И Бог предлагает нам поистине удивительное средство спасения, в котором великий дар человеческой свободы сочетается с Божественным участием в нашей судьбе. Сам Бог вступает в поток человеческой истории, вочеловечивается, соединяя в личности Иисуса Христа Свою
Божественную природу и свободу с человеческой природой и свободой. В Иисусе Христе Божественное и человеческое соединяется для совместной борьбы с грехом и диаволом ради возвращения в рай всего человеческого рода, ради спасения людей.
В этом отношении всякие дерзкие вопрошания – почему? С какой целью? Зачем было нужно Богу непременно страдать ради спасения людей? – лишены смысла. Но именно эти вопрошания нередко мешают нам обрести веру. Не имея возможности осмыслить эту тайну, мы можем, только прикоснувшись к ней, благоговейно склониться перед ее непостижимостью и сказать в душе своей: «Верую, Господи, ибо совершилось по слову Твоему».
Разные мыслители по-разному пытались истолковать побудительные причины Боговоплощения. Но, наверное, нет более достоверного объяснения, кроме одного: любви Божией к человеку. Бог возлюбил нас и любит более, нежели плотские наши сродники и самые
близкие люди.
А это значит, что Богочеловечество разрушило средостение (преграду. – Прим, ред.) между Богом и человеком, соединив Божественную и человеческую природу в единой личности Богочеловека Христа.
Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю (25 декабря) является более правильным, нежели празднование по старому юлианскому календарю (7 января). Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле 25декабря (7января) – это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.
Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди простые и некнижные – пастухи, а также самые ученые и премудрые — волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, – царь Ирод.
Чему же научает нас это различение между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так как не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№2(319)2006