Суд над Иисусом
В Великую Пятницу
Церковь творит воспоминание о взятии под
стражу, осуждении, распятии и крестной смерти Спасителя. В свое время Священномученик
Иоанн Восторгов написал статью, которая позволяет
увидеть суд над Иисусом Христом не с евангельской, а
юридической стороны, а потому совершенно не известной для нас. Фрагменты этого исследования мы
предлагаем читателям «Беседки» в дни Страстной седмицы.
Надо
отметить, что у израильского законодательства основа
была библейской, духовной и в вопросах, касающихся жизни
людей, необыкновенно человечной. Так, в указаниях к ведению
судебного процесса есть такой пассаж: «Синедрион
(орган, который вершит суд. – Прим, ред.), раз в семь
лет осуждающий человека на смерть, не
есть судилище, а есть бойня».
Кажется, нельзя яснее выразить отвращение
к смертной казни, противной самому духу еврейской юриспруденции.
Но в рамках ли права проходил суд над Спасителем? И если
нет, то почему?
В
израильском уголовном законодательстве на суде первыми должны говорить те, кто
выступает за оправдание. Чтобы утвердить оправдательный приговор, нужен перевес всего в один голос. Но для осуждения необходимо большинство в 2/3 голосов. Кроме того, судопроизводство
необходимо было начинать и заканчивать только
днем. Если обвиняемый осуждался, то приговор выносился на следующий день и при полном собрании Синедриона. По
этой причине уголовное судопроизводство
нельзя было начинать накануне
субботы или праздника. Взятие под стражу или арест прежде следствия у иудеев
допускались очень редко. Только тогда, когда
обвиняемый оказывал вооруженное
сопротивление или намеревался
скрыться. Своеобразность суда
состояла еще и в том, что обвиняемый освобождался от допроса до разбора дела в собрании свидетелей.
Сопоставим
теперь эти положения еврейского законодательства с
реальностью евангельских событий... и увидим их полное несоответствие.
Незаконен арест Иисуса
Христа, незаконно время собрания Синедриона
– ночью, да еще в канун Великой
пасхальной Субботы, в частном доме первосвященника
Каиафы (Синедрион имел определенные законом места для заседаний). Незаконно начало судопроизводства без свидетелей, которым должна
принадлежать инициация судебного
преследования. В соответствии с
законодательством, пока свидетели не
дали своих показаний публично,
человек считался невиновным и даже не обвиняемым.
Ничего этого не было соблюдено в суде
над Иисусом Христом. (Далее…)