Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

«ХВАЛИТЕ БОГА ВО СВЯТЫНЕ ЕГО;…» (ПС.150:1) 25.04.24
Пензенские святыни

Пензенские святыни.

 

Каждая местность наполнена легендами, рассказами о чудесах и замечательных происшествиях, некогда здесь случившихся, и сейчас уже трудно отделить правду от вымысла, фантазию от реальности. Открывая рубрику рукописью протоиерея И.П. Бурлуцкого о чудотворных и особопочитаемых иконах Пензенской губернии (название рукописи дано публикатором), мы вполне осознаем, что не все современным читателем воспримется как достоверное, да и не в этом дело. Листая пожелтевшие страницы рукописей, мы вновь и вновь как к живительному источнику припадаем к ним, черпая поэзию, нравственную силу в сказаниях, разрушая стену, воздвигнутую временем между прошлым и настоящим. Именно памятью народной жива любая земля, и предлагаемые истории – часть этой памяти.

 

Об авторе

Бурлуцкий Иаков Петрович

1819-1886

 

Сын священника. В 1840 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, а в 1844 г. – Московскую духовную академию, после чего был определен наставником в Пензенскую духовную семинарию; в 1845 г. стал профессором, а в 1858 г. – инспектором семинарии.

В 1846 г. рукоположен в священники Николаевской церкви г. Пензы, где в 1849 г. возведен в сан протоиерея; в 1857 г. переведен в Пензенский кафедральный собор младшим протоиереем. В 1858 г. по просьбе прихожан Николаевской церкви перемещен в оную на настоятельское место, где и находился до 1875 г. С 1884 по 1886 г. – настоятель Петропавловской церкви г. Пензы.

Являлся членом Комитета историко-статистического описания Пензенской епархии (1855-1858), членом Комиссии по постройке церкви Преображения Господня в Пензе (1858), по постройке при Пензенском кафедральном соборе галереи между храмом и колокольней (1860), по разбору архива дел Пензенской духовной консистории и составления ученых описаний (1869), членом Комитета по постройке здания Пензенской духовной семинарии (1863).

С 1865 по 1868 и с 1869 по 1873 гг. состоял редактором «Пензенских епархиальных ведомостей».

В 1857 году епископом Пензенским и Саранским Преосвященным Варлаамом ему была объявлена благодарность за составленную им по историко-статистическому комитету статью о Святых и Чудотворных иконах Пензенской епархии, выдержки из которой предложены вашему вниманию.

 

ПРИМЕЧАНИЕ.  Биографическая справка подготовлена А. Дворжанским на основе архивных (ГАПО, ф. 182, оп. I, д.2107, л.25 об. – 28 об.; д.2211, л. 115 об. – 120 об., д. 2236, л.15. Клировые ведомости за 1867, 1874 и 1876 гг.) и печатных («Пензенские епархиальные ведомости», 1886, №19, с.43 и №20, с.16-21. Некрологи) источников.

 

 

 

Чудотворные и особопочитаемые иконы Пензенской губернии.

 

г. П Е Н З А

 

1. Чудотворная икона Спасителя в Пензенской Воскресенской церкви.

Внешний вид иконы Спасителя в черкасской Воскресенской церкви свидетельствует о ее значительной древности. Икона сия размерами в вышину 23-х, а ширину 16 вершков. Лик Спасителя от времени потемнел и краски на оном потрескались и полупились, отчего трудно даже определить и стиль его живописи. Впрочем видно, что он писан на белке и принадлежит к живописи греческой.

Записей о происхождении сей Святой Иконы, равно и о чудесах ее никаких не имеется, но в устах старожилов пензенских сохранилось предание, которое относит существование ее в Пензе к 1552 или 53 году. По сему устному, впрочем, довольно вероятному преданию, икона сия, вместе с иконою Св. Иоанна Предтечи, принесена была воинами, присланными от царя Иоанна Васильевича IV-го после взятия Казани для поселения на месте нынешнего города Пензы и образования пограничной с кубанскими татарами стражи. По принесении она поставлена была в деревянной Воскресенской церкви, тогда же сложенной и устроенной в один день. Но когда сия обыденная церковь обветшала и вместо оной устроена новая, икона сия, вместе с прочими ветхими иконами, снесена была в деревянную колокольню, где и оставалась до времени, когда Господу угодно было явить в ней чудодеющую благодать Свою.

Некоторая старица из Пензенского женского Троицкого монастыря, страдавшая долговременною болезнию, однажды увидела во сне сию икону, причем получила повеление отыскать оную при черкасской церкви и отслужить пред нею молебен. Будучи привезена в Воскресенскую черкасскую церковь, больная просила местного священника отыскать показанную ей во сне икону Спасителя, и в деревянной колокольне, стоявшей отдельно от церкви, между ветхостями церковными икона действительно была найдена расколотою на две половинки. Соединив тогда же обе половинки коны вместе, внесли оную в церковь, совершили молебное пение Спасителю; и благодатию Божею больная тотчас получила совершенное выздоровление. Это предание обще всем жителям Пензы.

Другое предание, столь же общее, говорит, что по случаю ветхости сей Св. Иконы несколько раз производимо было поновление ее, но после каждого поновления Св. Икона вскоре являлась в прежнем ветхом виде – трещина расколотой доски, проходящая по самому Св. Лику, и полупившиеся краски не заглаждаются. Последнее поновление предпринимаемо было в недавнее время, именно в 1831 году: столяр, пензенский мещанин Егор Адрианов Тихонравов тщательно склеил обе половинки расколотой иконы; а живописец, мещанин Иван Андреев Финогеев зашпеклевал как место склейки, так и все попортившиеся краски и исправил лик Спасителя заново, за что и получил от священнослужителей письменное одобрение, – но едва прошел один месяц, как Св. древняя Икона постепенно приняла совершенно ветхий вид.

Из многих других преданий о различных благодеяниях Божиих, от сей Св. Иконы истекающих прибегающим к ней с верою, за достоверность следующих ручаются также живые очевидцы:

 

1. Пензенский мещанин Василий Григорьев Пономарев, умерший 16 декабря 1837 года, после десятилетней опухоли в коленке правой ноги, получив рану, застудил оную и почувствовал в ней столь сильную боль, что призванный врач объявил скорую смерть больного, если не будет тотчас отнята нога: в ране открылся антонов огонь. Потеряв надежду на помощь врача, больной исповедывался, приобщился Св. Таин и, отслужив в доме своем молебен пред принесенною иконою Спасителя, просил обвязать больное место ватою, намоченною в масле из лампады от чудотворной иконы Спасителя. Между тем от операции отказался и сделал распоряжение о гробе, но через сутки, вместо ожидаемой смерти, болезнь облегчилась и он вскоре совершенно выздоровел, прожив после сего еще 15 лет. Дети Пономарева и воспитывающийся в доме его племянник мещанин Егор Тихонравов доселе живо помнят и свидетельствуют о сем чуде, прославляя Бога.

 

2. Вдовая пензенская мещанка Гликерия Козьмина Дрынова, она же Чебоксарова, умершая в 1842 г. на 75-м году от рождения, после смерти мужа впала в пьянство и разврат. Однажды в ночь на Богоявление Господне часа за два до утрени она увидела во сне, что два неизвестные старца принесли к ней черкасскую икону Спасителя, окропили ее, Дрынову, Св. водою и дали ей в руки крест. «Иди за мною», - послышалось от Св. Иконы. Тогда она в страхе пробудилась и, действительно, увидела в руках своих крест. С священным ужасом прибежала она в дом соседа мещанина Василия Пономарева, со слезами раскаяния о своей прежней жизни, рассказала о дивном видении и с сего времени так переменила свою жизнь, что до самой смерти была образцом добродетели и любила ходить по святым местам. Родственники покойной Гликерии Дрыновой доселе хранят полученный ею во сне крест, как чудотворную святыню и согласно рассказывают о сем преестественном событии.

 

Рассказывают и о многих других чудесах от сей Св. Иконы, но в подтверждение их истины не представляется несомненных доказательств. Так, например, автор сей статьи слышал о исцелении от болезни какого-то вольского купца-раскольника, который во время бывающей в Пензе ярмарке вдруг сделался смертельно болен и, по совету православных своих товарищей по занятию, прибег с молитвою к чудотворной иконе черкасской, от которой и получил тотчас исцеление. Но, получив благодеяние Божие и сделавшись здоров, он раскаялся, что молился пред иконою из Православной Церкви, и за сие поражен был мгновенною смертию. Когда же и с кем именно было сие чудо, неизвестно, хотя говорят, что о сем чуде была запись, ныне затерянная (Примечание автора рукописи – А.Д.). К рукописи приложена и указанная запись об этом чуде, случившемся в 1806 году с вольским комиссионером Федором Ивановичем Балбашевым, сделанная в 1852 году свидетелем данного происшествия пензенским мещанином Иваном Ивановичем Каргополовым. Эта запись, как и большинство примечаний к рукописи и письменных свидетельств, опущены.

Сии столь видимые знамения чудодейющей силы Господней, от Св. Иконы Его происходящей, не могли не воспитать в гражданах Пензы всеобщей веры и особенного благоговения к древней иконе Спасителя, как к иконе чудотворной. Старожилы пензенские передают, что издавна жители Пензы прибегали к сей Св. Иконе во всех общественных бедствиях. Ее выносили во время губительных пожаров на места бедствия, и огонь сокращал ярость свою; во время засух и моровых поветрий ее всегда обносили и обносят по полям и стогнам града, и всегда получают в скорбях и бедствиях утешение. И в обыкновенные времена жители города, дворяне и простые, постоянно берут сию Св. Икону в дома свои и приходят в Воскресенский храм или благодарить Спасителя за благодеяния, полученные от Св. Его иконы, или испрашивать новых благодеяний. Благодарные христиане украсили сию Св. Икону двумя серебряными ризами, из коих одна, позлащенная, построена в 1831 году, по освобождении города от губительной холеры, наместо прежней, доселе хранящейся в церкви.

 

2. Чудотворная икона Казанской Божией Матери в Пензенском кафедральном соборе

Казанская икона Божией Матери, находящаяся в Пензенском кафедральном соборе, писана древним, греческим письмом на липовой доске, размерами в вышину 21,5 вершок, в ширину 16 вершков, и украшена серебряною позлащенною ризою с венцом, осыпанным стразами, а под ним на плате пятью звездами, в которых 42 мелких бриллианта (в настоящее время Казанская икона Божией Матери находится в Митрофаниевской церкви, отреставрированная и без оклада). Живопись от времени изменилась. Из строенной города Пензы книги, хранящейся в пензенском уездном архиве, видно, что эта Св. Икона принесена в дар блаженной памяти царем Алексеем Михайловичем, пожаловавшим ее в 1666 году из своих царских чертогов в честь основания этого, в то время пограничного, города и на благословение новопоселенных граждан.

Старожилы пензенские сохраняли предание, что для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь.

Усердие христиан, оказанное при встрече иконы, не могло не пробудить в местных жителях особенной веры и благоговения к ней, как к дару и благословению благочестивого царя, по свойственному христианам чувству особенного почитания к каждой иконе, полученной на благословение.

И сия вера оправдалась чудотворениями, которые вскоре начали истекать от сей иконы всем прибегавшим пред оною с теплою молитвою к Царице Небесной.

В соборной библиотеке хранится древняя рукопись, в которой обстоятельно изложено сказание о трех чудесах, бывших от сей Св. Иконы Богоматери.

Первое. До времен императора Петра Великого порубежный город Пенза претерпевал частые набеги и опустошения от кочевавших в степях астраханских и саратовских нагайцев, которых, от главного кочевья их на Кубани, местные жители назвали кубанцами. В устах старожилов еще сохранилось название Кубанского погрома. Это было самое большое нашествие кубанцев на провинциальный в то время город Пензу и на окружные его города и пригороды с селами, совершенный ими в 1717 году.

Кубанцы беспощадно предавали огню целые селения, а жителей или умерщвляли, или со скотом и другим имуществом уводили в плен. Опустошивши окрестные пригороды Рамзай и Мокшан, они в больших силах подступили и под город Пензу.

Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства. Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и Преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче (ярче) солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали.

Так крепким заступлением Царицы Небесной спасен был город, а вера в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери между жителями умножилась и распространилась.

Второе. По прошествии нескольких лет после сего в Пешей слободе (район к югу от Соборной (Советской) площади) города Пензы была слепая девица, солдатская дочь, много лет света Божия не видавшая. Однажды ей явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и приказала наутро идти в соборную церковь, обещая прозрение.

Слепая со священным восторгом и радостною надеждою исполнила повеление и в храме, во время молебного пения пред иконою Пресвятыя Богородицы, к удивлению всех предстоящих, вдруг освободилась от слепоты своей.

Третье. Теща пензенского секретаря Гавриила Саввина Ермолаева, помещица Настасья Танеева, жившая Пензенского уезда в Шукшинском стану в селе Блохине, была больна так, что отнятие ног и лишение памяти были уже признаками близкой смерти.

Слыша о многих чудесах от соборного образа Божией Матери, она чрез зятя своего секретаря Ермолаева просила соборного протоиерея о позволении принести к ней чудотворный образ. И когда образ зятем ее Ермолаевым в сопровождении священника с крестом и многими боголюбивыми христианами был внесен в дом ее при пении Богородичных стихов, страждущая, воззрев на лик грядущей к ней Небесной Целительницы душ и телес, мгновенно почувствовала совершенное исцеление от болезни, встала с своего смертного одра и в продолжение всего молебного пения стояла на ногах, с пламенным усердием и слезами благодаря свою Исцелительницу. Бывшие в Блохине соборяне, секретарь с женою и другие очевидцы всюду тогда же разгласили о сем преестественном исцелении.

Сим оканчивается сказание древней соборной рукописи о чудесах от святыя Иконы Божией Матери; но не оканчиваются самые чудеса.

В домах боголюбивых христиан пензенских можно встречать другие рукописи, в коих первая дополняется следующими чудесами:

1. За несколько лет до Пугачева бунта один пензенский мещанин сделался болен смертельною горячкою; все отчаялись в жизни больного, который казался уже более мертвецом, нежели живым. Но между тем страдалец беспрестанно возводил мысль свою к Небесной Предстательнице живота нашего, Царице Богородице, прося ее помощи. И в день Успения Владычицы, когда он мысленно преклонялся в молитве пред соборною иконою Божией Матери, вдруг почувствовал освобождение от своей болезни и в одно мгновение, к удивлению предстоявших, сделался здоров.

2. После сего случая граждане города Пензы чувствовали непобедимую силу от соборной Казанской иконы Богородицы в двух общественных бедствиях города. Живо памятный в здешнем крае злодей Пугачев вопреки своих бесчеловечных правил прошел чрез город Пензу, хотя не без вреда для жителей, но без смертоубийства. Радость о сем жителей тогда же отнесла сие к чудесному заступлению Владычней Иконы Божией Матери соборной, к которой они, как во время кубанского погрома, в сие скорбное время прибегли с общественною молитвою.

Из лагеря за рекою Пензою Пугачев дал было повеления яицкому казаку Федору Чумакову, названному от него фельдмаршалом, казнить двух градских бургомистров, Бориса Елисарова и Петра Андреева Какушкина, но и сии чудным покровительством Божией Матери спасены были. А с 3-го на 4-е августа Пугачев, послышав воинские команды, его преследовавшие, подобно кубанцам, бежал поспешно от города Пензы на Петровск.

3. Впрочем этот побег еще не совсем умиротворил жителей Пензы. Крестьяне головинских вотчин, обласканные самозванцем и обольщенные свободою от рабства, взбунтовались и, предводимые слугами Пугача, вооружились на граждан пензенских за то, что они не приняли его с честию, подобающею царю. Новое бедствие ознаменовалось новым покровительством Царицы Небесной. Жители города стеклись паки (опять, снова) в соборную церковь с пламенною молитвою к крепкой Заступнице напаствуемых, и Ее предстательством шеф Евфим Петрович Чемезов, вышедший против бунтовщиков с малыми силами, разбил совершенно огромные толпы их, и, таким образом, предстательством Царицы Небесной мир водворен как в Пензе, так и в окрестностях ее.

Благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на Всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия».

Ныне жители Пензы в общественных бедствиях и частных скорбях, и радостях прежде всего обращают молитвенные взоры к Казанской соборной иконе Божией Матери. Нет больного, который бы не искал в ней исцеления, нет скорбящего, который бы не ожидал от нее утешения; и если бы человеку дано было знать сокровенное, то пред нами открылось бы целое море благодатных чудес, обильно изливающихся и до днесь (ныне, сегодня) на всех, с верою прибегающих к сей Святой Иконе.

Одно из таких чудес пред взорами целой Пензы совершилось над бывшим пензенским губернатором, покойным тайным советником Филиппом Лаврентьевичем Вигель, который предстательством Царицы Небесной, пред чудною ее иконою получил здоровье и жизнь, когда врачи объявили ему близость смерти и когда началась уже последняя, предсмертная икота.

Дочь покойного Филиппа Лаврентьевича, восьмидесятилетняя благочестивая старица Елисавета Филипповна Вигель, в настоящее время так рассказывала автору о сем чудеси, которого она была очивидицею:

Это было во 2-й год управления отцом ее Пензенскою губерниею; больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы. Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает предсмертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, - и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел.

Две сребропозлащенные кованые ризы, украшенные камнями, из коих одна сооружена усердием жителей Пензы, вскоре после умирения города от бунда Пугачевского, а другая – в недавнее время тайною советницею Маврою Петровною Вигель, за многие милости, излившиеся над домом ее от сей чудной иконы, достаточно свидетельствуют о всеобщей вере в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери, в пензенском соборе находящейся.

 

3. Икона Божией Матери Живоносного источника в Пензенской Преображенской часовне

С какого времени существует сия икона, ни письменных памятников, ни устных преданий о сем не сохранилось. Из документов Преображенской церкви (расположена на Гоголевском переулке, в настоящее время не действует) видно, что часовня (часовня не сохранилась. Однако не суждено животворящим источникам исчезать бесследно. Струится по сей день живительная влага в окружении огородов и бытовых построек, скрытая от людей зарослями старого сада. Забытый безвестный сейчас источник ждет своего часа, когда придут сюда люди, для своего же блага очистят его от мусора и ила, сотворят святую молитву, и воссияет былая благодать над Богом указанном местом. И многие страждущие найдут здесь облегчение в хворях и печалях и, может быть, в благодарность и память воздвигнут здесь часовню, как было в прежние времена.), в которой находится сия икона, первоначально построена деревянная в 1764 году, над источником близ мужского Преображенского монастыря, которая в 1804 году по обветшалости сменена новою, также деревянною. Ныне монастырь находится вне города (не сохранился – А.Д.); а церковь во имя Преображения Господня сделана приходскою, которой и принадлежит сия часовня; часовня построена монастырским отписным крестьянином Федором Бочкаревым, но по какому побуждению и с чьего разрешения – неизвестно. С оного без сомнения 1764 года и находится в ней сия Св. Икона. Особенным благоговением народа начала пользоваться она преимущественно с 1831 года. По сказанию некоторых жителей Пензы, в сем году, по случаю появления в Пензе губительной холеры, она явила чудную благодатную помощь над домом бывшего пензенского дворянина Мазырина, в котором доме предстательством Царицы Небесной из многих заболевших холерою ни один человек не помер. Жена сего Мазырина, титулярная советница Параскева Борисова, женщина очень богобоязненная, когда в доме ее многие из людей заболели холерою, была в чрезвычайном страхе и смущении и услышала в ночном сонном видении повеление не отчаиваться в милости Божией, а сходить в Преображенскую часовню и, взяв оттуда образ Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, отслужить пред ним в доме молебен. Когда было исполнено повеленное во сне – совершено в доме ее молебствие с водоосвящением пред иконою Живоносного источника, Господь сохранил дом ее и все больные холерою выздоровели. Впрочем и прежде сего времени многие из жителей Пензы имели особенное уважение не только к сей иконе, но и к самой часовне, в которой она находится. В 1849 году, когда прежнюю деревянную часовню оказалось необходимым разобрать, прихожане Преображенской церкви единогласно изъявили желание построить вместо оной каменную, причем многие высказали свою веру в чудодеющую благодать Божию, на сем месте являющуюся. Из сих коллежский асессор Аким Субочев и мещанин Алексей Кондратьев даже письменно свидетельствовали об исцелении их посредством воды из часовни Живоносного источника. Первый из них, Субочев, в 1818 году, страдая более года болезнию ноги, чудесно явившимся ему старцем наставлен был оною водою промывать больное место и землею из той же часовни засыпать оное; что исполнив в продолжение трех раз, он действительно тогда же выздоровел. Копия с собственноручного о сем свидетельства Субочева при сем прилагается:

«Г. священноиерею пензенской Преображенской церкви Герасиму Яковлевичу Дубасовскому от коллежского асессора Субочева.

До сведения моего дошло, что есть желающие на возобновление часовни, при Преображенском храме стоящей. Получа некогда от сей часовни чудесное исцеление от болезни, в прославление Бога и при настоящем случае я необходимым почел об означенном исцелении довести до вашего сведения.

В 1818 году на берце правой ноги моей под самою чашкою, где обыкновенно находится сведение жил, открылась обширная рана, от коей я страдал сильно так, что, опираясь на клюшку, едва мог переступать, и боль была нестерпимая. Попечением бывших тогда надо мною начальников приглашены были доктора, которые, чтоб сохранить мне жизнь и опасаясь, дабы не приключился антонов огонь, предположили отнять больную ногу; почему немедленно и приступили к исполнению сего. Явились уже инструменты и опиум; но по внушению Божию я тому воспрепятствовал, соглашаясь лучше умереть, нежели лишиться ноги. После сего все предпринимаемые средства к излечению были безуспешны, – и я страдал более года. В одну зимнюю ночь, возвращаясь от должности в мою квартиру, бывшую близ Преображенской часовни, и проходя позади семинарского огорода, на полугоре догнал меня, сильно хромавшего, довольно преклонных лет старичок в простом одеянии, – и так как ночь была лунная, то я хорошо его мог заметить в лицо. Он, идя со мною вместе, продолжал расспрашивать меня о боли и пользовании больной моей ноги, я ему отвечал все, что было. Поравнявшись с Преображенскою часовнею, он сказал: «Если тебе не помогли доктора, то поможет вот эта часовня. Бери из нее воды и земли; первою промывай, а последнею засыпай рану». После сего я сделался как бы без чувств. А когда пришел в чувство и осматривался на все стороны, то избавитель мой был уже невидим, и куда вдруг скрылся, для меня и поныне непостижимо. Впереди и сзади его не было; направо – по случаю крутой горы, а налево – такового же берега – прохода вовсе не существовало. От чего я был в сильном испуге так, что оный приметили живущие в квартире моей, когда я до нее добрался. На вопросы о моем испуге я рассказывал все со мною случившееся. Хозяйка квартиры моей тотчас отправилась в часовню, взяла там горсть земли и небольшой сосуд воды. Просуша сырую землю на бумаге в печной горнушке и в ту же ночь промыв рану на ноге моей согретою часовенною водою и засыпав землею, завязала ветошками. Остаток ночи я спал преспокойно, чего прежде не было. На другой день поутру и вечером сделали таковую же перевязку и более сего уже не требовалось, потому что рана на ноге моей совершенно излечилась, остались только поныне шрамы бывшей болезни. Чрез несколько после того недель мне случилось быть в часовне, где есть образ Святителя и Чудотворца Николая; я почувствовал ужас от того, что догнавший меня старичок имел совершенное сходство с изображенным на сей иконе Святителем и Чудотворцем Николаем. Истину описанного мною события я готов утвердить присягою. 3 сентября 1849 года. Коллежский асессор Аким Иванов сын Субочев».

А другой, Кондратьев, в 1819 году, будучи поражен отнятием рук и ног, также по наставлению явившегося во сне старца исцелился, как скоро испил воды из Преображенской часовни и омыл оною руки и ноги. В лице сего старца г. Субочев (ошибка, должно быть – г. Кондратьев – А.Д.) признал Святителя Николая Чудотворца, как он изображен на иконе, в той же Преображенской церкви находящейся.

Копия с собственноручного о сем свидетельства Кондратьева прилагается:

«Получа исцеление от часовни Живоносного источника, в прославление Божией Матери представляю о сем событии описание. В 1819 году в начале месяца марта случилась со мною болезнь: отнялися ноги, на которых не мог я иметь движения, и за оноем и руки, которым не мог принимать ни пищи, ни пития, ни же чувствовать, что они находились при мне, рот же перекосило на правую сторону и едва было можно выговаривать слова, и оная болезнь продолжалась более четырех месяцев, родителями моими утрачено на сие излечение немалое количество суммы, но все было бесполезно, пищу же и питие получал из рук матери моей, а по нужде переносили меня на руках с места на место, как не найдя средств ко излечению, то и лекаря и лекарки оставили посещать меня, ибо все было безуспешно. А я остался при таковых слабостях безнадежен, за оноем в скором времени, именно в продолжении ночи, в сновидении явился мне старец и сказал, дабы я шел для получения здравия в Преображенский приход к часовне и испил в ней воды и омыл ноги оною водою, то и будешь здоров, на что я отвечал, что не могу идти, ибо руки не действуют, ноги не ходют, на что им повторено мне еще два раза: «Так спосылай кого-нибудь за оною водою», - что мною и было исполнено. Я посылал с кувшином за сею целительною водою, испил оной и омыл ноги и руки, от чего и стал чувствовать легче, в короткое время стал бродить по горнице с палочкою, а потом и обыкновенно стал выходить на вольный воздух. Истину описанного мною происшествия я готов утвердить присягою. Августа 19 дня 1849 года. Саранский мещанин Алексей Кондратьев руку приложил, имеющий проживание в городе Пензе».

Посему усердием жителей Пензы и была в 1850 году выстроена каменная часовня, в которой устроен даже иконостас и престол, в 1852 году покойным Преосвященным пензенским Амвросием 2-м освященный во имя Пресвятыя Богородицы Живоносного источника.

В сию часовню жители Пензы и даже окрестных селений нередко приходят для принесения молитв пред иконою Божией Матери Живоносного источника. При Преосвященном пензенском Амвросии 1-м сюда совершались в Пяток Светлыя седмицы (пятница на первой неделе Пасхи – праздник иконы «Живоносный источник») крестные ходы из собора; а в настоящее время совершаются оные в тот же день из приходской Преображенской церкви.

Размерами сия Св. Икона 5-ти четвертей вышины и 3-х ширины. Усердие благочестивых христиан украсило оную сребренною ризою с таковым же позлащенным венцем.

 

4. Иконы Иоанна Предтечи и Аарона Пророка в Петропавловской церкви, Св. Мученика Иоанна Воина в Казанской церкви и Св. Николая Чудотворца в Николаевской церкви г. Пензы

Сии святые иконы по устному преданию, сохранившемуся в устах старожилов, принесены воинскими командами, присланными от царя для поселения в городе Пензе.

Кроме первых поселенцев, присланных от царя Ивана Васильевича IV и образовавших Пензенский острог, царем Алексеем Михайловичем при переименовании Пензенского острога в город Пензу в 1666 году прислано разных воинских людей более 700 человек; которыми же из сих поселенцев принесены иконы сии, предание не определяет с точностию. Впрочем, иконы Св. Аарона, Мученика Иоанна Воина и Св. Николая, судя по живописи, очень хорошо сохранившейся доселе, видимо новее древней воскресенской иконы; а потому вероятнейшим должно признать, что сии три иконы принесены в последнее время, то есть в 1666 году поселившимися здесь воинами, как полковые их иконы. Что касается до иконы Св. Иоанна Предтечи, она по самой живописи древнее сих трех икон и стиль ее более подходит к тому, каким писана древняя воскресенская икона Спасителя; а потому происхождение сей иконы можно с вероятностию отнести ко времени первого поселения жителей в Пензенском остроге, то есть к 1552 году, что подтверждается и мнением предания (см. о иконе Спасителя в 1-м выпуске «Временника». – А.Д.).

Первые две из них до 1801 года находились в древней Предтеченской церкви, бывшей в Стародрагунской слободе, и почитались в народе чудотворными. Церковь сия была деревянная, находилась в Драгунской слободе близ нынешнего так называемого Красненького моста; место ее доселе обозначается небольшою часовнею. По освящении в 1801 году каменной Петропавловской церкви она уничтожена и утварь ее перенесена в сию новую церковь. По перенесении оных в новопостроенную Петропавловскую церковь икона Св. Иоанна Предтечи, бывшая в древней Предтеченской храмовою, перестала пользоваться от граждан Пензы особенным уважением; но из окрестных сел доселе множество народа приходит к ней на поклонение в день усекновения главы Св. Иоанна Предтечи.

Икона же Св. Пророка Аарона и ныне почитается от многих чудотворною, хотя предания о чудесах, бывших от оной, весьма темны и неопределенны. Но в какой церкви находилась икона Св. Иоанна Воина, до построения настоящей Казанской церкви, то есть до 1703 года, неизвестно; теперь она пользуется особенным уважением от жителей города потому, что составляет храмовую икону в приделе Св. Мученика Иоанна Воина, при сей церкви находящемся. Церковь Казанской Божией Матери построена на новом месте и приход открыт вновь  в сем 1703 году.

Что касается до иконы Святителя Николая, в Николаевском храме находящейся, оная вероятно с самого начала города поставлена была в означенной Николаевской церкви, первоначальное построение которой надобно отнести к сему времени. Каменная Николаевская церковь построена в 1734 году на месте древней деревянной, бывшей кладбищенскою, которую по сему самому надобно отнести ко времени образования Пензы из сторожевого острога в город, то есть к 1666 году. Кроме древности ее и происхождения, причина особенного уважения жителей Пензы к сей Св. Иконе, вероятно, заключается в том, что Святитель Божий Николай во время Кубанского погрома явился, вместе с Царицею Небесною, защитником города (см. о Св. Иконе Казанской Божией Матери во 2-м выпуске «Временника» - А.Д.). В настоящее время она чествуется особенно потому, что составляет храмовую икону. Почти ежедневно в Николаевском храме совершается молебствие Святителю Божию Николаю, и многие, получая благовременную от него помощь, чествуют сию Св. Икону наровне с чудотворными.

Стиль живописи икон Св. Пророка Аарона, Св. Иоанна Воина и Св. Николая греческий, и, по-видимому, одной кисти. Самые размеры их одинаковы, именно: вышины 19,5 вершков, а ширины 13,5 вершков. Кроме иконы Св. Аарона Пророка, которая двумя вершками уже прочих. Доски липового леса. Все сии три иконы с давних времен украшены серебренными ризами, из коих риза на иконе Св. Николая позлащена и украшена стразами и камнями, прочие – с позлащенными венцами. Риза на иконе Св. Иоанна Воина, как можно заметить, была также позлащена вся, но в настоящее время позолота совершенно слиняла на оной. Икона Св. Иоанна Предтечи также писана греческим стилем и лик на оной довольно полинял. Размерами она 22-х вершков вышины и 15,5 ширины. С незапамятных времен она обложена медною ризою грубой работы.

 

5. Икона Владимирской Божией Матери в Покровской церкви г. Пензы

По устному преданию старожилов на месте нынешней Покровской церкви с самого основания г. Пензы существовала деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, в которой сия икона и была храмовою. Она издревле почиталась в народе чудотворною; впрочем, происхождение ее предание не объясняет: можно предполагать, что и сия Св. Икона есть принесенная поселенцами 1666 года. В настоящее время к ней многие, особенно в продолжение лета, притекают с теплыми молитвами и великим благоговением, не только жители Пензы, но и окрестных городов и селений. Особенно значительно бывает стечение богомольцев к сей Св. Иконе во дни празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы 21 мая, 23 июля и 26 августа.

Св. Икона сия писана на кипарисной доске вышиною 13,5, а шириною 12 вершков и украшена сребропозлащенною ризою, осыпанною по венцу стразами с двумя звездами из аметистов.

 

Пензенский уезд

 

Икона Божией Матери Живоносного источника в с. Валяевке

В селе Валяевке, в 12 верстах от г. Пензы, чествуется особенным благоговением икона Божией Матери Живоносного источника, почитаемая явленною и чудотворною. Икона сия находится в каменной часовне, построенной в 1807 году над источником явления оной наместо прежней деревянной, существовавшей с самого времени явления Св. Иконы. О времени и обстоятельствах ее явления письменных сведений никаких не имеется. Общее же устное предание местных жителей свидетельствует, что сия Св. Икона обретена неизвестным по имени монахом во время набега кубанцев. Укрываясь от бесчеловечия этих хищников, монах зашел в дикий лес, находившийся на том месте, где ныне село Валяевка, и в густом камыше обрел источник, а в нем сию святую икону, немало не повредившуюся от сырости. По миновании опасности со стороны кубанцев, он объявил о найденной иконе в деревне Полянах, находившейся в 5 верстах от того места, жители которой, приняв явление иконы за знамение освобождения от врагов и покровительства над ними Всемирной Заступницы, устроили над источником небольшую часовню и, поставив в ней найденную икону, стали чествовать ее как явленную и ходить к ней для поклонения Царице Небесной, а вскоре после и сами переселились на сие место. Помещик Савичев, сделавшись владельцем сих крестьян, выстроил близ часовни деревянную церковь в честь Божией Матери Живоносного источника, назвав, без сомнения, в честь иконы Богородским и самое имение, которое при другом владельце Валяевом переименовано впоследствии в Валяевку.

Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк.

Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.

Во время холеры, свирепствовавшей в Пензе в 1831 и 1848 годах, сия Св. Икона с дозволения бывших преосвященных пензенских Иоанна и Амвросия торжественно приносима была жителями в Пензу; редкий дом пензенских жителей в сие скорбное время не был освящен ее присутствием в оном и, без сомнения, не оставался без благодатной помощи Царицы Небесной. Особенно в 1831 году жители Пензы чувствовали, что по принесении ее в город воздух заметно очистился и губительная язва ослабела. Усердие благочестивых поклонников украсило сию Св. Икону серебряною позлащенною ризою. Она размерами 16 верш. Вышины и 13 ширины. Живопись ее греческая.

 

* * *

 

Хотя не столь всеобщим, но тем не менее великим уважением в Пензенском уезде пользуются иконы Св. Пророка Илии в селе Бессоновке, Св. Николая в селе Федоровке и Св. Николая же в селе Воскресенском. Все сии иконы почитаются в народе явленными, впрочем, о явлении их письменных свидетельств никаких не сохранилось, а существуют только устные предания между жителями селений, в которых они находятся.

 

Икона Св. Пророка Илии в с. Бессоновке

Икона Св. Пророка Божия Илии обретена не позже XVI столетия в болотистом пустынном месте, на котором впоследствии населилась Бессоновка и построена церковь во имя Пророка Божия. Во время нашествия кубанцев жители села Бессоновки прибегли с молитвою об избавлении от злодействия сих варваров к Пророку Божию Илие и после всеобщего молебствия пред его явленною иконою вынесли оную на сретение шедшим врагам, которые, как бы пораженные слепотою, быстро удалились от селения и более пред оным не являлись. Памятуя о сем чудном заступлении Пророка Божия Илии, жители села Бессоновки и до днесь чествуют его Св. Икону, как явленную и чудотворную, а в день празднества Пророку Божию Илие ни одна тысяча христиан из окрестных селений и даже из города Пензы притекают с молением к оной иконе.

Сия Св. Икона находится храмовою в церкви села Бессоновки; она украшена серебряною ризою с таковым же позлащенным венцом; стиль ее живописи древний, греческий, доска, на которой она написана, 1,5 аршина длины и 1 аршин ширины. Лик Пророка Божия очень темный.

 

Икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в с. Федоровке

О федоровской иконе Святителя Николая Мирликийского Чудотворца передают жители села Федоровки, что она явилась лет за 70 назад владельцу села Федоровки статскому советнику Евфиму Петровичу Чемезову, человеку добродетельному и благочестивому. В сновидении ему велено было очистить источник, находящийся ныне от церкви села Федоровки в 60 саженях, и взять из оного образ Святителя Николая; источник очищен, и в нем действительно найдена была икона Св. Николая, резная на каменной доске величиною 2-х вершков в квадрате. Объявив о чудесном обретении иконы епископу тамбовскому, от которого зависили церкви Пензенского уезда, г. Чемезов построил на месте обретения оной каменную часовню, в которой и поставил сию Св. Икону. Вслед за тем начато им построение каменного храма. Впоследствии, во время управления Пензенскою епархиею Иринея, епископа пензенского и саранского, по распоряжению местного начальства икона сия внесена была в построенную г. Чемезовым церковь, где и доселе находится. В разные времена года многие благочестивые христиане из дальних мест, особенно из уездов Пензенского, Ломовского и Чембарского, во множестве приходят в село Федоровку на поклонение Святителю Божию Николаю; особенно же велико бывает стечение богомольцев к его Св. Иконе федоровской 9 мая, в день престольного праздника. Икона сия обложена серебряным позлащенным ковчегом. Чудес от оной иконы никаких не известно.

 

Наровчатский уезд

 

Икона Казанской Божией Матери в с. Азарапине

Стиль живописи ее греческий, она украшена серебряною ризою. Письменных сведений о сей иконе не имеется в церкви села Азарапина, но предание местных жителей почитает ее чудотворною. По этому преданию икона сия более нежели за сто лет назад обретена некоторою благочестивою старушкою по фамилии Степиною, которая принадлежала госпоже Аничковой и жила в селе Азарапине. Степина нашла ее в овраге близ села Азарапина и большой дороги, пролегавшей из города Наровчата в Троицк. Поставив обретенную икону в маленькой деревянной часовне, близ того самого места ею самою устроенной, Степина стала ходить днем и ночью к сей Св. Иконе для молитвы и своими руками вырыла близ того места колодец. Мало-помалу слух о обретенной иконе распространился; начала притекать к ней из окрестных мест поклонники, жертвами которых сделаны были на икону значительные украшения. Но однажды она была похищена злонамеренными людьми и чрез несколько времени найдена снова близ часовни, уже без всяких украшений, и поставлена на прежнее место. Деревянная часовенка, быв несколько раз перестраиваема, в начале нынешнего столетия усердием некоторой г-жи Логвиновой заменена каменною, а лет за 20 назад Св. Икона из часовни перенесена в храм села Азарапина, где и ныне пребывает.

Из чудес, какие предание приписывает сей Св. Иконе, большого вероятия заслуживают следующие:

1. Упомянутая выше г-жа Логвинова однажды сильно заболела и, не получая помощи от врачей земных, прибегла с молитвою к иконе Казанской Божией Матери, находившейся в часовне. Не в силах будучи сама отправиться к ней, она просила брата своего г. Арапова принесть оную в дом ее, и, когда желание ее было исполнено, по принесении молитв к Небесной Целительнице она получила видимое исцеление от болезни. Каменная часовня, устроенная ею, была жертвою благодарного сердца за сие чудесное исцеление. Агриппина Андреевна Логвинова, урожденная Арапова, ныне уже умершая, брат ее Петр Андреевич Арапов, ныне тоже умерший, проживали в г. Наровчате, и еще при жизни их сие было от них самих лично известно многим наровчатским жителям.

2. После сего муж г-жи Логвиновой, Николай Борисович Логвинов, ныне уже умерший, тоже во время тяжкой болезни прибегал к сей иконе Царицы Небесной и получил быстрое выздоровление.

3. Помещик Наровчатского уезда села Новопокровского Павел Иванов Соколов в 1797 году, будучи пятилетним ребенком, обварил кипячим медом обе ноги свои и, находясь в безнадежном к жизни состоянии, по молитвам благочестивой матери своей получил видимое исцеление от иконы азарапинской Божией Матери по принесении оной из часовни в дом ее в г. Наровчат.

Означенный г. Соколов, ныне 65-летний старец, известный по благочестию, собственноручно описал чудесное свое исцеление и клятвенно утверждает истинность оного, свидетельствуя вместе с тем и о том, что икона Казанской Божией Матери азарапинская есть действительно чудотворная.

«С самого рождения моего я жил в городе Наровчате в доме родителя моего, титулярного советника Ивана Григорьевича Соколова. Родительница моя, Дарья Даниловна, занимавшаяся домашним хозяйством, всегда сама наваривала разные варенья из ягод и плодов, сахарные и медовые, для домашнего обихода.

В 1797 году в половине июля месяца, не припомню которого числа – мне только минуло пять лет от рождения, родительница моя в Наровчате на дворе дома нашего стала варить вишневое медовое варенье; возле дома она сидела на маленькой скамейке, возле ее на жаровне с горячими угольями стоял медный таз с кипячим медом и ягодами вишней, впереди таза стояло ведро с холодною водою; я по пристрастию моему, как и все дети к лакомству, беспрестанно подходил к родительнице и просил пенок от варения, получивши оные, я их уносил и раздавал детям; частые мои просьбы наскучили моей родительнице, но она, по любви ко мне и чтобы я ее более не беспокоил, наклала мне на тарелку из кипящего в тазу самого варенья с вишнями довольного много, чему я весьма обрадовался и побежал от нее, но не рассмотря стоящего впереди кипящего с медом таза ведра с холодною водою, упал на оное и ногами своими опрокинул кипящий с медом таз на свои обе ноги.

В это время что было со мною я не помню, только помню, что я находился в гостиной комнате на постланной на полу перине, крича из всей силы, чтоб меня обмахивали, ибо от действия ветра я чувствовал малую себе отраду, быв окружен родными и убитою горестию и отчаянием моею родительницею.

По обварении моем тотчас сняли с меня сапоги с чулками и вместе с ними всю кожу, ногти и части тела, так что на коленях видны были кости; родителя моего в это время в доме не было, он находился в других деревнях. Ужас и страх объяли мою родительницу, она не знала что делать, к чему приступиться, одно упование в жизни моей возлагала на Господа Бога и Пречистую Его Матерь, потому не было надежды в моей жизни, и я был в самом отчаянном положении: я все забыл, не только людей, но даже и название вещей, меня окружающих, не узнавал.., ни родных, ни знакомых, приходящих посещать в такой горести покойных моих родителей (я у них был один, ни братьев, ни сестер не было), а как город был уничтожен (под словами «был уничтожен» П.И. Соколов имел в виду, что с 1797 по 1801 г. Наровчат был заштатным городом в составе Краснослободского уезда Нижегородской губернии. Повествование Соколова относится к июлю 1797 г., Наровчат же заштатным городом стал по указу от 11 октября того же года. Ошибка Соколова в дате преобразования города в заштатный объясняется, по-видимому, отдаленностью описываемых им событий.), то и лекаря в оном не было, надобно было посылать за ним в [Красную] Слободу или в другие города, да и согласится ли врач во все время болезни при мне всегда находиться, а в те годы и лекаря были не во всяком городе.

Я был в самом отчаянном положении, и не было никакой надежды к моему выздоровлению; родительница моя, всегда усердная к вере, не могла придумать средств к моему избавлению, кроме как прибегнуть с молитвою к Божией Матери и вручить себя и меня милостивому Ее покровительству и защите; наложила на себя многие обещания: посетить Св. места (если я выздоровлю, то и вместе со мною) и не употреблять скоромной пищи, что и исполняла во всю свою жизнь.

В это время у нас находилась в доме родительницы моей родная сестра, а мне тетка, княжна Надежда Даниловна Бибарсова; в числе посетителей родительницы моей в таком ее горестном положении была одна благочестивая госпожа, титулярная советница Аграфена Андреевна Логвинова, присоветовала родительнице моей послать за образом Казанской Божией Матери в село Азарапино, расстоянием от города в 6-ти верстах. Образ сей тогда находился в каменной маленькой часовне на большой дороге, к городу Троицку лежащей, сооруженной усердием упомянутой госпожи Логвиновой. Родительница моя попросила тетушку, княжну Надежду Данилову Бибарсову, сходить пешком за образом в село Азарапино; она с усердием и теплою верою приняла таковое предложение и нимало не медля пошла с прочими усердствующими; это было после обвара моего спустя дня три или четыре; до принесения из Азарапина иконы Божией Матери к обваренным обеим ногам прикладывали мне вареное конопляное масло, или олифу, но от оной мне никакой пользы не было. Только что тетушка, княжна Бибарсова, пошла за образом, я пришел из беспамятства в память и, по принесении иконы в город Наровчат в дом наш, во время молебна я уже на постели мог сидеть; по окончании оного поднесли ко мне образ, я приложился к оному, дали мне пить Св. воды и окропили меня оною, тут же я почувствовал себя еще лучше, велел себя снять с постели на пол, стал учиться ползать обеими ногами, как дитя маленькое; от сильной боли в ногах на первый раз с трудом я мог проползти чрез одну комнату. Икона Божией Матери оставалась у нас в доме, и с тех пор я начал поправляться в моем здоровье, раны на ногах стали засыхать, а от колен обе ноги покрылись как бы коростою. В том же годе 6 августа в день Преображения Господня к дому нашему под окошко подошел нищий и просил милостыни; в это время я сидел на постели с обвязанными обеими ногами, попросил у родительницы моей денег и желал сам подать милостыню. Но, о Боже мой! к общему всех удивлению и к славе иконы Божией Матери, в азарапинском образе изображенной, я встал, быв поддерживаем нянькою, пошел обеими ногами к окну и подал милостыню нищему, и с тех пор в самом скором времени милосердием Заступницы я получил совершенное исцеление и короста с обеих ног сама по себе спала, и теперь имею 66-й год, благодарю Господа и Пречистую Его Матерь, совершенно ногами здоров и как будто никогда не был обварен.

Восписуя такое неизглаголанное милосердие и исцеление в безнадежном к жизни моей положении ко мне грешному от иконы Божией Матери, что в селе Азарапине находящейся, пред которою и Святым Евангелием Господа нашего Иисуса Христа клятвенно утверждаю и сие свидетельство даю за моим подписом и приложением именной моей печати. 1856 года декабря 6-го дня. К сему показанию из дворян коллежский секретарь Павел Иванов сын Соколов руку приложил».

Икона сия весьма уважается всеми окрестными жителями и в недавнее время в честь ее в селе Азарапине выстроен каменный храм. Построение сего храма также приписывается местными жителями чудной помощи Царицы Небесной ради Ее честного образа, в Азарапине находящегося. Приступив к оному по сгорении прежней деревянной церкви, местный священник имел в церковной кружке один золотой полуимпериал (лат. imperialis – императорский – российская золотая монета сер. XVIII – кон. XIX столетия номиналом 5 руб., за исключением последнего года чеканки, 1897-го, когда монета была выпущена достоинством 7,5 руб.) и, не имея в виду никаких средств, кроме Небесной помощи, в два года жертвами благотворителей был выстроен и освящен каменный двухэтажный храм.

 

Икона Христа Спасителя в с. Стяжкине (ныне Нижнеломовского р-на)

Стяжкинская икона Христа Спасителя вылита из некоторого черного вещества, подобного стеклу, мерою в ¾ вершка, украшена сребропозлащенною ризою в 1 ¼ вершка и вложена в деревянный резной крестообразный позлащенный киот.

По живому устному преданию, икона сия лет 110 назад найдена в поле деревни Сорокино близ большой дороги г-на Болкшина (правильное написание фамилии: Болкашин; см.: «Дело об отмежевании г. Болкашина земли, состоящей в д. Сорокине, от гг. Тарховых» 1808 г. (ГАПО, ф. 31 – Керенский уездный суд, оп. 1, д. 102)) крестьянином Кириллом Дементьевым. Пася стадо, означенный крестьянин поднял оную с земли вместо обыкновенного камня и хотел бросить, навязавши на конец кнута, но шедшая по дороге старушка вразумила его, что это – икона, не камень, и он отнес ее своему помещику г. Болкшину. Болкшин приказал своему столяру сделать на нее рамочку, но сей, взяв икону, насмеялся над нею и в следующую же ночь опасно заболел. За болезнию следовало раскаяние в уничижении иконы Господней, а затем и немедленное выздоровление. Таким образом о сей иконе пронесся слух как о чудотворной и народ в большом количестве стал стекаться к ней на поклонение в залу г. Болкшина. Но Болкшин, воспользовавшись приношениями, к сей иконе деланными от богомольцев, помер, а затем померли и его дети, и слава иконы Господней как чудотворной возросла еще более. Почему настоящий владелец деревни Сорокино, купив имение у Болкшина, немедленно отдал оную в приходской храм села Стяжкина, где оная и находится.

Местные жители почитают ее чудотворною, в нуждах своих прибегают к ней с молитвою и нередко оную берут в свои домы, особенно к больным. Впрочем, ясных сказаний о чудесах от сей иконы не имеется.

 

Мокшанский уезд

 

Икона Казанской Божией Матери в с. Ломовке

В Мокшанском уезде как явленная и чудотворная чествуется одна только икона, именно Казанской Божией Матери в селе Ломовке, Ломовская Слобода тож.

Икона сия находится местною в Казанской церкви оного села в приделе Святителя Николая Мирликийского. Стиль ее иконописный и, судя по краскам, значительно потемневшим, очень древний. Размеры липовой доски, на которой она писана, в вышину 12,5, а в ширину 10 ¼ вершков. До 1817 года она была в серебряном окладе, а в сем году помещицею того села г. Дурасовой украшена серебряною позлащенною ризою с венцом, осыпанным стразами.

Письменных документов о времени и обстоятельствах явления сей иконы в местных архивах никаких не сохранилось. Устное предание повествует, что она явилась на источнике в означенном селе Ломовке неизвестному по имени лицу духовного звания, которым и была поставлена в храме Св. Троицы, в том селе существовавшем. Но на другой день в сем храме иконы не оказалось, и она найдена на прежнем месте явления своего. Это повторялось до трех раз. Тогда донесено было о явлении чудной иконы Св. Синоду, по благословению которого построена над источником небольшая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой и поставлена новоявленная Св. Икона; вслед за тем около церкви построены кельи и образовался женский Казанский монастырь, упраздненный при образовании штатов в 1764 году. По упразднении монастыря и храм монастырский по ветхости уничтожен; на месте явления иконы построена часовня, а самая икона перенесена в новопостроенный близ оной часовни храм.

Достоверность сего предания подтверждается тем, что монастырь женский Казанский в селе Ломовке действительно существовал, как видно из подписей на церковных книгах села Ломовки и из указания на оный в «Иерархии» преосвященного Амвросия.

Преосвященный составитель «Иерархии» даже определительно указывает, что монастырь сей построен «по случаю явления на том месте образа Пресвятыя Богородицы Казанския». Время явления иконы в сем последнем месте преосвященный Амвросий определяет 1579-м годом, который совпадает с годом первоявления иконы Пресвятой Богородицы в Казани. Конечно могло произойти явление двух икон и в одном году последовательно, но чтобы согласить сие свидетельство составителя «Иерархии» с местным преданием, которое говорит, что о явлении иконы было донесено Св. Синоду (Синод создан в 1721 г. – А.Д.), по благословению которого и монастырь построен, сообразнее принять цифру сего года за опечатку.

То же подтверждает и всеобщая окрестных жителей вера в сию икону, как явленную и чудотворную. На поклонение сей Св. Иконе приходят жители Пензеского, Ломовского, Инсарского и других уездов. Особенно многочисленно бывает стечение благочестивых поклонников 8 июня и 22 октября, в которые дни при всеобщем стечении богомольцев совершается с сею Св. Иконою крестный ход у села Ломовки в мокшанский кладбищенский храм, при котором до 1768 года также находился Казанский мужской монастырь.

О чудесах от сей иконы сказания темны и неопределенны, кроме общего предания о чуде, совершившемся во время ее явления. Рассказывают, например, что некоторые из девиц бывшего монастыря на праздник Богоявления хотели сию икону нести в крестном ходе на Иордан, но не могли взять оную с места, потому что жили не совсем благочестиво. Местные священнослужители утверждают, что была особая записка с описанием чудес от сей Св. Иконы, но она с давних времен затеряна.

 

Инсарский уезд

 

Икона Св. Мученицы Параскевы в селе Украинцево (ныне Иссинского р-на)

С какого времени существует сия Св. Икона в украинском храме, старожилы не помнят, но все единогласно утверждают, что она в незапамятные времена найдена плавающею в роднике, отстоящем от села Украинцево в 3-х верстах. На сем роднике издревле существовала деревянная часовня, вместо которой некто г. Рахманов лет 60 назад построил каменную; в 1853 году сия часовня возобновлена также каменным зданием.

Чудес от сей иконы никаких неизвестно, но окрестные жители, почитая оную явленною, издревле питают к ней особенное уважение и благоговение, отчего с давних времен в селе Украинцево образовалась ярмонка в Пяток 10-й недели по Пасхе. Ныне ярмонка сия по распоряжению начальства переведена в соседственное село Ису, но чествование украинской иконы Св. Мученицы Параскевы не уменьшилось. В Пяток 9-й недели по Пасхе христиане в множестве стекаются в село Украинцево; после Божественной Литургии Св. Икона по обычаю, существующему издревле, с крестным ходом переносится в часовню, и там совершаются пред нею молебные пения для приходящих на поклонение Св. Мученице Параскеве. В Пяток же 10-й недели по Пасхе со времени перенесения ярмонки в село Ису с крестным же ходом переносится в исинский храм и оная Св. Икона, где боголепное чествование оной не прекращается до самого окончания ярмонки.

Гг. Рахмановы, особенно благоговевшие к сей Св. Иконе, украсили оную сребропозлащенною ризою. Стиль живописи оной древнегреческий; вышиною она семи, а шириною шести вершков. В церкви села Украинцево в честь сей Св. Иконы устроен придел во имя Св. Мученицы Параскевы.

 

Чембарский уезд

 

Казанская икона Божией Матери в селе Абалдуеве (ныне с. Залесное Каменского р-на)

В селе Абалдуеве Чембарского уезда в древней деревянной церкви (время построения сей церкви неизвестно) есть икона Казанской Божией Матери, пользующаяся особенным уважением местных жителей.

По свидетельству старожилов икона сия существует с древних незапамятных для них времен. Во время крестных ходов она всегда выносится из церкви с особенным благоговением; женщины веруют, что ради молитв пред сею иконою дается облегчение в болезнях рождения, и потому нередко прибегают к ней как к чудотворной. Впрочем, чудес от сей иконы никаких не известно.

В 1852 году помещик означенного села Абалдуева А. Владыкин возобновил сию икону без соблюдения древнего стиля живописью современною. Размерами сия икона 20 вершков вышины и 16 ширины. Украшений особенных не имеет.

 

Керенский уезд

 

Донская икона Божией Матери в селе Нагорной Лаке

Донская икона Божией Матери, находящаяся в Покровской церкви села Нагорной Лаки Керенского уезда и чтимая христианами окрестных селений за чудотворную, древней хорошей иконописи, вышиною в 20, а шириною в 16 вершков.

О сей иконе, по уверению местного церковного причта, было письменное сказание, но оно во время пожара сгорело вместе с прежнею церковию в 1830 году, и теперь содержание его неизвестно. Устное же предание повествует о сей иконе следующее. Некто из дворян г-н Дураков, помещик приходской деревни Каменки, служа во флоте на Дону, при разбитии корабля бурею стал тонуть и, вспомнив об иконе Божией Матери Донской, просил Заступницу о своем спасении; вдруг явилась на воде доска, на которой он и выплыл на берег чудесным образом. В благодарность Царице Небесной за свое спасение он написал на сей доске образ Божией Матери с подлинной Донской иконы и хранил оную как чудодеющую святыню в своем доме лет 50; но после его смерти, лет за 60 до настоящего времени, по распоряжению начальства, коему сделалось известно, что к сей иконе от усердных христиан были разные пожертвования, она взята в приходскую церковь села Нагорной Лаки. Г-ном Дураковым она украшена была ризою, шитою фольгою и канителью; а в 1830 году некто г-н Чубаров в благодарность Царице Небесной за выздоровление от болезни матери, Натальи Чубаровой, сделал на нее ризу серебряную, которая спустя 8 лет позлащена г-жою Настасьею Тутолминою.

Сказаний о чудесах от сей св. иконы неизвестно; стечение богомольцев из окрестных селений на поклонение к оной особенно многочисленно бывает на 19-е число августа, в день празднования Донской иконе Божией Матери. Сведения сии собраны на месте местным благочинным Любимовым.

 

Икона святых мучеников Кирика и Иулитты в селе Большой Луке

Икона св. мучеников Кирика и Иулитты находится храмовою в церкви села Большой Луки; она вышиною 24-х, а шириною 16 ½ вершков; живопись ее довольно древняя и принадлежит по стилю к русской иконописи.

Время и обстоятельства происхождения сей иконы неизвестны даже и по преданию. В день памяти св. мучеников Кирика и Иулитты, 15-го числа июля месяца, крестьяне окрестных селений, верст за 15 и более, во множестве приходят в село Большую Луку и служат молебны св. мученикам Кирику и Иулитте пред сею иконою; особенное благоговение к ней питают мещера села Кириллова и мордва села Бадикова Спасского уезда. Женщины прибегают к ней с молитвою во время болезни детей в надежде исцеления их по предстательству св. мучеников. Впрочем, чудес от сей иконы никаких не известно.

Риза и венцы на ней серебряные, приложенные г-ном Дмитрием Ивановичем Енгалычевым, ныне уже умершим. Сведения доставлены тем же благочинным Любимовым.

 

Этой статьей заканчивается публикация рукописи протоиерея Иакова Петровича Бурлуцкого, составленной им в 1877 г. (ГАПО, ф. 182, оп. 1, д. 2255), о чудотворных и особопочитаемых иконах Пензенской епархии, которая печаталась в № 1-5, 8, 11 «Временника». Данная публикация не включила в себя иконы, относящиеся теперь к Саранской епархии.

Публикацию подготовил А. Дворжанский.

 

«Пензенский временник любителей старины» №1-5,8,13 – предоставил:

Евгений БЕЛОХВОСТИКОВ

14 ноября 2006 г.

 

единый справочник телефонов города ногинска справочник телефонов г чебоксары справочник найти человека по фамилии через базу данных адреса по телефону в санкт-петербурге домашний телефон по адресу казань справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов здесь телефонная база билайн по спб он узнать местонахождение через мтс справочник справочник адресов брянска здесь искать адрес по фамилии справочник телефонов верхней пышмы программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана краткий телефонная база данных уфа найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска краснодар найти человека по номеру сотового телефона найти узнать по адресу и фамилии домашний телефон определение местонахождения по номеру мобильного телефона найти местонахождение по мобильному номеру определение широты и долготы местоположения здесь справочник телефонов саяногорска телефонная база в магадане телефонная справочник домашних телефонов одесса по номеру как узнать по номеру телефона адрес ярославль найти номер телефона по адресу томск справочник телефонов и адресов города челябинска самара адрес по номеру телефона москва справочник телефонов города база данных телефонов украины поиск телефона по адресу в одессе отклонение пути sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг