Предлагаем читателям «Беседки» фрагменты из книги митрополита Смоленского
и Калининградского Кирилла «Слово пастыря», посвященные празднику Рождества Христова и тайне Боговоплощения.
Чтобы
понять тайну Боговоплощения, когда Господь, родившись от непорочной Девы Марии, принял плоть человеческую, необходимо вернуться в ветхозаветные времена и вспомнить последствия греха наших прародителей – Адама и Евы.
Первородный грех не лишил человека призвания жизни с Богом, но отнял возможность осуществить это призвание. Грех стал преградой между Богом и человеком. Ветхозаветная история (до Рождества Христова. – Прим, ред.) свидетельствует о том, что преодолеть эту преграду своими силами человек оказался не способен. Бог устанавливает с людьми завет-союз (на горе Синай
Господь дал
Моисею две
скрижали, две каменные доски, на которых были написаны десять заповедей, а также дал другие законы церковные и,гражданские. – Прим, ред.), обещая им Свое благословение в ответ на их веру и верность. Но, несмотря на это великое обетование, несмотря на постоянную помощь и водительство Божие, сил у людей хватало лишь на то, чтобы в пределах малого избранного народа сохранять единобожие. Как известно, лишь иудейский народ сохранял веру в единого Бога, все остальные народы были язычниками
( — Прим, ред.), постоянно при этом то теряя, то обретая веру в единого истинного Бога. Подлинное же общение с Богом оставалось для них недостижимым.
Разумеется, Творец мог бы одним мановением возвратить людям без каких-либо усилий с их стороны утраченный ими рай, вновь одарить их Своею благодатью и Божественной энергией, и тогда род человеческий без труда вырвался бы из притяжения греха. Правда, в этом случае люди оказались бы слепыми, неразумными и безвольными объектами приложения высшей силы. Что сталось бы со свободой, которой Бог благоволил их наделить. Получается, что возвращение человека в рай помимо его воли и усилия означало бы нарушение Божественного о нем замысла, ибо Творец создал нас по образу Своему – свободными.
Иными словами, обретение рая и возвращение к Богу подразумевало непременное и активное соучастие самих людей, дабы обнаружилась свойственная человеку Божественная свобода и не был умален образ Творца в человеческой личности. (Далее…)