Выступление Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета
Европы
2
октября 2007 года, в ходе визита во Францию, в Страсбурге Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II выступил на очередной сессии Парламентской
ассамблеи Совета Европы с речью:
Уважаемый господин председатель!
Уважаемые
члены Парламентской ассамблеи!
Благодарю за
приглашение обратиться к столь высокому собранию, переданное мне от вашего
имени председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью пользуюсь сегодня возможностью
донести до парламентариев стран-членов Совета Европы наше видение прошлого,
настоящего и будущего Европейского континента – нашего общего дома.
В последнее время
Совет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по налаживанию
взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на
призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров.
Одной из важных
тем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо вокруг проблем антропологии
возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние,
связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями
и светским гуманизмом.
Европейский
континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас.
Но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано
представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации.
Христианство научило все европейские народы, что человек создан по образу и
подобию Божию. Но
одновременно оно всегда подчеркивало, что только, если человек будет следовать
путем нравственной жизни, то станет другом Божиим
(Ин. 15, 15), и обретет свободу (Ин.8, 32).
Это послание не
только ставит человека на большую ценностную высоту, но говорит и об условиях
пребывания на этой высоте. Человек легко склоняется к плохим поступкам, а
значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании
собственных мыслей и чувств. Как раз, направление этих трудов задают
нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и
недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и
нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского
сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и
общественной жизни.
Любой честный
исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому
отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась
процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты
жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие
наука и культура. Более того, сама концепция прав человека, важнейшая
политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о
достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего
зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и
составляли с ней своеобразный тандем.
Однако сегодня
происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав
человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав,
противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с
помощью прав человека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в
Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено
упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная
деятельность. Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст
нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей
системы прав человека.
Не считаясь с
нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность
представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в
результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы
самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и
развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей
Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и
пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие
европейского человека и привести народы континента к черте, за которой – потеря
европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и
самостоятельного места в истории.
Одновременно я
уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть
моральным или аморальным – это, в конце концов, – следствие свободного выбора
личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и
поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны
направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и
общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных
идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.
Убежден, что для сохранения европейской культурной
идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить
нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев.
Или, по крайней мере, с опорой на государственные институты не следует ни
пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные
устои общества.
Отказ от
моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные
проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран
Европы – не только на Востоке, но и на Западе - растет пропасть между богатыми
и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь
неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов
честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство
единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и
политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются
предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и экономической
сферах.
Впрочем, даже
самая совершенная правовая и социальная система не может в полной мере
ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие не возникает там,
где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно – результат
воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности.
Традиционные
моральные принципы – это еще и основа для интеграции многокультурного
общества, коим является современная Европа. Это хорошо показал в частности,
Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве в июле прошлого года.
Участники форума - представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма,
синтоизма, индуизма из 49 стран мира - выразили свою общую обеспокоенность
деградацией морального состояния человечества.
Именно на основе
традиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни друг
друга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей
религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный
мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными
религиозными общинами как России, так и других стран
СНГ.
Как все мы знаем,
сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе
прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой
разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость.
Вот почему я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по
свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную
традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает
основу для мирной совместной жизни.
Технологический
прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что
сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям
развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек
должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом
электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным
организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной
оценки их устремлений и их плодов.
Русская
Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют
другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами,
равно как и с представителями секулярного взгляда на
жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в
Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из
публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация
имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных
мировоззрений и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии
представителей традиционных религий и секулярного
мира. Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть Совет Европы,
имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских
ценностях.
ОПУБЛИКОВАНО http://www.mospat.ru/index.php?page=38033
ФОТО http://www.interros.ru/photos/photo/?id=544