Великая благотворительница
О
Марии Михайловне Киселевой – выдающейся благотворительнице 2-й половины XIX века, почетной гражданке Пензы – жители нашего города и
области впервые узнали, прочитав в газете «Комсомольская
правда» в январе и феврале 2000 года интервью старшего научного сотрудника
областного краеведческого музея Анны Федоровны Головиной. С ней беседовала
журналист Татьяна Логинова (сейчас она – редактор газеты «Пензенский
православный собеседник»). Предлагаем вам ознакомиться с теми двумя
публикациями семилетней давности.
Жизнь подарила мне встречу с человеком, который уже много лет по крупице
собирал и собирает материалы, связанные с жизнью Марии Михайловны Киселёвой.
Это старший научный сотрудник областного краеведческого музея Анна Федоровна
Головина. Она в свободное от основной работы время уже много лет ломает голому над разгадкой найденных документов. И, постепенно,
все стало выстраиваться в четкое жизнеописание нашей великой землячки; оно уже по сути, готово, хотя в нем есть еще загадки и белые
пятна. Но Головина продолжает поиски, в них ей уже помогает множество людей.
– Анна Федоровна, можете поделиться хотя бы частичкой с читателями
«Комсомольской правды»? Чем так прославила Мария Михаиловна
Киселева пензенский край и Россию?
– Росла в глубоко благочестивой семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и
его жены Александры Петровны дочь Мария. Она с юных лет заботилась о бедных и
нуждающихся, была поучительным примером истинно глубокой веры, благочестия и
христианской любви к ближнему. Уже в зрелом возрасте,
в 30 лет, она вышла замуж за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего
дворянского рода, крупного землевладельца. Супруги были одинаково добросердечны
и отличались постоянной готовностью на общеполезные
дела. Александр Григорьевич, состоя на службе в Пензенской губернии, занимал
место непременного члена в Комиссии народного продовольствия, оказывал большую
помощь крестьянам, особенно в голодные годы. Он устроил в Пензе губернскую
публичную библиотеку, пожертвовав много книг, и был постоянным ее попечителем.
Через 19 лет Александр Григорьевич умирает в Берлине, где он лечился от
тяжелой болезни. Мария Михайловна привезла гроб с телом мужа в Пензу и
похоронила его в Спасо-Преображенском мужском монастыре. И начала свой
жизненный подвиг, который длился все 40 лет ее вдовства. Ее усилиями в Пензе
была устроена богадельня.
– Она сохранилась?
– Здания богадельни действительно сохранились в Пензе. Более того, они
еще служат делу милосердия, правда, в ином качестве – лечебного учреждения. Это
хорошо известная каждому пензенцу инфекционная
больница «КИМ».
– Это она сделала в память о муже?
– Она сделала это по прямому духовному завещанию своего супруга. Идея
создания богадельни принадлежала Александру Григорьевичу. Движимый чувством
сострадания к престарелым, бедным и беспомощным людям, он, будучи уже тяжело
больным, отказал в своем .завещании 11 имений в разных
губерниях России на строительство богадельни в Пензе. При этом он выразил пожелание, чтобы в этом богоугодном заведении имели приют до конца
своих дней престарелые, больные и увечные люди, без различия вероисповедания и
звания. А распорядительницей над имениями назначил свою жену Марию Михайловну.
– Как быстро удалось ей исполнить волю супруга?
– Не так быстро, как ей хотелось. Дело в том, что некоторые завещанные
Киселевым имения находились и залоге. Только через пять лет
после смерти мужа, в 1852 голу, все долги были, наконец, уплачены, и Мария
Михайловна купила большую усадьбу в Пензе, выходившую на Верхнюю Пешую и
Дворянскую улицы (ныне ул. Куйбышева и Красная), разработала проект Положения о
богадельне. В 1856 г. оно было высочайше утверждено, и началось
строительство. Но Мария Михайловна, стремясь как можно скорее исполнить
духовное завещание супруга, сразу же после получения утверждения о
строительстве открыла в 1856 г. приют для бедных в собственном доме, на
Лекарской улице. И лишь через 3 года, когда в купленной усадьбе было возведено
прекрасное здание богадельни с домовым
храмом Спаса Нерукотворного, надворными постройками, призреваемые из дома
Киселевой были переведены сюда.
– Это событие, конечно, не осталось незамеченным?
– Конечно же, нет. На официальном открытии богадельни 13 сентября 1859
г. совершалась Божественная литургия в присутствни
Преосвященного архиепископа Пензенского и Саранского Варлаама
и представителей высших губернских властей. Богадельню приняла под свое
покровительство императрица Александра Федоровна, которая прислала Марии
Михайловне рескрипт с изъявлением признательности и благоволения.
– Текст рескрипта сохранился?
Да, удалось его найти. В нем в частности, говорилось: «В полной мере
ценя столь великодушный подвиг и утешаясь мыслью, что при благословении
Всевышнего, беспомощные и престарелые найдут себе под благодетельным покровом,
устроенным вашею христианскою любовью, я с согласия Государя Императора принимаю учрежденную вами
богадельню под Мое особенное покровительство...»
– И долго просуществовала богадельня?
– До 1918 года, когда с февраля попечительство этого богоугодного
заведения было новой властью ликвидировано, а сама богадельня перешла в ведение
коллегии общественного призрения Пензенского Совета рабочих, солдатских и
крестьянских депутатов. Но надо еще сказать, что во все годы существования
богадельни М.М.Киселева ее совершенствовала и расширяла. В пользу заведения ею было перечислено 104 тысячи рублей серебром. Если при
открытии в богадельне жили 70 человек, то через 20 лет – уже 140. Всю прибыль
от хозяйств и земледелия Мария Михайловна умела преумножить и направляла сюда,
не жалея средств. Ежегодно расходы на содержание, отопление и освещение
составляли 4 тысячи рублей серебром, а когда число призреваемых наполовину возросло, было пожертвовано для этого
дополнительно 100 тысяч рублей. Был выстроен еще один корпус с храмом Св. Великомученика и целителя Пантелеимона.
Приют и покои в Пензенской богадельне обрели тысячи человек, мужчин и женщин;
сотни людей получали из средств богадельни денежные пособия и продукты питания.
– За такой духовный подвиг Мария Михайловна получила какие-либо награды?
– Да, и еще при жизни. Умерла она в возрасте 89 лет. Была награждена
Российским орденом Св. Екатерины, давшим ей титул
кавалерственной дамы, сербским орденом Такова, а также Греческим орденом Спасителя,
знаком Красного Креста (за участие в делах общества попечения о раненых и
больных во время русско-турецкой войны (1877-78 гг.), К тому же ее в 1881г.
избрали почетной гражданкой Пензы.
– Но вот её имени в перечне почетных граждан нашего города я что-то не
встречала...
– Это досадное упущение. Факт, поистине удивительный: ведь до революции
в России не было ни одной женщины – почетной гражданки какого-либо города.
– Будем надеяться, что ошибку исправят. А что удалось узнать о других
направлениях деятельности М.М.Киселевой?
– Она не только заботились о бедных и немощных. Много средств
М.М.Киселева употребила на строительство храмов, на их украшение, особенно в
тех своих бывших имениях, где церквей прежде не было. Вообще разговор об
усилиях Киселевой в этом направлении – особый. Скажу только, что в Пензе, в
Спасо-Преображенском монастыре, над могилой мужа она построила богатый
2-этажный пятиглавый теплый Троицкий храм; заново
перестроила в гораздо больших размерах полуразрушенный храм в память обновления
храма Воскресения Христова («Старый Спаситель»); Мокшанскому
Казанскому женскому монастырю пожертвовала 30 десятин земли. Она явилась
основательницей Пайгармского Параскево-Вознесенского
монастыря (сейчас в Мордовии), пожертвовав 20 десятин земли, 2000 рублей. Всю
жизнь она делала пожертвования для этой святой обители: выкупила все строения и
усадьбу, принадлежащие помещикам Струйским, и
подарила монастырю, а для постройки монастырского хутора пожертвовала еще 245
десятин земли. Из кирпича проданных на слом домов Струйских
было построено два больших двухэтажных монастырских корпуса с кельями. В Пензе
М.М.Киселева отдала в вечную собственность местной епархии свою бывшую усадьбу
с садом для епархиального женского училища... Она много жертвовала и на Афон, а
особенно ее благотворительность прославляется на Востоке, в Палестине и Сибири.
Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости Марии
Михайловны.
– А нельзя поподробнее?
– Если коротко, то Киселева на храм Гроба Господия
и на Русскую Иерусалимскую миссию в так называемое Палестинское общество, на нужды
прибывающих туда во множестве богомольцев, в основном из простонародья,
посылала ежегодно большие пожертвования. А в Назарете,
в том месте, где иудеи хотели было свергнуть Спасителя
со скалы, Мария Михайловна купила за дорогую цену небольшой участок земли и
выстроила на нем великолепный храм в память неудавшегося свержения Спасителя.
Сама она ввиду преклонного возраста в Назарет поехать
не могла, а послала своего архитектора, а также племянницу Александру Радищеву.
– Анна Федоровна, православие
учит, что добрые дела должны совершаться тайно, тогда они особенно угодны
Богу...
– Что же делать, если подавляющее большинство добрых дел, совершенных Марией
Михайловной, были видимы, зримы, их было невозможно скрыть, как бы она ни
старалась? Одно дело – дать милостыню,
пусть и в огромной сумме, и совсем другое – выстроить дом, возвести храм.
Духовное завещание Киселевой просто изумляет. Вот коротко. Она
предоставила в собственность и общее владение своих бывших крестьян разных сел
и деревень 6 тысяч десятин земли, сверх того оставила им же капитал в 39 837
рублей, процентами от которого они могли пользоваться в особо трудных
обстоятельствах – при неурожае, пожаре, падеже скота... На богадельни ею оставлен был неприкосновенный капитал в 565 тысяч
рублей. Кроме того, в дар получили: Спасо- Преображенский монастырь – усадебное место в Пензе, 5
тысяч рублей и ценные иконы; Арзамасская Алексеевская
женская община – 50 десятин земли; Палестинское православное общество, Главное
Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных «Всех
скорбящих радость» в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская
богадельня – по 50 тысяч рублей. Сверх того были назначены значительные суммы
Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим пенсии, на
образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею
пожертвованы для раздачи бедным в Палестине, Кандии,
Болгарии, Месопотамии... Это все дела общественно полезные и выдающиеся, а
тайно ею совершенные дела, которых было великое множество, были известны лишь
тем, кто ими воспользовался. Живя скромно и уединенно, Мария Михайловна всегда
заботилась о вдовах и сиротах, спешила на помощь всем, кто нуждался, никому не
отказывая. Вся ее жизнь – яркое свидетельство великой любви к Богу и ближним.
Беседовала Татьяна
ЛОГИНОВА.
«Комсомольская правда –
Пенза-Саранск», №2(325), 14.01.2000.
СОЗИДАТЕЛЬНИЦА ХРАМОВ
Материал о пензенской
помещице, подвижнице благочестия
Марии Михайловне Киселевой, опубликованный в одном из январских номеров региональной вкладки в «Комсомольской
правде», вызвал большой интерес наших читателей. Они справедливо отметили, что одна публикация не могла
вместить в себя все интересные
факты из жизни нашей великой землячки. Например, сведения о строительстве храмов на средства
Марии Михайловны, об их украшении. Рассказ об этом и станет целью
второй публикации, материал для
которой любезно предоставила нам все та же А. Ф. Головина.
Глава первая. Монастырь в
Мордовии
...Около 1780 года, когда ни самой Марии Михайловны, ни ее
супруга на свете еще не было, один солдат, уроженец с. Рузаевки,
находясь на службе, тяжело заболел
ногами. Был помещен в лазарет и не
имел никакой надежды на выздоровление.
Однажды, когда он, истомленный
страданиями, забылся сном, то увидел
перед собой женщину с крестом в руках, которая спросила: «Хочешь ли ты
выздороветь и идти домой?» Два раза после
этого сон повторялся, а в последний раз явившаяся к прежним
словам добавила: «Через три дня ты будешь здоров, и тебя
отпустят на родину. Когда придешь домой,
не забудь сходить в Пайгарму, пройди в пес, держась в левую сторону от деревни к оврагу, там, на полугорье,
найдешь муравьиную кучу, от нее спустись в овраг и увидишь небольшую яму с водой, а в ней мой образ. Вычисти яму, сделай сруб и часовню и поставь в ней мою икону».
Все исполнилось так, как и было предсказано. В указанном месте солдат нашел икону своей исцелительницы
Святой Параскевы, а когда расчистил яму, то хлынула студеная вода – открылся родник. И стал к этому
животворному источнику ходить православный
народ, и каждый по вере своей получал исцеление.
Окрестные крестьяне хотели в этом месте видеть монастырь и обратились за помощью к Марии Михайловне. В 1865 году 20 июля М. М. Киселева получила Высочайшее разрешение на открытие обители на этом чудесном месте под названием Параскево-Вознесенской общины. Почти через 20 лет, 18 апреля
1884 г. по Указу Святейшего Синода община эта была переименована в Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь. Сегодня это Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь. Его основательницу здесь, конечно же,
помнят.
Глава вторая. Преосвященный Иннокентий и М. М. Киселева
Те из пензенцев, кто собирается на пенсию по
возрасту или только-только отправился на «заслуженный отдых», хорошо помнят, что на
месте кинотеатра «Родина» был красивейший
Никольский храм. Его взрывали в
начале 50-х. Было несколько попыток.
Последняя удалась... А в районе
памятника К. Марксу стоял большой
Кафедральный собор, также взорванный в 30-х годах XX
века. Через полвека с небольшим здесь начались поиски
останков захороненных у стен собора пензенских епископов – Иннокентия, Амвросия, Афанасия, Антония и Григория. В сентябре 1998 г. они были найдены и перезахоронены с почестями возле архиерейского дома на Советской (бывшей Соборной) площади.
...Когда
Иннокентий скончался (а произошло это в 1819
г., когда ему едва исполнилось 35
лет), к его могиле потекли
богомольцы, и не только из Пензенской
губернии. Они не вмещались в
маленьком склепе, куда вход был прямо
с улицы; особенно неудобно было подходить к могиле Святителя Иннокентия зимой. Вот почему горожане попросили
Преосвященного Григория дать
благословение на устройство при входе
в скпеп часовни,
в которой можно было бы служить панихиды и которая предохраняла бы склеп зимой от снежных заносов, а весной – от воды. Благословение было получено. Но поскольку Мария
Михайловна Киселева знала Святителя Иннокентия лично, глубоко его почитала, она решила направить часть своих
денежных средств не на постройку часовни, а небольшой церкви. И 19 декабря 1882 г. в Пензе был освящен придельный
храм, выстроенный с южной стороны
Кафедрального собора. Это был храм Святых мучеников Евлампия и Евлампии,
день памяти которых отмечается церковью 10 октября, в день смерти Первосвященного
Иннокентия.
Глава
третья. Двойник Вифлеемского храма
Мы уже сообщали в первом материале «Подвижница
благочестия» о том, что в Пензенском Спасо-Преображенском
мужском монастыре, над могилой покойного мужа М. М. Киселева
выстроила большой и богатый двухэтажный
теплый Троицкий храм. Но его содержание и
убранство заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее. На верхнем
этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя
обновления храма Воскресения. В нижнем этаже
было три престола: главный – во имя
Рождества Христова – и придельные (в
честь Казанской Божией Матери и во имя Св.Благоверного
Великого князя Александра Невского). Каждый
их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т. к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены.
О
среднем престоле – в память Рождества Христова – следует сказать,
что он и устройством, и украшением, и даже размерами был
подобен Палестинскому храму, устроенному в вертепе Рождества
Христова.
Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества,
покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества
в виде небольшой полуциркулярной
ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая
место рождения Спасителя.
Во время
служб храм освещали 52 лампады. 16 из них
находились в нише, шесть – в яслях, в
которых был положен Иисус после
своего рождения. 30 лампад размещались
в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой
находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по
четырем сторонам обрамленная металлом... Все было так, как и в Палестинском Вифлеемском храме. В Киселевском храме, как его тогда
называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно
выделялась икона Рождества Христа Спасителя.
Она написана в Вифлееме и освящена на престоле Вифлеемского храма. Ее
прислал М.М.Киселевой митропопит
Петрский (в Аравии) Мелетий.
Глава четвертая. «Старый Спаситель»
А теперь поговорим о храме, который известен
старожилам Пензы как «Старый Спаситель». Он стоит
в районе завода безалкогольных напитков, в т. н. Черкасской слободе,
на месте бывшего Черкасского острога. В недавнем прошлом он был... тюрьмой.
История его создания и воссоздания удивительна.
Храм стоял на этом месте еще тогда, когда и
Пензы как города не было. В нем
находилась древнейшая икона
Спасителя, почитаемая жителями чудотворною.
По преданию, она была прислана этому храму царем Иоанном Грозным после его похода на
Казань.
К 1874 г.
храм был полуразрушен и закрыт, его трапезная
и колокольня разобраны и отданы во вновь строящуюся Богоявленскую церковь (в народе ее называли «Новый Спаситель), а сейчас там Дворец культуры им.Дзержинского).
Но Мария Михайловна взялась за воссоздание древнего храма как памятника старины. Он был заново перестроен, причем в гораздо больших против прежнего
размеров. Храм украшала по фасаду новая
красивая колокольня, а жемчужиной его, несомненно, являлся хороший список с иконы Спасителя, украшенный драгоценной ризой (Мария
Михайловна позаботилась, чтобы список был
сделан, и икона стала постоянной и неотъемлемой собственностью возобновленного храма).
Новая власть в начале XX
века, сметая и круша церкви, монастыри и
соборы, превратила «Старого Спасителя»,
как мы уже говорили, в тюрьму. И
только недавно Пензенская епархия
получила, наконец, возможность
реставрировать этот древнейший храм (каким
он был о начале века, вы
можете видеть на этой фотографии). Реставрация еще не закончена, но в церкви
уже идет служба, и каждый православный пензенец может
побывать в этом святом месте.
Глава пятая. Благодарность митрополита
Нифонта
Известно, что Палестина с ее святынями была предметом
особой христианской заботливости М.М.Киселевой.
«Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать,
быть полезной, сколько будет мне возможно», – писала она обер-прокурору
Св.Синода К.П.Победоносцеву. О семейном архиве Киселевой хранилось немало благодарственных писем и документов от Иерусалимского патриарха на греческом языке. Один из таких документов
– письмо митрополита Нифонта, присланное в Пензу на
имя племянницы Киселевой
А.С.Радищевой. Но прежде чем его
процитировать, расскажем немного о
причинах, побудивших митрополита
выразить М.М.Киселевой благодарность.
Уже
на склоне своих жизненных лет Киселева за дорогую
цену купила небольшой участок земли в Назарете.
Это было именно
то место, где, по преданию, иудеи хотели,
было свергнуть Спасителя со скалы. И в
память о неудавшемся свержении Спасителя и был на средства М.М.Киселевой на этом участке выстроен
благолепный храм. Большую помощь ей в этом
оказал сам Назаретский митрополит Нифонт, который выхлопотал фирман (указ) у султана на постройку и взял на себя все
труды по возведению храма.
Построен он на одной из вершин окружающих гор,
принадлежащей грекам. Храм имеет необычную архитектуру:
без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колоннах. Иконостас в храме был богатейший,
полностью вызолоченный. 15 мая 1880
года храм был освящен. Об этом и
пишет митрополит Нифонт
А.С.Радищевой в Пензу: «Вчера
Господь помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, какое это было общее утешение и как наши православные дивились и восхваляли усердии вашей тети. Много их было на освящении, и они говорили, что это лучшая
церковь, много благолепнее даже Фаворской... Поздравьте от моего имени храмоздательницу и поблагодарите ее за прекрасную утварь и ризницу... Не забывайте Назарет,
когда-то дождусь вас сюда, чтобы
полюбовались всем, что приобрел на
щедроты вашей тети».
Глава шестая. Быть ли пензенской
святой?
Первая
публикация о подвигах на ниве
благотворительности пензенской
помещицы М.М.Киселевой не осталась
без внимания наших читателей. Были звонки, письма, вопросы. Среди них и такой – правда ли,
что Марию Михайловну Киселеву хотят канонизировать, причислить к лику Святых? «...Даже когда православный покупает в церкви крестик и
дарит его крещающемуся, он искупает сорок своих грехов. Что же тогда
говорить о человеке, пожертвовавшем многие тысячи и тысячи на возведение храмов? Он уже святой...» (Из письма К.Лесневской, Пенза). «Правда ли, что в
Пензе создается сестричество
имени Киселевой, и как можно в него вступить?» (Из телефонного
разговора). «Спасибо за откровение,
потрясшее нас до глубины души и
вызвавшее чувство гордости за нашу
великую землячку». (Т. М. Соколова,
Пенза).
Мы не могли оставить без внимания
вопросы читателей и обратились с ними в Пензенскую епархию. Что касается сестричества, то усилия по его созданию действительно предпринимаются инициативной группой, но до реализации замысла еще далеко А вот предпопожения о том, что М.М.Киселева может быть причислена к лику Святых,
в епархии не подтвердили, но и не опровергли.
Нам было сказано, что это дело церкви. А
светское дело журналистов – просвещть людей, рассказывать им правду о жизненном пути Марии Михайловны Киселевой, о ее подвижничестве в деле благотворительности и строительства храмов.
Что мы и делаем. С помощью людей, извлекающих из архивных
документов по крупицам вечные свидетельства подвигов наших
земляков – таких, как Мария Михайловна Киселева
Татьяна ЛОГИНОВА
«Комсомольская правда –
Пенза-Саранск», №8(331), 25.02.2000.
В
2003г. вышла из печати книга А.Ф.Головиной о М.М. Киселевой. А в октябре 2002
г. трудами священника Владимира Клюева и членов сестричества
им. Киселевой были обретены честные останки четы Киселевых: захоронены супруги
были в Спасо-Преображенском монастыре, в его Троицком храме. На раскопки
требовалось разрешение, поскольку место, где когда-то стоял красавец-храм,
сейчас – военный охраняемый объект, склад МЧС. Министр МЧС РФ по Пензенской
области А.М.Кададов разрешил провести раскопки.
Останки обрели в склепе, отдали на экспертизу, которая подтвердила, что они
принадлежат только двум людям – мужчине и женщине.
В
день получения акта медэкспертизы, 9 октября 2002г., произошло чудо.
БОЖЕСТВЕННОЕ
ЗНАМЕНИЕ В ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЬНИЦЕ
–
ЭТО знамение, – говорит главный врач инфекционной больницы Олег
Зейгер. – Только что стало известно,
что Пензенская епархия готовит материалы в Московский патриархат
для канонизации Марии Киселевой – и вот...
Сколько раз здесь проводился ремонт – ничего, а теперь – фреска.
Штукатуры обнаружили ее случайно при размывке стен.
Находка
На фреске изображено "Воскресение
Христово". Искусствовед Мария
Хрюкина дала официальное заключение:
"... Фреска оставлена на стадии "подмалевка".
Имеет ценность не только как памятник живописи конца
XIX
века, но и как материал, дающий возможность своей незавершенностью
проследить процесс написания храмовой
росписи щелочестойкими пигментами".
Рядом с Иисусом запечатлен ангел со скрещенными руками,
а на втором плане – символическое изображение
гроба в виде архитектоники пензенских наличников деревянного
зодчества. Также присутствует особый знак - шестилистный цветок. Все это и
указывает на то, что перед нами каноническая
иконография "Воскресение Христово".
Эксперт
Мария Хрюкина не исключает
возможности, что толстый слой краски,
нанесенный на стены в советскую бытность, скрывает еще и жен-мироносиц. По крайней мере, просматривающаяся вверху стены филенка с растительным орнаментом и "окна" указывают на то, что должно быть продолжение сюжетного изображения.
Совпадения?
Конечно, мы в них не верим – в совпадения. Но... их три. Все произошли почти в одно и то же время, с разрывом в неделю.
В начале октября поиски останков известной
благотворительницы XIX века Киселевой совпали с неожиданной
находкой фрески в городской инфекционной больнице. А 15 октября исполнился
121 год со дня открытия Марией Михайловной богадельни, построенной
ею на собственные средства. В этом здании позднее и разместилась инфекционная
больница, долгое время называвшаяся КИМ.
В части здания, где была найдена фреска, располагалась
церковь Святого Великомученика Пантелеимона и
Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Храм начал действовать спустя
год после открытия богадельни.
Останки
В первых числах октября на улице Индустриальной провели раскопки. Искали останки Марии
Киселевой, которую, по некоторым данным, захоронили рядом с мужем. Ее супруг был похоронен почти сорока годами ранее на кладбище возле Спасо-Преображенского монастыря. Киселева же на свои деньги возвела на его могиле еще один храм – Троицкий. Встречалось и другое его название – Вифлеемо-Воскресенский. Раскопки дали результат. Были найдены фрагменты скелетов. Пензенские судмедэксперты установили, что они принадлежат
мужчине, и женщине. Священники
полагают, что это останки Киселевых.
Историческая
справка
Марии Киселевой (1798 - 1887) присвоено звание Почетной гражданки города
Пензы. Она входила в состав Пензенского совета попечительства о бедных и
опекала Петропавловский округ.
Благотворительная деятельность Марии
Михайловны отмечена российским орденом Святой Екатерины и греческим орденом
Спасителя. За большие пожертвования в период сербско-турецкой
войны она награждена сербским орденом Такова.
Также Мария Киселева имела Знак Красного Креста и являлась
действительным членом Императорского Палестинского общества.
Кто
автор?
В 1998 году аналогичные фрески открылись в Архиерейском доме.
Искусствовед Мария Хрюкина
доказала, что они принадлежат руке Ивана Макарова. В 80-х годах XIX
века Иван Кузьмич приезжал из Петербургской
академии в Пензу расписывать
Архиерейский дом.
По времени он вполне мог быть автором фрески в церкви Киселевской богадельни.
Чтобы выяснить, есть ли доля правды в этой догадке,
необходимо изучить рисунок фигуры
Иисуса Христа. Однако над ним основательно
поглумились безбожники – выковыряли
глаза и тщательно замазали масляной краской. Убрать этой слой может только
опытный реставратор.
Вопросы
Неизвестно, почему автор не закончил фреску.
Реставрация, возможно, приоткрыла бы и эту тайну. Однако такие
работы стоят денег, и немалых.
Впрочем,
может быть, это тот случай, когда цель
оправдывает средства? Хотя бы потому,
что к находке нескончаемым потоком
потянулись люди. Некоторые, невзирая
на высокие ремонтные леса, взбираются под потолок, чтобы приложиться к изображению.
Маляры же, обнаружившие лик, боятся ненароком сболтнуть
по привычке лихое слово и наперебой говорят,
что ни за что не будут продолжать в этом месте ремонт: закрасить святую
роспись – тяжкий грех.
Нонна
КЛЕОТТ
«Аргументы и факты в Пензе»
№42, 2002
Что было предпринято с настенной росписью,
нам неизвестно. Как неизвестно и то, где и когда предполагается произвести
перезахоронение останков четы Киселевых – они до сих пор находятся в
Епархиальном Управлении…
ПОДБОРКУ
МАТЕРИАЛОВ И ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА Татьяна ЛОГИНОВА, редактор
епархиальной газеты «Пензенский православный собеседник», член Союза
журналистов РФ, бывший сотрудник газеты «Комсомольская правда» в Пензе.