Хлеб Небесный
Евхаристия является главным и центральным таинством Церкви Христовой. Священное Писание
сохранило слова Спасителя, произнесенные Им ученикам на Тайной
вечери: «И когда они
ели, Иисус взял хлеб и,
благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив,
подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового
Завета, за многих изливаемая в оставление
грехов» (Мф. 26, 26 – 28).
Хотя внешне принесенные на литургию дары – хлеб и вино – не меняют своего вида, но, тем не менее, по слову Иоанна Златоуста, молитвой благодарения освящаются в Тело и Кровь
Спасителя. И после этого священнодействия
мы действительно
прикасаемся и вкушаем Христа.
Святитель Иоанн поясняет очень
важную сторону таинства Евхаристии:
совершая его, Церковь
повторяет ту самую Евхаристию,
которую совершил Господь во время Тайной вечери. И до сих пор при совершении Божественной Литургии священнослужитель «занимает место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос». «Это та же самая трапеза, которую предпослал Христос, и ничем не менее той». «Нельзя сказать, – подчеркивает святитель, – что ту
(во время Тайной вечери. – Прим.
ред.) совершает Христос, а
эту человек; ту и другую совершает Сам Христос. Это место (алтарь. – Прим. ред.) есть та самая горница,
где Он был с учениками. Действия этого таинства совершаются не человеческой силой: Тот, Кто
совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их».
Эта невидимая сторона таинства Евхаристии описана святителем Иоанном Златоустом следующим
образом: «Как многие ныне говорят:
желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду,
обувь! Вот ты видишь Его, прикасаешься к телу, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя,
и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь». При этом, учит священномученик Игнатий Богоносец (II век), Евхаристия как величайшее таинство дает пользу
как душе причастника, так
и его телу, которое,
питаясь нетленным Телом и Кровью
Спасителя, становится причастным
нетления и будущего воскрешения.
Основой подготовки к таинству Евхаристии (Причащения) является покаяние. Именно осознание своей греховности
вскрывает личностные немощи и возбуждает желание стать лучше через единение со Христом в Его Пречистых Тайнах. Настраивают на покаянный лад молитва и пост. В церковной практике это называют говением.
Перед тем как причаститься, нужно
несколько дней поститься (исключается
пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца, при строгом посте – рыба), воздерживаться от
супружеских отношений. Хлеб, овощи, фрукты
употреблять в умеренном количестве, а ум не должен рассеиваться и развлекаться, в частности, просмотром развлекательных телепередач.
Если вы обычно не вычитывали полностью все утренние и вечерние молитвы, в дни говения
нужно вычитывать их
полностью. Накануне
причащения надо быть на
вечернем богослужении (освобождаются от этого
только престарелые, больные и дети) и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий, канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу, канон
Богородице и канон Ангелу-хранителю,
а также и канон ко причастию. После полуночи и утром уже не едят и не пьют (тем более не курят), ибо к таинству Евхаристии следует приступить натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и последование ко святому
причащению (кроме канона, уже прочитанного
накануне). Тексты молитв, канонов
есть во всех православных
молитвословах, которые продаются в
храмах. На первое время можете одолжиться молитвословом у кого-либо из знакомых. (Далее…)