ЕЖЕГОДНОЕ ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
(Священный огонь
сходит только на православную Пасху, в субботу страстной
седмицы).
Иерусалим посещается
верующими со всех сторон света.
Здесь в великую
субботу перед Пасхой православной (по старому стилю) сходит благодатный огонь. Сюда приходят с
вечера греческие паломники и всю ночь пребывают в храме, чтобы утром видеть Кувуклию (место гроба Господня). Делают специальные
пучки из маленьких свечей, их тридцать три – по числу лет Спасителя. Предожидание. Еще с вечера гасят
все огни, все лампады, храм весь темный.
Благодать сходит
днем, приблизительно в час дня. Нет определенного времени: иногда ждут пять минут, иногда – два часа (уже плачут и рыдают – настолько чувства напряжены – ведь благословляется весь год).
Само торжество
начинается крестным ходом со двора иерусалимской патриархии через храм святого Иакова, и
проходит прямо в алтарь Воскресенского
храма. Потом выходят из царских врат патриарх
в полном облачении, духовенство, певчие. Впереди
несут двенадцать хоругвей. Шествие направляется к Кувуклии и обходит ее трижды. Двери Кувуклии закрыты
еще накануне и опечатаны. И вот патриарх
разоблачается, остается в одном подризнике, он кланяется народу.
Причем, во все
времена очень строго прослеживали,
буквально обыскивали патриарха и тех, кто рядом
с ним. Входит православный
патриарх. И теперь позволено армянскому архиерею войти в Кувуклию,
но только в придел Ангела, он остается со свечами у дверей пещеры Господней. Православный патриарх на коленях входит ко
гробу Господню. А что там?
Как бы огненная роса – шарики как вода, голубоватого цвета, – это не огонь, а какое – то вещество.
Полагается вата, она воспламеняется, горит, но не обжигает. Этот огонь совсем
другого свойства. Когда этим огнем
воспламеняется вата, патриарх зажигает лампаду, свечи и раздает народу.
Каждый эту всеми
видимую благодать воспринимает
по – разному.
Одни видят, как из
Голгофы идет как бы поток голубоватого цвета, или – как облако. Вся Кувуклия окутана этим
облаком.
Иногда явление молниеобразное – молния ударяет в стену и прямо отсвечивает,
озаряет все. И свечение это
голубоватое.
Иногда видят, как северное сияние играет
над куполом Кувуклии.
Мы в этом году ждали
8 минут – кажется, вечность.
Стояли, изнемогая.
И вот, когда
благодать раздается, представьте себе: море огня, и никогда пожара не бывает,
никогда!
Бывали случаи, загорится апостольник (облачение монахини), или матушка одна рясу прожгла, в руках несла с
дырой, домой пришла, ищет дырку, а ряса
целая.
Когда благодать – это море огня
разливается. Кто плачет, кто кричит от
радости, кто смеется. Это чувство
надо пережить, его не расскажешь. Ради этого чуда, ради этой благодати
все ничтожно.
На улице видно
рассеченную колонну. В свое время армяне
претендовали на приоритет, на первенство получения благодатного огня.
Они подкупили
турецких чиновников, пришли раньше и закрыли двери. Армяне затворились в храме, а православные пришли и остановились
перед закрытыми дверями, и епископы, и
клир, и сопровождавший их народ. В
большой печали проходило у
православных время благодатного огня, со скорбной молитвой стояли они снаружи. А армяне внутри распевали,
молились по – своему и ждали благодати. Благодатный огонь вышел из этой колонны, рассек ее, покатился и зажег свечи у православных, и с тех пор никто уже не претендовал на первенство
получения благодатного огня.
Велика сила Божия и неизмерима.
(Из книги
"Благодатный огонь над гробом Господним". Москва, "Пересвет", 1991 год)