Ложь в доме мученицы.
25 января – день памяти святой мученицы Татианы.
Дочь богатого римлянина Татиана была воспитана им в христианской вере. С юного возраста, оставаясь равнодушной к богатству, прочим земным благам, она возлюбила духовный образ жизни – усердно ухаживала за больными, посещала темницы, помогала бедным. Словом, угождала Богу молитвами и добрыми делами.
За исповедание веры Христовой святая Татиана
при императоре Александре Севере (222 – 235 г.) приняла мученическую смерть от римского градоправителя Ульпиана. После долгих истязаний ее бросили на арену цирка Колизея на растерзание хищного зверя для забавы зрителей. Однако доселе свирепое животное стало кротко ласкаться к христианке. Тогда святую Татиану обезглавили. Однако пораженные ее бесстрашием и стойкостью в вере восемь слуг градоправителя уверовали в Иисуса Христа и, приняв мучения здесь же, на арене Колизея, также были обезглавлены.
А в 1775 году 12 января, в день памяти мученицы (по новому стилю 25 января), указом императрицы Елизаветы Петровны был основан Московский университет. Так родился знаменитый праздник московских, а затем и российских студентов – Татьянин день. Как это свойственно широкой русской душе, отмечался он так, что и «места было мало и земли». Как пишет в начале XX века
Г.
Чулков, студенты рассыпались по всей Москве и по всем ресторанам и трактирам, малым и большим (видно, отнюдь не бедствовало тогдашнее студенчество), шли кутежи во всех городах, где только обитали студенты. Причем полиция получала приказ не беспокоить виновников торжества или по крайности, препровождая в участок, не забывать приносить им свои поздравления. Л. Н. Толстой был настолько возмущен этими ежегодными загулами студентов, что в гневной статье «Праздник просвещения» в газете «Русские ведомости» сравнил их с разгулом деревенских праздников, когда «празднующие валяются и корчатся, наполняя воздух алкогольным зловоньем», и «каждый готов одурманить себя до потери образа человеческого». Писатель полагал, что эти интеллигентские оргии не что иное, как школа нравственного разврата, в чем и «дикие мужики», и «образованнейшие люди России» едины в своем безобразии. С той только разницей, что «мужики пьют водку и пиво, а просвещенные – напитки разных сортов», «мужики падают в грязь, а просвещенные на бархатные диваны».
Можно, конечно, посетовать, что великий писатель-моралист был так суров к студенчеству и преподавателям, не менее активно отмечавшим со студентами «День знаний». Но вот невольно приходится констатировать, что безудержное веселье в
праздничные дни – это единственное, что делало похожими простой крестьянский народ и людей, так сказать, просвещенных. В нашем случае – профессоров, студентов, которые после учебы (90 процентов) шли на государственную службу. Крестьянство жило и трудилось по принципу: «Дал Бог день – даст и пищу». Интеллигенция же только тем и занималась, что искала пути прогресса. И пути эти за редким исключением мыслились в одном направлении – западном. Интеллигенцию (во всяком случае, ее большинство) раздражал существующий строй, монархия, Православная Церковь – все это она считала устаревшим и отжившим. (Как же знакомы нам эти настроения на закате СССР, когда «прорабы перестройки» призывали нас рвануть в светлое будущее капитализма. И рванули ведь...). Недавно автору этих строк понадобилось уточнить кое-какие исторические нюансы. Просмотрев с этой целью книгу одного их наиболее авторитетных дореволюционных историков А. А. Корнилова (кстати, по происхождению дворянина), был просто поражен его откровенно враждебным отношением к Православию, государственному строю. Самое страшное то, что этому яду ненависти внимали студенты Санкт-Петербурга, слушавшие эти лекции.
(Далее…)