15 февраля 2008 года Высокопреосвященнейший
Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий, по случаю Дня православной
молодежи встретился со студентами Пензенского государственного университета, рассказав
о позиции Русской Православной Церкви по отношению к различным аспектам
современной жизни, а также ответил на многочисленные вопросы слушателей,
касающиеся православной веры.
Игумен Серафим (Домнин) – Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, дорогие
студенты, Русская Православная Церковь отмечает Великий Двунадесятый
праздник Сретения Господня.
По традиции этот праздник всегда
именуется праздником православной молодежи. К сожалению, для нас, русских
людей, вот эта традиция отмечать этот праздник, как праздник православной
молодежи утеряла свою такую традиционную линию, ввиду того, что долгое время
государство было настроено атеистически, ввиду того, что мы сами порой забываем
свои традиции.
И вот в сегодняшний день мы
пригласили вас в этот зал Государственного университета, для того, чтобы вы
смогли встретиться с Высокопреосвященнейшим Владыкой
Филаретом, который является управляющим Пензенской епархии. И после его слова
вы смогли бы задать какие-либо вопросы, интересующие вас: о вере, о
нравственности, о Церкви, и Владыка с удовольствием на все эти вопросы, вас
интересующие – ответит. Попросим Владыку Филарета выступить со своим словом к
вам, студентам Пензенского Государственного Университета.
Владыка Филарет – Дорогие братья и сестры! Нам так привычно обращаться в храмах, на
встречах, со светскими, может быть, людьми, потому что все мы являемся в своей
родной стране друг другу братьями и уж, тем более, что
более тысячи лет тому назад наше отечество было крещено при князе Владимире и
мы с вами преемники той духовной и культурной традиции, которой жила наша
страна на протяжении более тысячи лет.
Да, грозная туча пронеслась над
нашим Отечеством после 1917 года XX века – это богоборчество, это атеистическая
идеология, которая сметала почти всё на своем пути. Но самое, пожалуй,
трагичное не только в том, что мы лишились храмов и святынь, многих святынь.
Но, главное, пожалуй, что мы сейчас ощущаем с вами – это то, что эта туча
пронеслась по душам людским. Храмы - то можно восстановить: и силы есть, и люди
есть. Труднее всего восстанавливается духовный мир человека. И то, что мы с
вами переживаем в наши времена – это смута в умах и в сердцах людей, это
неизвестно куда мы идем и вообще, что мы хотим от жизни. Все это, конечно,
явственно видится.
Второе – это смещение нравственных
параметров и ориентиров в жизни. Знаете, так просто по-русски, куда ветер
подует, туда и идем. Там дали деньги – туда идем. Там что-то дают –
гуманитарную помощь – туда идем. Ну и сколько же так прожить России? Ее стояние
всегда было связано с верою, с верою….
По сведениям, которые я имел еще в советские времена на территории нашей страны
существовало 96000 храмов. Ну, касаясь учебных заведений, и вы должны об этом
знать, что в каждом университете, гимназии всегда был домовой храм. Вот почему
мы сейчас ставим вопрос перед ректором университета, поскольку часть
университета – это корпус Пензенской Духовной семинарии. Ставится вопрос о том,
чтобы там восстановить храм, который был в этом корпусе. Мне это как-то больно,
я уже много лет пытаюсь, трудно очень это дело идет, хотя в Москве, когда я
был, это очень легко было. Я был участником восстановления храма святой
мученицы Татианы в Московском Государственном
университете. Восстановили, сейчас служит священник, профессора ходят,
студенты.
Да, никто никого не загоняет в
храмы. Люди вообще идут в храмы по внутренней потребности. И хорошо, если она
есть. А, если ее нет – то очень плохо. Поэтому храм – это центр жизни русского
человека. Всегда это было так. Мы крестились в храмах, венчали людей, отпевали.
Это духовная жизнь. Это духовная составляющая. Вот на встрече, скажем,
несколько дней тому назад более многочисленной, чем сегодняшняя – это встреча с
курсантами пензенского артиллерийского института. И меня, признаться, удивили
вопросы, которые поступали во время беседы. Вообще такое впечатление, что очень
серьезный контингент учащихся в институте, очень серьезный. Задавали очень
серьезные вопросы. Я даже удивился. Не ожидал, кстати говоря. Например,
спрашивали, как быть: вот уныние, отчаяние часто бывает в душе. Как быть, что
делать? И меня поразило то, что у молодых людей, хотя я и без этого знаю, что
это есть. В молодых людях есть. А в чем же причина?
От уныния и отчаяния нет таблеток в
аптеке, ну, нет их. Первое, о чем нужно подумать и сознаться, что это
свидетельство внутренней пустоты душевной. Мы едим, пьем, хорошо одеваемся,
развлекаемся. Ну, это же не все. Человек – это душа и тело. Душа и тело! Мы
можем сотни раз говорить, что Бога нет, души нет, но это реальность, от этого
никуда не уйдешь. Простите за грубое выражение – ну, неужели до 1917 года все дураками были, которые признавали бытие Божие.
Ну, неужели, как нам пели все 70 последующих лет, что все отсталые были, темные.
Ну, если темные, не строили бы такие храмы. Не было бы профессуры в
университетах, не было студентов, ни Ключевского, ни Флоренского, ни
Трубецкого, вообще бы никого бы не было. Это миф, который вставлен в наше
сознание искусственно, а мы, ну, знаете, русский народ – доверчивый, он очень
доверчивый. Вот Бога нет, значит будем так жить. А
никуда не денешься – душа в человеке есть. И вот то, о чем задали вопрос
курсанты, очень правильно было сказано. Создай хоть рай на земле, я имею ввиду с удовольствиями, с дискотеками, с казино – и все
равно придет время и вы скажете: «Чего-то не хватает». Да, дворцы строите,
доллары, миллионы – все равно каждый честный человек понимает, что это хорошо
до времени.
Так вот скука, отчаяние, уныние –
это сигнал для самого человека, что в душе что-то не в порядке. Не так все
просто. Вот, у нас и в советские времена преподавался предмет «психология»,
которая ничего общего не имела с этим словом. Это – греческое слово (психе и логос – слово о душе). Ну, там ничего не было о душе.
Хотя сколько написано литературы по психологии, классической литературы,
которую мы, к сожалению, не знаем. И вот, простой пример вам, самый простой
пример. Я помню, преподавал студентам и нравственное богословие, очень
интересный предмет в духовных учебных заведениях. И вот как-то прочитал в
газете в советские времена еще, тогда, знаете, не все уж так публиковали, если
публиковали, значит, это было так на самом деле. И вот удивительный случай. В
США: дом двухэтажный, семья, молодые люди, сыновья, 20 и 17 лет. И вот,
внезапно, один молодой человек умирает, вот внезапно. Мать просит пойти сказать
второму брату, что умер брат – поднимается – и он лежит мертв. Это привлекло
внимание медицины, светил медицины. Вскрытие показало, что абсолютно здоровые
люди, абсолютно здоровые органы. Спрашивается, что же тогда произошло? И по
тому времени – это 70-е годы – американские ученые изъяли из останков этих
людей сердце. Сердце абсолютно здоровое. Поставили в специальные сосуды для
хранения и сказали, что сейчас мы не можем объяснить это явление. Пройдет
время, появиться развитие в медицине, и, может быть, тогда что-то и скажут. Я к
чему это говорю. Обычно мы считаем: ну, вот болеет человек, умирает. Ну, как бы
естественно. А вот как объяснить этот случай? Ну, как его объяснить? А потому
что духовное начало покидает человека и тогда тело становится просто куском,
материей, не более того.
Сегодня у нас более
материалистическая жизнь, более того, даже капиталистическая жизнь. Но
человек всегда остается человеком. И главное богатство – это сам человек, его
внутренний мир, его внутреннее состояние. И, конечно, обидно и жаль становится,
когда человек проживает и 20 и 30 лет и только потом начинает понимать, что у
него душа есть, что у него есть внутренний мир, есть потребность этого мира. А ведь зная об этом раньше, мы были бы
совсем другими. Как-то один человек в Москве ученый, приезжал к нам в
академию и мне он приватно сказал такие слова, мне они запомнились: «Вы знаете,
если бы нас этому учили, если бы мы это знали, то мы были бы совершенно другими
людьми». То есть вот вопрос – знание.
Нравственное Богословие, которого я
коснулся – это очень интересный предмет. Он, конечно, выражаясь вашим
студенческим языком – это профильный предмет, этот предмет готовит будущих
священнослужителей. Если очень коротко пояснить, что это за курс программы, то
Нравственное Богословие – это не что иное, как предмет, который помогает
учащемуся и студенту, прежде всего, понять самого себя, что такое человек, что
такое душа в человеке. Там аргументировано все говорится. Что такое духовная
жизнь, что такое греховная жизнь, процесс, развитие этого; что такое
добродетельная жизнь. То есть, священник, по сути, пройдя этот курс, достаточно
ясно потом понимает себя, а, следовательно, и окружающих себя людей.
Мы сегодня бываем иногда похожими,
так не обижайтесь, на слепых людей. Вот так ходим, вроде видим и не видим. Да
человек – это глубочайшее существо на земле. А душа человека, которая является
главным в человеке – это разумное, мыслящее существо. Ну, вот в качестве
примера такого легкого, чтобы вам было понятно. Посмотрите, подумайте над
собой. Вот какая-то ситуация – вам надо выбирать: если вы не очень торопитесь,
то вы, осознавая это явление, почувствуете – это вам нравится или это вам не
нравится. Если вам не нравится, вы не будете этого делать, а если вам нравится,
вы с удовольствием это делаете. Также и скажем ум человеческий, который в XX веке был так возвышен, все об уме
говорили. А по сути своей, сегодня - то мы, наверное, понимаем, что ум человеческий
– это не что иное, ну, как домашний компьютер. Это служебная часть в организме
человека, не главная. Посмотрите, есть люди, как мы говорим не очень умные, но
обаятельные, но красивые, нас тянет к этим людям. А у них-то ума-то особого
нет, согласитесь. Поэтому это не все так просто как мы думаем.
Поэтому хотелось, друзья, пожелать
вам, особенно студентам, у вас жизнь начинается, она возможно, более интереснее сегодня, хотя и сложнее, много сложнее. Но,
мне кажется, что надо, прежде всего, как-то понять самого себя. В духовных
учебных заведениях мы всегда ставим такие простые вопросы. Прежде всего,
человек живет в мире окружающем, прекрасном, красивом. Ну, возьмите хотя бы
нашу Пензенскую землю, ведь красивая же. Так вот –
первое познание – это окружающий нас мир, его красота, второе – сам человек,
его душевная красота, и третье – небесная жизнь с Богом. Один
ученый, европейского, по-моему, происхождения как-то писал, что были споры:
есть Бог, нет Бога, знаете, долгие были споры. Ну, хотя бы вспомните
Луначарского, министра тогдашнего просвещения и его диспуты со священником
Введенским – это были публичные диспуты, и Луначарский при всем своем блестящем
уме в общем часто был в минусе, проигрывал эти
диспуты. Так вот один ученый говорит: «Мы живем в таком удивительном мире,
прекрасном, он похож на хорошо сделанный часовой механизм. Вот исправно все
функционирует: все колесики, все стрелки». Да, согласился оппонент, да,
действительно мир таков. Ну, а кто завел первый раз эти часы? Кто завел их? Вот
мы ходим, видим, и как-то не замечаем этого. Все двигается: планеты – в
движении, не пересекаясь друг с другом, Земля висит ни на чем. Ну, можно о
притяжении, гравитации, можно много наговорить, ученые умеют это делать. А
объясните все это, что это такое вокруг нас?
Для меня, скажем, в свое время в
Москве было очень авторитетным заявление президента Российской академии наук
Осипова, я думаю, вы знаете эту личность. Он как бы суммировал все научное
развитие: и европейские и наши национальные науки. И он сделал такую констатацию,
она очень такая четкая и ясная. Ну, ученые говорят всегда определенно. Он
говорит, что окружающий нас мир – это высокоорганизованная материя,
высокоорганизованная. И люди до нас это очень хорошо знали. Боле того мы менее
всего чувствуем это в городах, потому что высокие дома, мы не видим почти света
белого, мы снуем по улицам в троллейбусах, автобусах, метро, в поездах. И мы
практически не видим. Ну, выйдите вы за город, на природу, и вы все это
почувствуете, вы это все увидите, если только не безобразничать на природе,
извините. Вы все это увидите, эту красоту, удивительную красоту: солнце, луна,
восход, заход. Посмотрите, все действует – это закон мироздания. А кто его
создал? Ну, кто его слепил-то? Не зря Ленин еще тогда называл это проклятыми вопросами,
потому что сам не мог ответить на них. Он был материалист и, конечно, атеист,
такой, знаете, махровый, я бы сказал. Он называл это проклятыми вопросами. А
без них? А как жить без них, если не понять их? Поэтому хотелось пожелать вам,
чтобы жизнь в вашей профессии, которую вы выбрали, ваши студенческие годы: при
всем том, что мы учимся, надо учиться, надо постигать то, к чему мы призваны,
кем мы хотим стать в жизни. Ну, важно еще оставаться человеком в этой жизни,
человеком, а не существом, бегающим взад и вперед с сигаретами, с водкой, с
наркотиками, со всеми этими «прибамбасами», как молодежь любит говорить
сегодня. Это – самоубийство, саморазрушение личности. Когда человек понимает
себя, когда он живет духовной жизнью – это личность, а когда вот так, как мы
хотим сегодня жить – это европейский индивидуум, или если сказать по-русски –
эгоизм, жить для себя. Вот как сегодня – не надо семей, не надо детей, да
зачем, я хочу пожить, зачем мне это все нужно: распашонки, пеленки. А потом
проходит время, стареет человек – ни детей, ни родных, никого. Вот к чему это
приводит, вот эта бессмыслица жизни, когда мы не думаем ни о чем: вот бежим с
утра до вечера и ничего не замечаем.
Ну, и несколько слов, может быть,
для вас интересных. Я только вернулся с Рождественских чтений, которые
проходили в Москве, два пленарных заседания были в Кремлевском дворце, очень
были интересные выступления. Ну, прежде всего – это митрополит Климент – управляющий делами Московской Патриархии и
министр образования и науки Фурсенко Андрей
Александрович. Очень были интересные встречи. Напомню вам – это XVI-е уже Рождественские чтения, они
все более и более набирают оборот. В этом году при максимуме заявок 6000 (зал
не вмещает Кремлевский больше) заявок было 9000 – это в основном педагоги, это
работники образования всех уровней и сфер, это архиереи, которые приезжают
ежегодно, потому что форум очень интересный.
После двух пленарных дней я
возглавлял конференции в Российском Государственном социальном университете в
Москве. Кстати сказать – это бывшая партийная школа. Но меня просто поразил
университет, я там первый раз, огромный университет, уж не помню, сколько
учащихся, прекрасный ректор Жуков Василий Иванович. Ну, что меня поразило – на
территории прекрасный храм, построили, вот просто построили и освятили. Более
того, исключают студента, если он начинает ругаться, пить и курить –
моментально отчисляют, моментально. Я зашел и увидел просто удивительная
чистота.
Иногда, ну вы это знаете, просто
неприятно: заходишь в университет, вроде университет – а кругом пивные банки,
окурки, дым – ну что это, неужели это университет. Ведь это же университет,
друзья мои, стыдно просто.
Замечательные были выступления,
конференции все проходили – это уровень довольно высокий – это академики,
доктора, профессора, очень серьезный уровень. Мне хотелось обратить ваше
внимание на выступление одного из участников пленарного заседания. Я специально
взял текст, мне он просто понравился, меня удивил, во-первых. Начну с того, что
часто у русских людей бывает чувство обостренной справедливости. Почему это
так? А более того, мы это развиваем. А почему Бог это попускает? А как это,
зачем? А где же правда, где справедливость? Это часто
задевает особенно думающих людей, мыслящих людей, не так лишь бы жить, а кто
думает, вникает.
Я вам зачитаю: репортер
американского телевидения спросила девочку-сироту о причинах трагедии 11
сентября 2001 года, когда рухнули башни-близнецы, как Бог мог допустить такое
несчастье? Полученный ответ весьма содержательный, интересный. Девочка
отвечала: «Я думаю, что Господь глубоко скорбит по этому поводу, как и мы, но
ведь это же мы годами требовали от Него уйти вон из наших школ, из власти,
исчезнуть из нашей собственной жизни». Ну, а дальше такая терминология
американская: «И поскольку Он (то есть Бог) настоящий джентльмен, то и
послушался наших требований и стал в стороне от нашей жизни. И как мы теперь
можем требовать, чтобы Господь каждый день даровал нам Свое
благословение и Свою защиту, если мы же Ему сказали: оставь нас». Далее, глядя на
последние события, террористические акты убийства и т.п. думает, что это
началось 15 лет назад, когда госпожа N, он не указывает фамилию, добилась,
чтобы в американских школах запретили молитву и все сказали «о'кей». Потом кто-то сказал, что лучше не читать в школах
Библию, ту самую, в которой учат: не убивай, не кради, люби ближнего как самого
себя, и мы все сказали: «о'кей». Потом доктор Бенджамин Спок заявил, что не
следует шлепать своих детей, когда они плохо себя ведут, потому как
травмируется их личность, и мы вредим их самооценке, и мы все сказали: эксперт
знает, о чем говорит, и снова «о'кей». Потом кто-то
сказал, что наши учителя не должны наказывать учеников, которые дурно себя
ведут, и мы снова сказали «о'кей». А далее некоторые
политики заявили: не имеет значения, чем занимаемся приватно, поскольку это
наше личное дело, и мы согласились с этим, сказав «о'кей».
Потом кто-то заявил – это недавно в Америке произошло: Вертеп Рождественский не
должен оскорблять религиозные меньшинства. И в знаменитом музее мадам Тюссо в Лондоне вместо Марии и Иосифа
появились Виктория и Бекхем и мы все сказали «о'кей». Потом кто-то сказал: давайте печатать в журнале,
простите, фото обнаженных девиц. Но назовем это почитанием красоты женского
тела, и мы все сказали «о'кей». А теперь мы
спрашиваем себя: почему наши дети не имеют соответствующего сознания и не умеют
различать правильное от ошибочного. Наверное, если
хорошенько подумать, мы пожинаем плоды собственного посева. Люди до смешного
легко стремятся выбросить Бога на свалку, а потом удивляются – почему же мир
катится в ад.
Удивительно, как мы верим написанному в газетах, но пренебрегаем словами Библии.
Удивительно, что все, желая попасть в Рай, одновременно не хотят верить,
думать, или делать того, что от них требует Библия. Удивительно, как во время
Рождества в школах больше нет декламаций на эту тему. А вместо этого, в лучшем
случае, поставят сказку Диснея. Удивительно, как часто мы остаемся дома в дни
религиозных выходных, даже не задумываясь о сути этих праздников. Удивительно,
как некоторые пламенно говорят о Христе по воскресениям, но становятся
невидимыми христианами в остальные дни недели. Удивительно, как нас беспокоит,
что подумают о нас другие люди. И при этом мы совершенно не обращаем внимания
на то, что Господь думает о нас. Я кратко изрек из доклада. Кстати сказать, вы
люди образованные, сейчас – компьютеры, Интернет есть, вы можете этот доклад
прочитать, почти все доклады прочитать в Интернете, на сайте prokimen.ru .
Ну, раз мы коснулись такого предмета,
и научного, и духовного, то выскажу еще одну мысль, которую надо как-то
отделять и понимать. Между религией и наукой нет противоречий, их создают
политики, их создают идеологи. Никогда не было противостояний между наукой и
религией, никогда. Ее создавали. Почему? А потому, что все очень просто – наука
отвечает на вопрос «Что такое мир?», а религия отвечает на вопрос «Как жить в
этом мире?» Чувствуете разницу? Одни изучают одно, другие занимаются другим.
Нас, конечно, долгие времена потчевали так называемой теорией Дарвина, которая
потом вошла почти во все учебники советского времени. Простите, это просто
абсурд. А чтобы понять – объясню.
После 1918го года, когда Ленин
подписал печально известный декрет об отделении Церкви от школы и государства
от Церкви, это значит, что этот указ дал зеленый свет закрытию храмов, закрытию
духовных учебных заведений, а их было немало. У нас до 1918го года было четыре
академии – старейшая Московская духовная академия, Киевская духовная академия,
Санкт-Петербургская духовная академия и Казанская. Кстати, Казанская академия
занималась особым профилем, она стояла на пути Урал, Сибирь и Дальний Восток,
она охватывала такие меньшинства, народы, то есть создавала переводы Священного
Писания богослужебных книг для этих народов. Готовились священники, которые
знали языки этих малых народов. И, более того, скажу, что освоению Сибири и
Дальнего Востока мы обязаны, как вам странно не покажется, монастырям. Туда шли
сначала монахи, создавали обители. Потом вокруг монастырей появлялось поселение,
отсюда посад. Вот Сергиев посад, Павлов посад. А потом это был город, и имена
их вы, наверное, знаете – Благовещенск, Вознесенск –
церковные имена. Так вот, что с Дарвином случилось. Когда, после 1918го года,
новая власть объявила, что Бога нет теперь, просто отменила Бога. Отменить
можно все, что угодно. А дальше что? А как объяснить происхождение мира,
происхождение человека, как им объяснить? И вот тогда-то была смонтирована
очень удобная для того времени теория Дарвина. Хотя, забегая вперед, скажу –
Дарвин до конца своей жизни оставался верующим человеком, есть определенные
свидетельства. Другое дело, что около Дарвина, как обычно в окружении бывает,
вот это раскрутили, «пиар» сделали гипотезе. Это один
из его сотрудников сделал, он использовал это. А Дарвин сам писал, что он, так сказать, написал об этом.
Кстати, когда он опубликовал эту идею о происхождении человека от обезьяны, то
все смеялись, думали, что это шутка вообще, никто серьезно не воспринимал. А он
потом объяснял, что этой идеей он хотел стимулировать научный поиск,
исследование, а потом, это вы уже не знаете, он просил прощения у Церкви. И он
до конца своей жизни оставался верующим человеком.
Так что, когда говорят, что наука
противоречит религии, это абсурд. И чаще это бывает потому, что мы не знаем
литературу, мы не читаем. Поэтому очень легко сейчас прийти и сказать – знаете,
Бога нет. Ну и все – «да, да»…. А что дальше?
Вот поэтому долгие годы эта
концепция, если так можно ее называть, дарвинская, бытует. На Западе и в
Америке она называется «обезьянья идеология». Но никто серьезно не воспринимает
– еще ни одна обезьяна не стала человеком. Друзья мои, вы же все молодые люди.
Огромное расстояние между человеком и животным, ну огромнейшее. Академик Павлов
красноречиво доказал, что животный мир, включая обезьяну, это инстинкт, она
руководствуется инстинктом, а человек – мышлением, думает, прежде чем что-то
делать. И поэтому в дореволюционных учебных заведениях был такой предмет
«словесность», а животных называли бессловесными, то есть без слова, они не
умеют говорить, они не могут говорить. А человек мыслит и еще выражает свои
мысли языком, он мыслит и говорит. Но пока еще ни одну обезьяну не научили
говорить.
Таким образом, мы должны четко
видеть, что такое научный мир и что такое духовный мир. Достаточное количество
литературы, я не стану вас утомлять. Но если вы поинтересуетесь, мы можем на
сайте нашей епархии поместить список, чтобы вас не забрасывать литературой.
Друзья мои, я помню, такой
интересный случай был в Москве, когда Церкви дали возможность встречаться с
университетом, с профессорами. После выступления в одном из университетов
священник вернулся на свой приход, и через несколько
дней ему явилась молодая дама. Оказывается, ее задело выступление священника,
она была убежденной атеисткой, готовой спорить и дискутировать. И вот священник
начал с ней говорить, потом остановился и говорит: «Вы знаете, я считаю
несправедливым продолжать наш разговор». Она прямо-таки подпрыгнула: «Почему?»
«А потому что я все знаю, а вы ничего не знаете». Он вынул Библию и сказал:
«Вот, пожалуйста, возьмите, прочитайте ее, и когда прочитаете, придете, и мы
продолжим с Вами разговор». Чаще всего неверие – это просто незнание. А человек
призван к познанию, и не только к научному, светскому,
но и к духовному.
Я, наверное, на этом закончу. Я
хотел бы все-таки, чтобы вы поработали в зале, я хотел бы услышать ваши
вопросы, записочки, или как угодно, потому что мы с вами должны разговаривать,
я же вам приехал не лекцию читать, и не хотелось вас утомлять длинным
выступлением. Пожалуйста, задавайте вопросы, если кого что-то интересует. Лучше
на записочках, потому что это быстрее, если нет, то задавайте с места, прошу,
пожалуйста. Я только хочу закончить эту часть нашей встречи словами, которые
принадлежат святому Давиду, они находятся в Псалтири. Как известно, русский
человек всегда учился по Псалтири, и по Часослову. И тот же самый Михаил
Васильевич Ломоносов тоже учился по Псалтири. Так вот, в этой замечательной
книге находятся такие слова, я постараюсь их прочитать медленно, чтобы мы
восприняли их: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Под лежачий камень вода
никогда не течет, надо идти, надо искать, надо узнавать, надо стремиться.
Хотя, скажем, я бывал в Европе, в
Германии, так там – другое. Там Интернет и компьютеры
давно есть. И когда я разговаривал с ректорами университетов, семинариев, мне
сказали так – вы знаете, это хорошая, общеудобная
вещь, но она настолько забивает голову
всем и вся, что не остается места для того, чтобы что-то сделать.
И другой интересный случай, который
был еще в дохристианские времена. Тогда были философы, Сократ, Платон, многие
из них. Вот, был такой ученый философ, и у него был ученик, и он как-то пришел
к своему ученому, и говорит: «Я нашел человека, который очень много читает».
Ученый спрашивает его: «А как читает?» «Вы знаете, утром читает, днем читает,
вечером читает, и даже ночью читает. Что ты скажешь на это?» И он ответил:
«Значит, ты говоришь – утром читает, днем читает, вечером читает, и даже ночью
читает? А когда же он думает?»
Друзья мои, много сегодня всего,
особенно Интернет, это, в общем, удобно, но там есть, конечно, бездонные
пошлости, мерзости, ни дай Бог вам листать эти сайты. Но есть много хорошего.
Но дай Бог не утонуть в море той информации, которая сегодня обрушивается на
наши головы. Американцы, как мы их ни ругаем, умнее, они говорят – мы все не
читаем, мы берем то, что нам нужно. И телевизор они не смотрят с утра до
вечера, как мы можем сидеть. А телевизор каков
сегодня, вы знаете?
Задали вопрос об унынии и отчаянии.
Я могу сказать вам: я не говорю, что совсем не надо смотреть, новостные каналы
можно посмотреть. Но, простите, остальные все программы, почти все, за редким
исключением – это депрессивные каналы, которые создают тоску, угнетенные
чувства, мрачные переживания. А молодой человек всегда очень четко все
воспринимает, схватывает. Поэтому тоже остерегайтесь и этого. Задорнов очень
хорошо и тонко как-то сказал – включаешь утром телевизор, там застрелили, там
взрыв какой-то, тут авария, столкнулось 15 машин, сколько мертвых людей, потом
еще что-то, а потом я узнаю, что это, оказывается, передача «С добрым утром».
Вот так оно бывает.
Поэтому я вам скажу, если человек, и
даже животное, выбирает чистую воду и пьет, тогда человек здоровый. А если мы
будем все хватать, то, как Чехов когда-то сказал, хотя он не очень был близок к
Церкви, но он был очень наблюдательным человеком, хотя и очень
скрытным. Он говорил, что человеческое сердце, если все в него
воспринимать, может стать мусорной корзинкой. Что мы туда положим, потом этим и
будем жить. И я не случайно сказал, что он скрытный человек, потому что, когда
он умер, к удивлению присутствующих, у него под рубашкой на груди был нательный
крест. Он не любил лицемерия, Чехов был очень конкретным, пороки замечал,
писал. Это был нелицемерный человек. Так вот, если бы он был до конца
неверующим, креста на нем давно бы не было.
На этом я остановлюсь, я хотел бы
послушать ваши вопросы, пожалуйста.
+ + +
Игумен Серафим (Домнин) – Мы благодарим вас за эту встречу, за те многочисленные
вопросы, которые вы сегодня задали Владыке. К сожалению, мы не имеем времени и
возможности, чтобы на все их подробно ответить. Поэтому по предложению Владыки,
наверное, все-таки мы на нашем
сайте, который называется «Пенза
православная», ответы на все ваши вопросы опубликуем.
Владыка Филарет – Друзья, вообще нужно общаться, нужно встречаться. Если у нас не сразу
так получается, я предлагаю сделать так: надо дать возможность студентам
задавать вопросы по Интернету, на епархиальный сайт.
Пожалуйста, для нас эти вопросы очень важны, мы от них не отталкиваемся, они
интересны. Так что, пожалуйста, любые вопросы задавайте, а в следующих встречах
мы будем это все складывать и отвечать. Так легче будет и быстрее.
Друзья, еще раз поздравляю вас с
праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи. Мое пожелание, чтобы
у нас больше и больше становилось православной молодежи, верной традициям своей
истории, своей страны и верной вере православной, которая столько лет, столько
столетий существовала и существует в нашей Церкви.
Я много раз сослужил Святейшему
Патриарху Алексию в Московском Кремле, в Успенском соборе. Напоминаю вам, он
освящен был в 1479 году. И вы знаете, трепет был, когда стоишь в алтаре,
думаешь, сколько же здесь людей было. Пол-России прошло через этот собор, все
церемонии, все коронации – все было в Успенском соборе. Вы знаете, трепетное
чувство испытываешь. Мне хотелось, чтобы и вы испытывали такие же чувства. У
нас нет таких древних храмов, у нас только в Аблязово
есть – это старейший храм, который был построен еще при жизни Императора Петра I, в 1724 году. Но, бывая в
Московском Кремле, конечно, проникаешься этим.
Это живая, наша родная русская
история. Дай Бог, чтобы мы не проходили мимо. Это родничок, из которого мы
можем получить очень много интересного и необходимого для своей жизни. Спасибо.
– Уважаемый Владыка, позвольте от
всех присутствующих, от руководства Пензенского Государственного Университета,
поблагодарить Вас за столь глубокую и содержательную беседу. Мы все уверены в
том, что подобные встречи будут способствовать духовному и нравственному
возрождению русского народа. Спасибо.
Владыка Филарет – Спаси, Господи! Хочется надеяться, еще раз повторю, что цель моей
встречи как-то помочь молодым людям в деле духовного оздоровления. Я не говорю,
что все плохие. Вы не думайте, что Церковь так как-то смотрит на молодежь,
которая там – на дискотеках танцует, прочее и прочее. Мы так не можем смотреть
– это наш народ, и вы – часть народа. Мы не можем так смотреть.
Но иногда больно бывает. Мне всегда
вспоминается басня Крылова, помните? – «Стрекоза и муравей» – Помните? Муравей
все лето работал, собирал на зиму, все себе собрал. А стрекоза пролетала,
холода наступили, она прилетела к муравью и просила поделиться с ней – ей
нечего есть и холодно. И он ее не впустил. Говорит: «Надо было работать». Вот,
как бы у нас так не было. Или еще одна сказка, вы знаете – «Голый король». Он
думал, что он одет, но он голый. Вот как бы нам не быть голыми внутри. Это не
так сложно – разобраться в себе. Я уверяю вас, у нас есть духовенство,
священники, не надо стесняться.
Но я хотел в заключение выразить пожелание и, конечно, передать Владимиру Ивановичу Волчихину, мы об этом думаем – часть университета занимает
корпус бывшей Пензенской Духовной семинарии. Перед ректором поставлен уже года
три тому назад вопрос, вопрос о том, что надо восстановить храм, который
находится в этом корпусе, чтобы он был вам доступен. Никто в храм не
заталкивает, естественно, никто не заталкивает. Но мне бы очень хотелось, чтобы
каждый из вас, как мы это делали: экзамены, зачеты – зашел, помолился, свечку
поставил, чтоб было куда зайти, тем более храм был в этом здании.
Вот с такими чувствами мне хотелось
попрощаться с вами и пожелать вам успехов в вашей учебе, в вашем становлении,
и, чтобы, окончив университет, вы заняли место в жизни нашего Отечества. Еще
раз хочу сказать – я священник, конечно, но в этом случае – я и гражданин. Мне
хотелось призвать вас любить нашу родную землю, любить ее. Легче сегодня
пальцами – вот это плохо все – показывать кругом. Так – легко. А взять закатать
рукава и самому что-то сделать – это бывает труднее.
Дай Бог, чтобы вы нашли свое место в
нашей жизни, и особенно в нашей родной Пензенской земле, которая хороша во всех
отношениях. Бывая в Москве, иногда неделю, полторы по делам приходится, где
только не приходится ходить…. Настолько устав приезжаешь…. Но, как только
въезжаешь в Пензу, вот какое-то облегчение. Как хорошо здесь! Как спокойно
здесь по сравнению с Москвой.
Цените, друзья, это. Все-таки мы на
хорошей земле с вами живем. И дай Бог быть достойными сынами и дочерями своего
Отечества. Всего доброго!
Аудиозапись и фото – Александра ДВОРЖАНСКОГО
Аудиозапись распечатала оператор ЭВМ Пензенского
епархиального управления
Валентина ГРИШИНА