15 февраля 2008 года Высокопреосвященнейший Филарет, архиепископ Пензенский и
Кузнецкий, по случаю Дня православной молодежи встретился со студентами
Пензенского государственного университета, рассказав о позиции Русской
Православной Церкви по отношению к различным аспектам современной жизни, а
также ответил на многочисленные вопросы слушателей, касающиеся православной
веры.
– Средства массовой информации
говорят о том, что в учебный курс российских школ вводят Богословие. Как Вы к этому
относитесь? Наша Россия – многонациональная страна. Как быть мусульманам,
учащимся в этих школах?
Владыка Филарет – Я сразу вопросом на вопрос отвечу – а как было в дореволюционной
России? Были мусульмане, иудеи, православные. Задумайтесь об этом. Я как-то в
передаче участвовал, на первом телеканале, в Москве, по поводу нашего
Никольского села. И там была группа людей. Я поставил вопрос о введении основ
Православной культуры. И сразу стали перечить, как обычно – вот Вы знаете, а
как же мусульмане, иудеи? Я говорю – никак, у них есть свои молитвенные
комнаты, где они молятся, у них есть учебные заведения. Я говорю – почему вы
так беспокоитесь о них, они очень хорошо устроены. Кстати, и мусульмане, и
иудеи, получают государственную дотацию, может быть, вы всего этого не знаете.
А самая большая часть нашего общества, Русская Православная Церковь, одни 50%,
другие 60%, в нашей области 86-87% верующих людей. Почему мы об этом не думаем?
Простите меня, но если так дальше пойдет, мы просто разводим «иванов, не помнящих своего
родства», и чем дальше, тем будет хуже.
Во-вторых, это не Богословие, а это
основы Православной культуры, или, как сейчас вводят новое наименование,
духовно-нравственная культура России, вот так обсуждался вопрос в Москве.
Значит, что касается введения предмета, то Святейший Патриарх на встрече
духовенства в прошлом году сказал, что с 2009го года будет введено, и не
факультативно, а уже в систему российского образования, вот так было сказано.
Еще раз говорю – битва идет очень
тяжелая. Но вы понимаете, что мы живем на перепутье. Часть общества воспитана в
марксистско-ленинской концепции, материализме, им тяжело через себя
перешагнуть. А с другой стороны мы видим молодых людей, которые, простите,
спиваются сегодня, которые разрушают семьи, оставляют никому не нужных детей.
Ну, неужели надо смотреть на все это сквозь пальцы?
Притом, если мы говорим о
демократии, демократия – это выбор, свобода. Так из чего же молодежи выбирать,
если она ничего не знает о Православии? Откуда? До революции везде, в
университетах, в гимназиях, в школах – везде преподавался Закон Божий. Это
большая разница, вы не путайте. Закон Божий преподавался в том обществе,
которое было полностью религиозным. Родители были верующими, дети – все это из
поколения в поколение.
Сейчас, я бы сказал так, основа
Православной культуры – это просто введение в христианство, просто элементарное
понятие для молодого человека, чтобы он знал, что это такое. К нему на улице
подходит человек и говорит – пойдем, я тебя ко Христу
приведу. А он не знает – сектант это или кто это? Обычно эти люди не говорят,
кто они, и потом его в такие дебри заведут, что потом в психиатрическую
больницу человек попадает.
Потом, я вам скажу – стыдно, тысяча
лет России, тысяча лет Церкви, и жить, и не знать, что такое история Русской
Церкви? Когда цари, императоры были в храмах, молились в храмах, в нашей
Пензенской губернии губернаторы были в соборе, градоначальники. Ну что же мы,
дикари что ли? Я не заталкиваю в церковь людей, но знать о ней нужно, так же,
как историю своей страны надо знать.
Говорят: патриотизм, надо любить...
А как ее любить, если вы ее не знаете? А как ее любить? Хотелось прийти к вам в
университет на исторический факультет, и просто позадавать
студентам вопросы. Уверяю, что 80% не ответят на мои вопросы, они их не знают.
Не обижайтесь, это не потому, что вы плохо учитесь. Система обучения такая.
Я помню себя студентом в академии, и
мне приходилось писать рефераты по истории Церкви. И профессор сказал, (это
были 70е годы, в советское время, литературы особой нет), вот вы, говорит пойдите в Дом книги на Арбате в Москве, вышел 2-х томник История СССС, возьмите ее, книга фундаментальная, Лениздат – это в Петербурге издавалось. Я не поленился,
пошел, взял этот двухтомник. Действительно грамотно сделан
– хронологическая таблица. Но, что интересно, что меня поразило. Официальная
дата 862г. – это начало Руси. 988 год – это Крещение Руси. Так вот с 862 года
до 1917 года объем учебника составлял 1/10 часть, а с 1917 года 9/10 части.
Все. То есть мы ничего не знаем, что было до 1917 года, но практически, мы
сейчас в Духовном училище стараемся догонять, хотя у нас посерьезнее
поставлено: у нас история страны изучается, история Церкви изучается.
Я опять таки обращусь к моей поездке
в Германию. Меня просто поразило. В Германии, в отдельных землях Германии, в
Конституции записан Закон Божий, обязательно. И вот вы приезжаете из другой
страны, вы хотите жить в Германии, да? Вы должны знать историю страны, и вы
должны знать историю Церкви Германии. Кто вы, какая у вас национальность,
какого вы вероисповедания – никого это не интересует. Хочешь жить в Германии –
вот это надо знать.
Второе – институт есть специальный,
который готовит педагогов для преподавания Закона Божия
в школах. Это пять лет обучения. А затем, когда оканчивают, процедура очень
непростая: вот студент окончил, защитил, там, или она защитила; потом студент
идет в Министерство образования, и лицензию на преподавание дает Министерство
образования и Церковь. Вот так. Если что-то замечают, что поведение может быть
не адекватное предмету своему, лицензия отбирается, новый человек назначается.
Вот Германия – цивилизованная Европа, да? А чего же мы-то стоим на месте? Вот
это вот понять мне очень трудно. Ну, казалось бы после 1917 года, гос. атеизма. А что сейчас нам мешает? И что меня немножко,
извините, возмущает.
Мне всегда задают один и тот же
вопрос: «А как мусульмане и иудеи?» Чего так о них беспокоитесь? Давайте
беспокоиться о себе, о своем народе. Мы не обижаем ни мусульман, ни иудеев – у
нас нет конфликтов. Ну почему вы о себе не беспокоитесь, о своем народе?
– А кто у нас в Пензе будет читать
курс православной культуры?
Владыка Филарет – Ну что сказать. Во-первых, мы еще, так сказать, на подходе только.
Только на подходе. Я был в Москве и встречался в Министерстве образования с
министром образования и науки, Фурсенко Андреем
Александровичем. Вот, я поставил такой вопрос, это, кстати, касается вашего
университета и Волчихина Владимира Ивановича –
ректора. Несколько лет назад мы подавали документы в министерство. Речь идет о
чем? – для того, чтобы преподавать, надо подготовить педагогов. Священники не
будут преподавать, потому что это не их миссия, они заняты, у них храмы. Хотя у
нас в епархии где-то около 20-ти священников есть, которые ваш Госуниверситет
закончили. Есть образованные священники. Но я считаю, что этим должен
заниматься педагог, профессиональный педагог. Но их надо обучить.
Поэтому на встрече в министерстве
стоял вопрос, чтобы при вашем университете, может при факультете – открыть
теологическое отделение. Это, кстати, в Европе везде есть. Мы же ничего не
придумываем. В каждом уважающем себя университете в Европе есть Богословский,
то есть теологический факультет. И даже студенты некоторые умудряются даже на
двух факультетах заниматься. Вот он на медицинском, и
посещает Богословский, ему интересно. Он хочет быть и религиозно образованным
человеком. Поэтому сейчас стоит вопрос о договоренности: мы будем беседовать.
Ну, понимаете, не мы же решаем, не Церковь решает. Министерство образования
решает. Поэтому слово за ним.
– Почему Православная Церковь
против объединения с католической? Ведь идеология
Православной и католической во многом сходны?
Владыка Филарет – Вот сложен вопрос тем, что, я не могу сейчас читать лекцию –
католическая церковь, потом Русская Церковь.... Но,
объясню, что существовала Церковь со дня христианства, и Церковь была одна.
Было пять патриархатов и в том числе Римский. А дело в чем было: Константин
Великий перенес столицу из Рима в Византию, которая впоследствии стала Царьградом.
И поэтому Рим остался как бы на отшибе, в провинции – это всегда их задевало. И
это вызывало конфликты территориальные, то есть архиереи туда посылались, туда
посылались и возникали спорные ситуации. В Болгарии такое было и в других
странах. Поэтому этот конфликт перешел в 1054 году в разрыв. Римокатолики отделились и пошли своим путем. Я не стану
много о них говорить, но есть догматические отличия католичества от
православия.
Ну, Патриарх Алексий II, может, видели по телевизору, очень
точно сказал, что христианство в Европе – это христианство западного образца, а
православие – это восточного образца. Есть противоречия. Но, я уже не говорю о
том, что вы знаете об этом, наверное, из телевидения, что особенно покойный
понтифик всячески стремился попасть в Россию, более того, организовывал приходы
на территории России, что по канонам, т.е. по правилам не позволительно. То
есть мы не можем занимать чужую территорию. Вот я не могу приехать в Рим и
построить церковь, я не имею на это права. А оказывается, у Ватикана было это
право.
Потом есть различия и догматические
я не стану вам – это долго объяснять, потому что есть различия. Но дело даже не
в этом. Я думаю – вы поймете мою мысль. К сожалению, со стороны Ватикана все
больше политизировано, очень политизировано все. Там христианство более такого
мирского, светского характера. То есть Римокатолики
утратили ту природу православной жизни, которую православие сохраняет и до
наших дней. Это не только борода, рясы – это и другие отличия.
Не забывайте, что Константинополь –
столица Византийской империи – это было действительно, это был колоссальный
центр культуры. Ведь проследите, что такое Рим. Ну, Рим же пал. А посмотрите,
на востоке что было – Египет, Греция, эллинизм и Византия. Когда захватили
Константинополь, сначала в 1204 году, потом в 1453 году. Если вы видели фильм,
он недавно был по телевидению «Падение империи» – византийский урок. Пятьдесят
лет вывозили сокровища из Константинополя. И, более того, банки в Европе
появились именно тогда, сначала в Венеции, потому что были огромные
сокровищницы. И хоть возьмите в Ватикане, в Европе, Венеции, Испании вы увидите
много вывезенного из Константинополя. Потому что храмостроительство, иконопись
– это был самый высокий уровень. Не то, что в Ватикане – это уже все другое.
Это самый высокий уровень. Это подъем духа человеческого, который непревзойден
и по сегодняшнее время.
– Владыка, как Вы относитесь к
клонированию человека?
Владыка Филарет – Ну, если очень кратко – отрицательно. Ну, вообще-то мне кажется, что это
очередная хитроумная гипотеза, которая просто запущена. По существу это
невозможно. Я не ученый, я не могу сказать. Но есть точка зрения на этот
вопрос.
У нас были приняты на Архиерейском
Соборе: Основы социальной концепции. Вот, кстати, отец Серафим, надо эту книжечку тоже запустить на
сайт. И вот там вы найдете ответ – более вразумительный.
Да, мы против клонирования, мы
против эвтаназии. Мы – против. Для нормального человека
понятно, что это не может быть, по существу. Даже как Святейший Патриарх, когда
был в Страсбурге, к сожалению, его выступление
не было опубликовано, было только в одной газете опубликовано – в Литературной
газете, все. Кстати, на сайт надо, хоть
кто-то почитает. Его спросили: «Вы против смертной казни? – вот как вы
сейчас, приблизительно вопрос задаете – Святейший очень мудро ответил, говорит:
«Православная Церковь против всех видов насильственной смерти, включая и
убийство детей во утробе матери». Это тоже убийство,
это убийство. Ну, надо же называть вещи своими именами.
Вы знаете у нас просто все
раскручено. Телевидение, оно раскрутит кого хотите, «пиар»,
так называемый. «Распиарит»
все, что хотите. И перевернут с ног на голову все, что хотите. И в такой
красивой «упаковке» подадут, что можно подумать – вообще, просто роскошно.
Поэтому клонирование – это большой
вопрос. Я посоветую вам: вот в этой книжке там есть раздел, где догматически и
на основании библейского учения, аргументация Православной Церкви там.
Ну, возьмите даже вот такую вещь,
вроде наука, да? Но, вы же, наверное, знаете, что один из ученых, (Роберт
Оппенгеймер), после создания атомной бомбы с ума сошел, когда он понял, что он
сделал. Вот нечто подобное и это.
Потом я уже не говорю, что
клонирование игнорирует естественную рождаемость человека, естественную природу
человека. Ну, что там много говорить. Пойдите в супермаркет, ведь всё сейчас
идет с добавками. Есть искусственные вещи, которые вы берете и едите, несмотря
на маркировку. И попробуйте свежий продукт на нашей Русской земле и потом
возьмите то, что вы покупаете в магазине. Вот вам уже подмена идет. Оттого и
болеют люди.
У нас открывают больницы, иногда,
знаете, ленточку перерезают. Ну, конечно, это приятно все-таки – новая красивая
больница. А никто не задумывается, что все больше и больше болеет людей:
онкология, сердечно-сосудистые заболевания. Никто не задумывается. У меня отец
священник, служил в селе и вот в памяти остался случай: мы как-то посетили
больницу местную – врач была верующая женщина, она пригласила, говорит:
«Батюшка, зайдите, посмотрите, как у нас». Мы прошли несколько палат: идеально
заправленные койки, все белоснежное, чистое и никого нет. Отец спрашивает: «А
что же у вас никого нет?» «Батюшка, да вообще редко болеют, работают люди,
заняты». Вот вам – это пятидесятые годы. А сейчас посмотрите что. Не забывайте,
что болезни оттого, что мы едим и пьем. Я вам не антирекламу делаю
супермаркетам, а просто мы должны это понимать.
Вот, так это клонирование – это все
не естественно, ну, оно не естественно. Это все искусственно. Так же как и я в
Москве был, шел в магазин и смотрю – черная икра продается, в банках, такая
красивая и цена-то недорогая. Я то купил, черная икра, где ее увидишь-то. Я ее
не смог есть. Потом мне сказали, что это из нефти. Из нефти приготавливают
черную икру. И таких вещей вы найдете очень много.
– В Библии ни слова не сказано о
табакокурении, но Церковь это осуждает – почему?
Владыка Филарет – Ну как вам сказать, прежде всего, потому, что это страсть. Это дурная
привычка человека. Ну, что нельзя без курения прожить? Можно. И лучше. И
здоровее. Ну, почему надо это делать? Это страсть, с которой надо просто
бороться. И она такова, что, если вы будете пребывать в страсти дальше и
дальше, то вы потом уже не отстанете от нее, просто не отстанете. Вот, так
сказать, если говорить о негативной стороне жизни человека, то сначала –
страсть, привычка, а потом порок. Потом всё….
Многие задают вопрос: Церковь против
богатства или она не против богатства? Церковь не против богатства. Она против
рабства богатству, потому что человек потом становится рабом богатства, он
потом без этого не может жить. Редкие люди, которые до революции, посмотрите –
пол-Пензы отстроили: и больницы, и богадельни, и странноприимные дома. Им
хватало и на это денег. Они были господами своего имущества. Они понимали, что
это должно не им только служить – и людям тоже. Помогать надо людям. А когда
это все мне, и все мне – тогда страсть, и всё, уже потом не отвяжешься.
– Владыка, вот ряд вопросов по
поводу теории Дарвина. Во-первых спрашивают: если это
так, что теория Дарвина ошибочна, тогда получается, что учебные заведения нас
обманывают, и следующий похожий вопрос: в чем доказательства того, что все
произошло от Бога и почему тогда нет жизни на Марсе или на остальных планетах?
Владыка Филарет – Ну, давайте сначала на земле разберемся. Ну, что касается ошибки,
конечно, это ошибка. Это вернее инерционное движение прежней атеистической
идеологии. Но, вы знаете, наверное, был процесс в Санкт-Петербурге, да?
Девочка-школьница судилась по поводу теории Дарвина. Ну, как-то ушли от нее, и
потом как-то оно заглохло. Ну, я бы воспринимал это просто как архаизм. Ну, что
можно сказать, ну архаизм. Понимаете, что такое архаизм? Эта идея не
жизнеспособна, она не жизнеспособна. Она не отвечает чаяниям человека. Она не
отвечает ни на один вопрос. Я рекомендую вам прочитать книгу архиепископа Луки Войно-Ясенецкого «Наука и религия» – это первый раздел, а
второй – «Дух, душа и тело». Ну, для вас это может быть интересно. Владыка был
доктор медицинских наук. Это – светило был. Эта книга просто удивительно
написана, аргументировано, с приведением массы ученых. Владыка сам был знаком с
научным миром, не только у нас, но и Европы, он знал все это. Желательно бы
почитать.
Мне трудно в двух словах вам
объяснить. Для того, чтобы понять, какие наши
аргументы – откройте Библию и прочитайте, там вся аргументация. Особенно первая
строка Библии – это книга Бытия – это историческая книга о происхождении мира,
о происхождении человека. Для комментариев вот того, о чем вы спрашиваете, есть
ряд современных изданий и книг, где все объясняется. Уж я, согласитесь, не
ученый, не могу вам выставлять аргументацию, хотя, как-то я был в Ульяновске в
колледже, мы со студентами встречались. И одна такая девушка словоохотливая,
видимо, отличница или хорошистка, она мне задала такой вопрос: «Владыка, не
думаете ли вы, что раньше было много верующих, все были верующие, потому что
они не учились, не было ни университетов, ни институтов, а сейчас все учатся, поэтому много неверующих». Я говорю: «Вы очень
неправильно понимаете, потому что веруют не мозгами, а сердцем веруют». А для
этого надо читать, для этого надо интересоваться. Вот те вопросы, которые ну,
может быть, вас очень интересуют – мы можем в университете организовать круглый
стол, выставить эти темы и мы побеседуем на них. Просто в рамках этой встречи я
не могу вот так все глубоко вам изложить. Стараюсь поверхностно, насколько это
возможно.
– Владыка, как Вы считаете,
нормально ли существование баптистских церквей и приобщение к ним молодежи и
детей?
Владыка Филарет – Ну, как вам сказать. Вот, проследите тенденцию – когда что-то
разделяется, оно потом и дальше разделяется. Отделились Рим и католики, Римская
церковь, потом и она начала делиться, англиканская, лютеранская, и баптисты
появились. Это каскад, вы понимаете, каскад. Люди отделились и подумали: «Вот
как хорошо, мы теперь свободные, отдельные». А потом начались проблемы, а потом
начались споры, потом начались противостояния, потом стали отходить.
Друзья мои,
говорят: баптистская церковь, еще какая церковь…. Я вам просто скажу – мы,
христиане, верим не в русскую церковь, не в украинскую, не в белорусскую, мы
верим в Церковь Христову, которая была основана Христом на земле. И с этого времени, до нашего
времени, она неразрывно существует по наше время. Вот это – Церковь, все
остальное – это религиозные организации, не более того. Можно назвать себя
«истинной церковью», ну как только себя сегодня не называют. Но это все,
знаете, продукты разделений. У нас нет отношений с баптистами. Но, я еще раз
говорю, надо просто понимать, что такое Церковь по существу. Вот это опять-таки
вопрос основ Православной культуры. Если бы они были, вы все бы давно это
поняли, притом на догматическом и на историческом материале. А так трудно, на
пальцах, объяснить, просто тяжело.
– Американскую культуру нам
преподносят как очень верующую. Нам все время
показывают, как все семьи ходят по воскресеньям в церковь, молятся перед едой.
Но открыто видно, что они поддерживают с Богом, в большинстве своем, деловые
отношения: «Я помолюсь, а Ты мне денег пошли, и за грехи мои прости (список
прилагается)». Нужна ли нам такая пропаганда? Или я не прав?
Владыка Филарет – Ну, если мне память не изменяет, да, в Америке, согласно статистике,
94% верующих людей. Разных, как вы понимаете – и
баптисты, и адвентисты, чего там только нет. Больший процент только в Польше –
98%.
Я бы сказал так (не знаю,
удовлетворит ли вас мой ответ): американцы очень любят комфорт, как вы знаете –
машины любят комфортабельные, жилье чтобы было комфортабельное. Они готовы за
все платить, но чтобы все было удобно и комфортабельно. Что касается религии в
Америке, то им хочется иметь еще и религиозный комфорт. Вот пошли в церковь,
пришли, все в порядке. Я бы не сказал, что это такая уж глубокая вера. Да,
наверное, есть и там верующие люди. Вообще вера не измеряется, это внутренний
мир человека, невозможно понять другого человека. Но, тем не менее, этому есть
свидетельство. Эдвард Радзинский – у него были телевизионные программы, одна из
них мне запомнилась. Он рассказал такой случай – притчу. Протестантский храм,
или баптистский храм, и сидит у порога на лестнице негр и плачет. Подходит
Христос и спрашивает: «Чего ты плачешь?» А он говорит: «Меня туда не пускают».
И Христос говорит: «И Меня тоже туда не пускают». Вот, мне кажется, этот ответ
понятный. Пожалуйста.
– Немного шуточный вопрос. Владыка,
почему служители церкви так редко улыбаются?
Владыка Филарет – Ну я вам, по-моему, улыбался сегодня. А я вам отвечу – потому что мы
всегда сталкиваемся в общении с людьми с проблемами, со страданиями людей. Вы
что, думаете, на исповеди люди приходят и говорят: «Батюшка, как хорошо я
живу»? Проблемы. А у русского человека совесть где-то есть, он это понимает. И
когда он это все «выворачивает», вы что, думаете, от этого улыбаться хочется?
Это горе людское, море людского горя, с которым каждый священник сталкивается ежедневно
в храме. Но, тем не менее, мы оптимистичны, потому что мы верующие люди, мы
знаем, что все преодолевается силой Божией, помощью Божией. Мы в этом уверены,
мы это чувствуем по своей жизни. Это не иллюзия, это не фантазия и не выдумка,
это реальная жизнь. Ну, будем стараться больше улыбаться.
– Владыка, как Вы относитесь ко Дню
Святого Валентина?
Владыка Филарет – Отрицательно. Друзья мои, ну что сказать. Во-первых, это не
совмещается с исторической памятью Валентина, это разные даты и разные люди.
Во-первых, это римская история, это Рим. Потом в Европе стали поднимать культ
Валентина, такой светской жизни. Вы знаете, сейчас в Европе проводят карнавалы.
Но, наверное, мало кто знает, что это за слово «карнавал». Буквально «прощай
лес»…. Потом этот культ поднялся, и особенно уже в наше время, когда, простите,
буду говорить прямо, неудобно об этом говорить, когда со всех телеэкранов
сексуальное воспитание, половое воспитание, вот это все и поднялось.
А Америка взяла этот праздник из
Европы, и американизировала его, она создала просто шоу. И не думайте, что это
так красиво и хорошо. Вы не забывайте, что на этом зарабатывают огромные
деньги, это же торговля, колоссальные деньги зарабатывают на этом. Вот и все.
Поэтому здесь нет связи.
Например, у меня это вызывает
нехорошие чувства, я не знаю, не потому, что мне это не нравится. Но я не
привык как-то к этому, не потому, что я священник. Но я считаю, любовь двух
любящих людей не напоказ, она (любовь) не на выбор, если эти люди действительно
любят, они этого не показывают. И когда видишь целующихся в метро, в трамвае,
думаешь – так уж любят друг друга… Потом через месяц
глядь – а они разводятся. Что же это за любовь такая? Друзья, настоящая любовь
не такая.
И настоящие отец и мать, тоже имейте
в виду, никогда не показывают, что они любят своих детей. Если вы только
покажете своим детям, что вы их любите – всё. Хорошие
родители любят своих детей – они наказывают их, они поощряют их, делают
какие-то подарки…. Но они этого явно не показывают. Настоящая любовь,
она здесь, она внутри человека, она не напоказ. Вот, что можно сказать.
– Владыка, такой интересный вопрос.
СМИ и телевидение, реклама, навязывают нам сейчас много лишнего, ненужного.
Неужели создатели рекламы все неверующие? А ведь мы сейчас учимся на
экономических факультетах, нас учат делать ту же рекламу. Хочется оставаться
человеком, даже став профессионалом выбранной специальности. Как быть?
Владыка Филарет – Я вам приведу выступление Легойды Владимира
Романовича, это главный редактор журнала «Фома». Владимир Романович возглавляет
МГИМО, кафедру международной журналистики. Выступая в Кремле, он говорил
буквально следующее: «Мне заказывают статью. Как православный человек я не могу
ее написать. А как журналист я обязан». Это он просто в качестве примера
привел.
Я считаю, что надо менять профессию
и находить другое место в жизни. Но нельзя обманывать людей. Многие статьи, я
не буду называть, это центральные газеты, это все заказные статьи. Самый
минимум, за статью платят пять тысяч, а больше – десять тысяч долларов. Не
хочется плохо говорить о людях, но не надо продавать свою совесть. В Евангелии
есть такие слова: «За каждое праздное слово ответим перед Богом».
Или по рекламе, в Евангелии есть
такие слова: «Горе миру от соблазнов, но горе тому человеку, через которого
соблазн приходит в мир», когда мы начинаем тиражировать. Бывает, у человека
что-то случилось, и поступок. Но когда это становится массовым явлением, когда
мы тиражируем, мы, сколько губим душ людей. Я уже не говорю об этой рекламе.
Скажем, два года тому назад, я в
правительстве говорил об этом, открыто говорил. Иду, собираюсь на
Рождественскую ночную службу. А в Москве, в храме Христа Спасителя, идет
трансляция Патриаршего служения. Я включил, думаю, посмотрю. И не на тот канал
попал. Идет реклама, пензенская – приглашаем вас в казино, наверное, я уже не
помню, работает бар и стриптиз. Друзья, в Рождественскую ночь, похабнее придумать нельзя. Ну, что с нами делается такое? Мы
хотим, чтобы все люди разводились? Чтобы не было семей? А это путь к этому. Да,
и так начинается – в эту Рождественскую ночь приглашаем туда-то, и то-то.
Вы знаете, свобода человека, с точки
зрения Церкви, это дар Божий. Но как мы им распоряжаемся? Можно в плюс идти, а
можно в минус. И мы ответим за свою жизнь, никуда мы не денемся. Достоевский,
Федор Михайлович, вот его слова: «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя во
всем, а в том, чтобы владеть собой». А у нас завихрения, то у нас в одну
сторону, то в другую сторону.
Ладно, человек сходит с ума, но
нельзя же сводить людей с ума. Я часто студентам говорил, когда провинился
кто-то из учащихся, вызывал, долго с ним говорил, он у меня прояснял причину
своего поступка, а потом говорил: «Ну, знаете, товарищ так делал, и я тоже
попал туда». Не слишком такой был проступок, но для семинариста это серьезный
поступок, мы придаем этому значение. Я ему в ответ говорю: «Ну, вот ты зашел в
здание, и там коридор, и стоит девять человек лицом к стенке и бьется головой
об стенку. Что, тебе надо стать десятым что ли?» Ну, надо думать, вы же молодые
люди, ну зачем идти этим путем? А потом, знаете, это как бумеранг – как
аукнется, так и откликнется, или, как апостол Павел: «Что посеем, то и пожнем».
Никуда от этого мы не уйдем. Поэтому есть нравственные ориентиры, параметры,
через которые нельзя переступать.
Вот, вы молодые люди, а я, уже,
может быть, в возрасте, но мы ощущали, и ощущаем в своей жизни, что есть совесть
и стыд. Нет человека, который бы этого не знал. Что же это такое в человеке?
Это, кстати, относится и к духовной жизни. А это вложенное Богом, в современной
жизни – это сигнализатор. Когда вы что-то делаете безнравственное, нехорошее,
совесть начинает вас грызть. Это что значит? Она говорит: «Остановись! Дальше
будет плохо, дальше опасно. Остановись!» Вот что такое совесть и стыд. Это
нормальные качества человека. Я разговаривал со многими студентами, и у меня
вызывало положительное чувство, когда я один-на-один
с ним говорил, и разбирался в этом вопросе, и студент краснел. Это хорошее
качество, это значит – есть стыд, есть нравственное чувство. Плохо когда этого
нет.
Как-то профессор в академии нам это
все объяснял, а потом говорит: «Ну, посмотрите, на кухню пробралась кошка и
вылизала всю сметану. И заходит хозяйка. И посмотрите, кошка нагибает голову, и
бочком-бочком, понимает, что она плохо сделала». Так почему же человек этого не
понимает?
– Я студент медицинского факультета,
задаю вопрос. Во-первых, как вы считаете, есть ли связь между религией и
медициной, и в чем она проявляется, или это две отдельные дисциплины? И кто же
медик или врач для Бога, благословен ли он?
Владыка Филарет – Сразу скажу – и Церковь, и медицина, это очень близкие по роду
деятельности институты, скажем так. До революции 1917го года самыми уважаемыми
людьми в обществе были священник, учитель и врач, три профессии. На них стояла,
так сказать, и общественная жизнь.
Как вы понимаете, священник
заботился о здоровье души человека, учитель давал знания, образование, а врач
заботился о здоровье тела человеческого. Если вы читали статьи (они время от
времени появляются). Появился новый термин «психосоматика,
психосоматические заболевания». Что такое психосоматика?
«Психо» - душа, «сомо» -
тело. То есть связь души и тела.
В Москве у нас очень близкие
отношения с академией медицинских наук, вы просто, может, об этом не знаете, у
нас очень близкие отношения с медициной, очень близкие. Протоиерей Анатолий
Берестов у нас в Москве, который возглавляет Центр милосердия
Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских
наук, который занимается людьми, попавшими в зависимость, алкогольную,
наркотическую.
Сегодня врачи точно об этом говорят,
что болезнь начинается в душе, когда человек кривит, когда совершает поступки
нехорошие, потом это все переходит уже в соматику, то
есть в тело. Болезни – это следствия болезни души. Поэтому у нас между
медициной и Церковью нет противоречий. Другое дело, есть еще инерционное
мышление части медицины прошлого века, которое воспитано на материализме,
воспитано на отрицании духовных ценностей. После революции говорили, что души
нет, а все говорили – ум. Вот тогда кумиром был ум человеческий. Вот ум – это
все, а души никакой нет. И тогда один врач, христианин, патологоанатом, который
вскрывал человеческое тело, другой его подкалывает, говорит – ну, нашли вы там
душу? А он отвечает: «А вы знаете, я сколько раз делал трепанацию черепа и
никогда там ума и мыслей не находил». Вот так вот. Поэтому это близкие очень
области. Тело и душа – это самые близкие сочетания в человеке.
Аудиозапись и фото – Александра ДВОРЖАНСКОГО
Аудиозапись распечатала оператор ЭВМ Пензенского
епархиального управления
Валентина ГРИШИНА