...И
вот в ознаменование победы дружины князя киевляне
вознамерились принести в жертву ребенка. Жребий
указал на христианского отрока, сына греческого купца. Однако
отец не пожелал выдать сына божкам:
–
Не боги это, – сказал он пришедшим, – но дерево:
днем есть, а наутро сгниет – не едят они, не пьют, не разговаривают,
но сделаны руками из дерева. А Бог есть, един,
Ему же служат греки и поклоняются – Он же сотворил
небо и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека,
предназначил ему жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они рукотворны. Не
дам сына своего бесам!
Эти двое греков – отец и сын, Феодор и Иоанн –
и стали первыми известными на Руси мучениками за веру. Безумствующая толпа растерзала их. Можно с уверенностью сказать,
что смерть мучеников наверняка произвела сильное впечатление на Владимира. Отец и сын приняли ее с такой решимостью и уверенностью в своей правоте, что князь, видевший доселе в христианстве религию чужаков и слабых людей, по-иному стал
воспринимать христиан, готовых ради своей веры к самому исключительному самопожертвованию. Пройдет всего лишь три года после гибели греков – какой
ничтожно малый срок! – и Владимир, тщательно взвесив все «за» и «против», примет Святое Крещение. Произошло это в Корсуни.
Нестор-летописец в своей «Повести
временных лет» писал, что при этом произошло чудодейственное и символическое событие: перед крещением Владимир ослеп, а когда окрестился и вышел из купели, прозрел. Так и Русь, пребывавшая в слепоте и поклонении бесовским истуканам, после Крещения прозрела, увидев свет Божий в христианстве. «Теперь я познал Бога истинного!» – воскликнул прозревший князь.
Авторитет
его был настолько велик, ведь вслед за князем крестились
и простые киевляне. Они говорили между собой: «Если бы новая вера не
была лучше всех, князь бы не принял ее, бояре
бы не крестились». Крещение Руси имело и политический
характер: разделенные многобожием, родовыми, племенными союзами,
часто враждебными друг другу, народы огромного
по тем временам Киевского государства объединились в православной
вере в единый народ – Святую Русь, единое церковное сообщество,
в котором светская «земная» власть принадлежала
князю, а духовное руководство – митрополиту.
Церковь
взяла под защиту и опеку сирот, стариков и больных.
Появились так называемые церковные
суды, которые занимались разбирательством семейных
неурядиц, наказывали еретичество,
супружескую измену, жестокость к женам и детям. Именно с тех пор пришло к нам выражение «судить по-божески». Сразу же после крещения Руси стали появляться первые школы, впоследствии они были открыты при каждом монастыре. Кроме того, монахи обучали крестьян передовым на то время методам ведения сельского хозяйства.(Когда в XVIII веке
Екатерина Вторая своим указом упразднила
более половины монастырей, это впоследствии
дало основание А. С. Пушкину написать: «Закрытие монастырей отбросило Россию в деле образования народа на сто лет назад».)
Первые годы после крещения Руси стали и началом бурного развития зодчества. Так, храм святой Софии Киевской был в то время самым величественным храмом в Восточной Европе.
А на
месте гибели первых мучеников-христиан (о них было рассказано) была построена первая в Киеве каменная церковь Успения (Десятинная церковь). На ее строительство десятую часть доходов отдавал сам князь Владимир.
Здесь же, в мраморном саркофаге, покоились после кончины
крестителя Руси и его святые мощи. В 1240 году во время монголо-татарского набега Десятинная церковь была разрушена, и на долгие столетия гробницы святого князя и других членов княжеской семьи были погребены под ее развалинами (см. рис.). Но впоследствии они были обретены и перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры.
В.НИКОЛАЕВ.
Б№31(348)2006