АДСКИЕ МУКИ, ПЕРЕЖИТЫЕ НА ЗЕМЛЕ НИКОЛАЕМ МОТОВИЛОВЫМ
« Как-то в беседе с
преподобным Серафимом
коснулся разговор о вражьих нападениях на человека. Преподобный
поведал о своей страшной борьбе в
течении 1000 ночей и дней с бесами. Мотовилов так вдохновился повестью старца, что от души воскликнул: "Батюшка,
как бы я хотел побороться с
бесами!"
Однажды ему попалась записка об
исцелении одной бесноватой девицы у раки святителя Митрофана Воронежского.
"Я задумался, – пишет Мотовилов, – как
это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: «Вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству святого причащения».
И в это самое
мгновение, страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в
его судорожно стиснутые уста.
Как ни бился
несчастный, как ни старался защитить себя ото льда и смрада, вползавшего в него облака,
оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия.
Руки были точно парализованы и не могли
сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса
мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно – ужасное совершилось. Для него наступил период
тягчайших мучений. Собственноручная рукопись дает
такое описание испытанных им мук: "Господь сподобил меня на себе
самом испытать истинно…три геенские муки: первая – огня несветимого
и неугасимого… в течение трех суток, так что я чувствовал, как сожигался,
но не сгорал. Перестали эти муки лишь после
исповеди и причащения святых Тайн
Господних, молитвами архиепископа и заказанными им по всем церквам воронежским и по всем
монастырям заздравными ектениями.
Вторая мука в
течение двух суток – тартара лютого, гееннского, так что и
огонь не только не жег, но и
согревать меня не мог. Я с полчаса держал
руку над свечой, и она вся закоптела
донельзя, но не согрелась даже. Но обе эти муки по причащении давали мне хоть возможность
есть, и пить, и спать немного мог при них, и
видимы они были всем.
Но третья мука гееннская, хотя на пол – суток еще уменьшилась, но за то велик был ужас и страдания от
неописуемого и непостижимого. Как я жив остался
от нее! Исчезла она от исповеди и причащения
святых Тайн Господних.… Эта мука была – червя неусыпного гееннского. И червь этот никому
более, кроме меня самого и
архиепископа, не был виден, но я
весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во всем мне, грыз всю мою внутренность, но и выползаючи чрез рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и
я мог брать его в руки и растягивать...».
Вскоре, после
этого, страшного и недоступного для обыкновенного человека, испытания, Мотовилов имел видение
своего покровителя, преподобного
Серафима (скончавшегося пред этим), который утешал страдальца обещанием, что
ему дано будет исцеление
при открытии мощей святителя Тихона Задонского и что до того времени вселившийся в него бес уже не будет его так жестоко мучить. Действительно, чрез тридцать с
лишком лет совершилось это
событие по великой его вере…
В день открытия
мощей святителя Тихона Задонского,
Мотовилов стоял в алтаре, молился и горько
плакал о том, что Господь не посылает ему исцеления. Во время пения херувимской песни он взглянул на горнее место и увидел на нем святителя Тихона,
который благословил плачущего
Мотовилова, и стал невидим. Мотовилов
сразу почувствовал себя исцеленным»