознамерились
отдать на заклание божкам не
какое-либо жертвенное животное
(быка, барана или коня), а человека.
Тот,
кто сегодня идеализирует дохристианскую Русь, ее праздники и
обряды, либо по незнанию, либо сознательно умалчивает тот факт, что жертвоприношения людей среди славян были весьма распространены. Так, во время кровопролитного сражения Святослава с византийцами на Дунае язычники-русы умертвили множество пленных, чья кровь должна была искупить кровь павших в
бою соплеменников князя. Археологические изыскания последних лет еще раз показали, что такие жертвоприношения вовсе не
полемическое преувеличение христианских проповедников, а реальная практика древнерусских жрецов. Многочисленные останки людей, принесенных в жертву, найдены в
1982 – 1989 годах в языческих святилищах на реке Збруч в Прикарпатье. Удивительно, но
святилища эти действовали и жертвы
приносились вплоть до середины второй половины
XIII века – времени, казалось бы, полного утверждения
христианства в Киевском государстве.
Вот почему те романтические образы, в которых изображают дохристианскую Русь некоторые малознакомые с историей писатели и художники, имеют мало общего с тем, что в реальности происходило в те далекие века. Например,
принесение в жертву ребенка, особенно младенца, являлось также распространенным среди славянских племен (впрочем, как и среди других языческих народов). О младенцах, задушенных в водах Дуная воинами Святослава, мы уже упоминали. Но и на Збруче также были обнаружены
останки младенцев. Русы-язычники верили,
что тело убитого возвращает живущим на земле его жизненную силу. Особой силой (еще нерастраченной!), по их представлениям, обладало тело новорожденного. «Отдай то в доме
своем, чего сам не знаешь!» – то есть новорожденного младенца. Сколько героев русских сказок должны были избавляться с помощью такой жертвы от неминуемой беды, заручаться могущественной
поддержкой потусторонних сил.
(Далее…)