Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Л А Г О Т В О Р И Т Е Л Ь Н О С Т Ь 25.04.24
Великая благотворительница

Великая благотворительница

 

   О Марии Михайловне Киселевой – выдающейся благотворительнице 2-й половины XIX века, почетной гражданке Пензы – жители нашего города и области впервые узнали, прочитав в газете «Комсомольская правда» в январе и феврале 2000 года интервью старшего научного сотрудника областного краеведческого музея Анны Федоровны Головиной. С ней беседовала журналист Татьяна Логинова (сейчас она – редактор газеты «Пензенский православный собеседник»). Предлагаем вам ознакомиться с теми двумя публикациями семилетней давности.

 

Жизнь подарила мне встречу с человеком, который уже много лет по крупице собирал и собирает материалы, связанные с жизнью Марии Михайловны Киселёвой. Это старший научный сотрудник областного краеведческого музея Анна Федоровна Головина. Она в свободное от основной работы время уже много лет ломает голому над разгадкой найденных документов. И, постепенно, все стало выстраиваться в четкое жизнеописание нашей великой землячки; оно уже по сути, готово, хотя в нем есть еще загадки и белые пятна. Но Головина продолжает поиски, в них ей уже помогает множество людей.

– Анна Федоровна, можете поделиться хотя бы частичкой с читателями «Комсомольской правды»? Чем так прославила Мария Михаиловна Киселева пензенский край и Россию?

– Росла в глубоко благочестивой семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и его жены Александры Петровны дочь Мария. Она с юных лет заботилась о бедных и нуждающихся, была поучительным примером истинно глубокой веры, благочестия и христианской любви к ближнему. Уже в зрелом возрасте, в 30 лет, она вышла замуж за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца. Супруги были одинаково добросердечны и отличались постоянной готовностью на общеполезные дела. Александр Григорьевич, состоя на службе в Пензенской губернии, занимал место непременного члена в Комиссии народного продовольствия, оказывал большую помощь крестьянам, особенно в голодные годы. Он устроил в Пензе губернскую публичную библиотеку, пожертвовав много книг, и был постоянным ее попечителем.

Через 19 лет Александр Григорьевич умирает в Берлине, где он лечился от тяжелой болезни. Мария Михайловна привезла гроб с телом мужа в Пензу и похоронила его в Спасо-Преображенском мужском монастыре. И начала свой жизненный подвиг, который длился все 40 лет ее вдовства. Ее усилиями в Пензе была устроена богадельня.

– Она сохранилась?

– Здания богадельни действительно сохранились в Пензе. Более того, они еще служат делу милосердия, правда, в ином качестве – лечебного учреждения. Это хорошо известная каждому пензенцу инфекционная больница «КИМ».

– Это она сделала в память о муже?

– Она сделала это по прямому духовному завещанию своего супруга. Идея создания богадельни принадлежала Александру Григорьевичу. Движимый чувством сострадания к престарелым, бедным и беспомощным людям, он, будучи уже тяжело больным, отказал в своем .завещании 11 имений в разных губерниях России на строительство богадельни в Пензе. При этом он выразил пожелание, чтобы в этом   богоугодном заведении имели приют до конца своих дней престарелые, больные и увечные люди, без различия вероисповедания и звания. А распорядительницей над имениями назначил свою жену Марию Михайловну.

– Как быстро удалось ей исполнить волю супруга?

– Не так быстро, как ей хотелось. Дело в том, что некоторые завещанные Киселевым имения находились и залоге. Только через пять лет после смерти мужа, в 1852 голу, все долги были, наконец, уплачены, и Мария Михайловна купила большую усадьбу в Пензе, выходившую на Верхнюю Пешую и Дворянскую улицы (ныне ул. Куйбышева и Красная), разработала проект Положения о богадельне. В 1856 г. оно было высочайше утверждено, и началось строительство. Но Мария Михайловна, стремясь как можно скорее исполнить духовное завещание супруга, сразу же после получения утверждения о строительстве открыла в 1856 г. приют для бедных в собственном доме, на Лекарской улице. И лишь через 3 года, когда в купленной усадьбе было возведено прекрасное здание богадельни с  домовым храмом Спаса Нерукотворного, надворными постройками, призреваемые из дома Киселевой были переведены сюда.

– Это событие, конечно, не осталось незамеченным?

– Конечно же, нет. На официальном открытии богадельни 13 сентября 1859 г. совершалась Божественная литургия в присутствни Преосвященного архиепископа Пензенского и Саранского Варлаама и представителей высших губернских властей. Богадельню приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна, которая прислала Марии Михайловне рескрипт с изъявлением признательности и благоволения.

– Текст рескрипта сохранился?

Да, удалось его найти. В нем в частности, говорилось: «В полной мере ценя столь великодушный подвиг и утешаясь мыслью, что при благословении Всевышнего, беспомощные и престарелые найдут себе под благодетельным покровом, устроенным вашею христианскою любовью, я с согласия Государя  Императора принимаю учрежденную вами богадельню под Мое особенное покровительство...»

– И долго просуществовала богадельня?

– До 1918 года, когда с февраля попечительство этого богоугодного заведения было новой властью ликвидировано, а сама богадельня перешла в ведение коллегии общественного призрения Пензенского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Но надо еще сказать, что во все годы существования богадельни М.М.Киселева ее совершенствовала и расширяла. В пользу заведения ею было перечислено 104 тысячи рублей серебром. Если при открытии в богадельне жили 70 человек, то через 20 лет – уже 140. Всю прибыль от хозяйств и земледелия Мария Михайловна умела преумножить и направляла сюда, не жалея средств. Ежегодно расходы на содержание, отопление и освещение составляли 4 тысячи рублей серебром, а когда число призреваемых наполовину возросло, было пожертвовано для этого дополнительно 100 тысяч рублей. Был выстроен еще один корпус с храмом Св. Великомученика и целителя Пантелеимона. Приют и покои в Пензенской богадельне обрели тысячи человек, мужчин и женщин; сотни людей получали из средств богадельни денежные пособия и продукты питания.

– За такой духовный подвиг Мария Михайловна получила какие-либо награды?

– Да, и еще при жизни. Умерла она в возрасте 89 лет. Была награждена Российским орденом Св. Екатерины, давшим ей титул кавалерственной дамы, сербским орденом Такова, а также Греческим орденом Спасителя, знаком Красного Креста (за участие в делах общества попечения о раненых и больных во время русско-турецкой войны (1877-78 гг.), К тому же ее в 1881г. избрали почетной гражданкой Пензы.

– Но вот её имени в перечне почетных граждан нашего города я что-то не встречала...

– Это досадное упущение. Факт, поистине удивительный: ведь до революции в России не было ни одной женщины – почетной гражданки какого-либо города.

– Будем надеяться, что ошибку исправят. А что удалось узнать о других направлениях деятельности М.М.Киселевой?

– Она не только заботились о бедных и немощных. Много средств М.М.Киселева употребила на строительство храмов, на их украшение, особенно в тех своих бывших имениях, где церквей прежде не было. Вообще разговор об усилиях Киселевой в этом направлении – особый. Скажу только, что в Пензе, в Спасо-Преображенском монастыре, над могилой мужа она построила богатый 2-этажный пятиглавый теплый Троицкий храм; заново перестроила в гораздо больших размерах полуразрушенный храм в память обновления храма Воскресения Христова («Старый Спаситель»); Мокшанскому Казанскому женскому монастырю пожертвовала 30 десятин земли. Она явилась основательницей Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря (сейчас в Мордовии), пожертвовав 20 десятин земли, 2000 рублей. Всю жизнь она делала пожертвования для этой святой обители: выкупила все строения и усадьбу, принадлежащие помещикам Струйским, и подарила монастырю, а для постройки монастырского хутора пожертвовала еще 245 десятин земли. Из кирпича проданных на слом домов Струйских было построено два больших двухэтажных монастырских корпуса с кельями. В Пензе М.М.Киселева отдала в вечную собственность местной епархии свою бывшую усадьбу с садом для епархиального женского училища... Она много жертвовала и на Афон, а особенно ее благотворительность прославляется на Востоке, в Палестине и Сибири. Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости Марии Михайловны.

– А нельзя поподробнее?

– Если коротко, то Киселева на храм Гроба Господия и на Русскую Иерусалимскую миссию в так  называемое Палестинское общество, на нужды прибывающих туда во множестве богомольцев, в основном из простонародья, посылала ежегодно большие пожертвования. А в Назарете, в том месте, где иудеи хотели было свергнуть Спасителя со скалы, Мария Михайловна купила за дорогую цену небольшой участок земли и выстроила на нем великолепный храм в память неудавшегося свержения Спасителя. Сама она ввиду преклонного возраста в Назарет поехать не могла, а послала своего архитектора, а также племянницу Александру Радищеву.

– Анна  Федоровна, православие учит, что добрые дела должны совершаться тайно, тогда они особенно угодны Богу...

– Что же делать, если подавляющее большинство добрых дел, совершенных Марией Михайловной, были видимы, зримы, их было невозможно скрыть, как бы она ни старалась? Одно дело –  дать милостыню, пусть и в огромной сумме, и совсем другое – выстроить дом, возвести храм.

 

Духовное завещание Киселевой просто изумляет. Вот коротко. Она предоставила в собственность и общее владение своих бывших крестьян разных сел и деревень 6 тысяч десятин земли, сверх того оставила им же капитал в 39 837 рублей, процентами от которого они могли пользоваться в особо трудных обстоятельствах – при неурожае, пожаре, падеже скота... На богадельни ею оставлен был неприкосновенный капитал в 565 тысяч рублей. Кроме того, в дар получили: Спасо- Преображенский монастырь – усадебное место в Пензе, 5 тысяч рублей и ценные иконы; Арзамасская Алексеевская женская община – 50 десятин земли; Палестинское православное общество, Главное Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных «Всех скорбящих радость» в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская богадельня – по 50 тысяч рублей. Сверх того были назначены значительные суммы Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим пенсии, на образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею пожертвованы для раздачи бедным в Палестине, Кандии, Болгарии, Месопотамии... Это все дела общественно полез­ные и выдающиеся, а тайно ею совершенные дела, которых было великое множество, были известны лишь тем, кто ими воспользовался. Живя скромно и уединенно, Мария Михайловна всегда заботилась о вдовах и сиротах, спешила на помощь всем, кто нуждался, никому не отказывая. Вся ее жизнь – яркое свидетельство великой любви к Богу и ближним.

 

Беседовала Татьяна ЛОГИНОВА.

«Комсомольская правда – Пенза-Саранск», №2(325), 14.01.2000.

 

 

СОЗИДАТЕЛЬНИЦА ХРАМОВ

 

Материал о пензенской помещице, подвижнице благочестия Марии Михайловне Киселевой, опубликованный в одном из январских номеров региональной вкладки в «Комсомольской правде», вызвал большой интерес наших читателей. Они справедливо отметили, что одна публикация не могла вместить в себя все интересные факты из жизни нашей великой землячки. Например, сведения о строительстве храмов на средства Марии Михайловны, об их украшении. Рассказ об этом и станет целью второй публикации, материал для которой любезно предоставила нам все та же А. Ф. Головина.

 

Глава первая. Монастырь в Мордовии

...Около 1780 года, когда ни самой Марии Михайловны, ни ее супруга на свете еще не было, один солдат, уроженец с. Рузаевки, находясь на службе, тяжело заболел ногами. Был помещен в лазарет и не имел никакой надежды на выздоровление. Однажды, когда он, истомленный страданиями, забылся сном, то увидел перед собой женщину с крестом в руках, которая спросила: «Хочешь ли ты выздороветь и идти домой?» Два раза после этого сон повторялся, а в последний раз явившаяся к прежним словам добавила: «Через три дня ты будешь здоров, и тебя отпустят на родину. Когда придешь домой, не забудь сходить в Пайгарму, пройди в пес, держась в левую сторону от деревни к оврагу, там, на полугорье, найдешь муравьиную кучу, от нее спустись в овраг и увидишь небольшую яму с водой, а в ней мой образ. Вычисти яму, сде­лай сруб и часовню и поставь в ней мою икону».

Все исполнилось так, как и было предсказано. В указанном месте солдат нашел икону своей исцелительницы Святой Параскевы, а когда расчистил яму, то хлынула студеная вода – открылся родник. И стал к этому животворному источнику ходить православный народ, и каждый по вере своей получал исцеление.

Окрестные крестьяне хотели в этом месте видеть монастырь и обратились за помощью к Марии Михайловне. В 1865 году 20 июля М. М. Киселева получила Высочайшее разрешение на открытие обители на этом чудесном месте под названием Параскево-Вознесенской общины. Почти через 20 лет, 18 апреля 1884 г. по Указу Святейшего Синода община эта была переименована в Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь. Сегодня это Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь. Его основательницу здесь, конечно же, помнят.

 

Глава вторая. Преосвященный Иннокентий и М. М. Киселева

Те из пензенцев, кто собирается на пенсию по возрасту или только-только отправился на «заслуженный отдых», хорошо помнят, что на месте кинотеатра «Родина» был красивейший Никольский храм. Его взрывали в начале 50-х. Было несколько попыток. Последняя удалась... А в районе памятника К. Марксу стоял большой Кафедральный собор, также взорванный в 30-х годах XX века. Через полвека с небольшим здесь начались поиски останков захороненных у стен собора пензенских епископов – Иннокентия, Амвросия, Афанасия, Антония и Григория. В сентябре 1998 г. они были найдены и перезахоронены с почестями возле архиерейского дома на Советской (бывшей Соборной) площади.

...Когда Иннокентий скончался (а произошло это в 1819 г., когда ему едва исполнилось 35 лет), к его могиле потекли богомольцы, и не только из Пензенской губернии. Они не вмещались в маленьком склепе, куда вход был прямо с улицы; особенно неудобно было подходить к могиле Святителя Иннокентия зимой. Вот почему горожане попросили Преосвященного Григория дать благословение на устройство при входе в скпеп часовни, в которой можно было бы служить панихиды и которая предохраняла бы склеп зимой от снежных заносов, а весной – от воды. Благословение было получено. Но поскольку Мария Михайловна Киселева знала Святителя Иннокентия лично, глубоко его почитала, она решила направить часть своих денежных средств не на постройку часовни, а небольшой церкви. И 19 декабря 1882 г. в Пензе был освящен придельный храм, выстроенный с южной стороны Кафедрального собора. Это был храм Святых мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых отмечается церковью 10 октября, в день смерти Первосвященного Иннокентия.

 

Глава третья. Двойник Вифлеемского храма

Мы уже сообщали в первом материале «Подвижница благочестия» о том, что в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, над могилой покойного мужа М. М. Киселева выстроила большой и богатый двухэтажный теплый Троицкий храм. Но его содержание и убранство заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный – во имя Рождества Христова – и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя Свлаговерного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т. к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены.

О среднем престоле – в память Рождества Христова – следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Палестинскому храму, устроенному в вертепе Рождества Христова.

Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя.

Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом... Все было так, как и в Палестинском Вифлеемском храме. В Киселевском храме, как его тогда называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно выделялась икона Рождества Христа Спасителя. Она написана в Вифлееме и освящена на престоле Вифлеемского храма. Ее прислал М.М.Киселевой митропопит Петрский (в Аравии) Мелетий.

 

Глава четвертая. «Старый Спаситель»

А теперь поговорим о храме, который известен старожилам Пензы как «Старый Спаситель». Он стоит в районе завода безалкогольных напитков, в т. н. Черкасской слободе, на месте бывшего Черкасского острога. В недавнем прошлом он был... тюрьмой. История его создания и воссоздания удивительна. Храм стоял на этом месте еще тогда, когда и Пензы как города не было. В нем находилась древнейшая икона Спасителя, почитаемая жителями чудотворною. По преданию, она была прислана этому храму царем Иоанном Грозным после его похода на Казань.

К 1874 г. храм был полуразрушен и закрыт, его трапезная и колокольня разобраны и отданы во вновь строящуюся Богоявленскую церковь (в народе ее называли «Новый Спаситель), а сейчас там Дворец культуры имзержинского). Но Мария Михайловна взялась за воссоздание древнего храма как памятника старины. Он был заново перестроен, причем в гораздо больших против прежнего размеров. Храм украшала по фасаду новая красивая колокольня, а жемчужиной его, несомненно, являлся хороший список с иконы Спасителя, украшенный драгоценной ризой (Мария Михайловна позаботилась, чтобы список был сделан, и икона стала постоянной и неотъемлемой собственностью возобновленного храма).

Новая власть в начале XX века, сметая и круша церкви, монастыри и соборы, превратила «Старого Спасителя», как мы уже говорили, в тюрьму. И только недавно Пензенская епархия получила, наконец, возможность реставрировать этот древнейший храм (каким он был о начале века, вы можете видеть на этой фотографии). Реставрация еще не закончена, но в церкви уже идет служба, и каждый православный пензенец может побывать в этом святом месте.

 

Глава пятая. Благодарность митрополита Нифонта

Известно, что Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости М.М.Киселевой. «Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать, быть полезной, сколько будет мне возможно», – писала она обер-прокурору Свинода К.П.Победоносцеву. О семейном архиве Киселевой хранилось немало благодарственных писем и документов от Иерусалимского патриарха на греческом языке. Один из таких документов – письмо митрополита Нифонта, присланное в Пензу на имя племянницы Киселевой А.С.Радищевой. Но прежде чем его процитировать, расскажем немного о причинах, побудивших митрополита выразить М.М.Киселевой благодарность.

Уже на склоне своих жизненных лет Киселева за дорогую цену купила небольшой участок земли в Назарете. Это было именно то место, где, по преданию, иудеи хотели, было свергнуть Спасителя со скалы. И в память о неудавшемся свержении Спасителя и был на средства М.М.Киселевой на этом участке выстроен благолепный храм. Большую помощь ей в этом оказал сам Назаретский митрополит Нифонт, который выхлопотал фирман (указ) у султана на постройку и взял на себя все труды по возведению храма.

Построен он на одной из вершин окружающих гор, принадлежащей грекам. Храм имеет необычную архитектуру: без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колоннах. Иконостас в храме был богатейший, полностью вызолоченный. 15 мая 1880 года храм был освящен. Об этом и пишет митрополит Нифонт А.С.Радищевой в Пензу: «Вчера Господь помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, какое это было общее утешение и как наши православные дивились и восхваляли усердии вашей тети. Много их было на освящении, и они говорили, что это лучшая церковь, много благолепнее даже Фаворской... Поздравьте от моего имени храмоздательницу и поблагодарите ее за прекрасную утварь и ризницу... Не забывайте Назарет, когда-то дождусь вас сюда, чтобы полюбовались всем, что приобрел на щедроты вашей тети».

 

Глава шестая. Быть ли пензенской святой?

Первая публикация о подвигах на ниве благотворительности пензенской помещицы М.М.Киселевой не осталась без внимания наших читателей. Были звонки, письма, вопросы. Среди них и такой – правда ли, что Марию Михайловну Киселеву хотят канонизировать, причислить к лику Святых? «...Даже когда православный покупает в церкви крестик и дарит его крещающемуся, он искупает сорок своих грехов. Что же тогда говорить о человеке, пожертвовавшем многие тысячи и тысячи на возведение храмов? Он уже святой...» (Из письма К.Лесневской, Пенза). «Правда ли, что в Пензе создается сестричество имени Киселевой, и как можно в него вступить?» (Из телефонного разговора). «Спасибо за откровение, потрясшее нас до глубины души и вызвавшее чувство гордости за нашу великую землячку». (Т. М. Соколова, Пенза).

Мы не могли оставить без внимания вопросы читателей и обратились с ними в Пензенскую епархию. Что касается сестричества, то усилия по его созданию действительно предпринимаются инициативной группой, но до реализации замысла еще далеко А вот предпопожения о том, что М.М.Киселева может быть причислена к лику Святых, в епархии не подтвердили, но и не опровергли. Нам было сказано, что это дело церкви. А светское дело журналистов – просвещть людей, рассказывать им правду о жизненном пути Марии Михайловны Киселевой, о ее подвижничестве в деле благотворительности и строительства храмов.

Что мы и делаем. С помощью людей, извлекающих из архивных документов по крупицам вечные свидетельства подвигов наших земляков – таких, как Мария Михайловна Киселева

 

Татьяна ЛОГИНОВА

«Комсомольская правда – Пенза-Саранск», №8(331), 25.02.2000.

 

   В 2003г. вышла из печати книга А.Ф.Головиной о М.М. Киселевой. А в октябре 2002 г. трудами священника Владимира Клюева и членов сестричества им. Киселевой были обретены честные останки четы Киселевых: захоронены супруги были в Спасо-Преображенском монастыре, в его Троицком храме. На раскопки требовалось разрешение, поскольку место, где когда-то стоял красавец-храм, сейчас – военный охраняемый объект, склад МЧС. Министр МЧС РФ по Пензенской области А.М.Кададов разрешил провести раскопки. Останки обрели в склепе, отдали на экспертизу, которая подтвердила, что они принадлежат только двум людям – мужчине и женщине.

   В день получения акта медэкспертизы, 9 октября 2002г., произошло чудо.

 

БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАМЕНИЕ В ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЬНИЦЕ

 

– ЭТО знамение, – говорит главный врач инфекционной больницы Олег Зейгер. – Только что стало известно, что Пензенская епархия готовит материалы в Московский патриархат для канонизации Марии Киселевой – и вот... Сколько раз здесь проводился ремонт – ничего, а теперь – фреска. Штукатуры обнаружили ее случайно при размывке стен.

 

Находка

На фреске изображено "Воскресение Христово". Искусствовед Мария Хрюкина дала официальное заключение:

"... Фреска оставлена на стадии "подмалевка". Имеет ценность не только как памятник живописи конца XIX века, но и как материал, дающий возможность своей незавершенностью проследить процесс написания храмовой росписи щелочестойкими пигментами".

Рядом с Иисусом запечатлен ангел со скрещенными руками, а на втором плане – символическое изображение гроба в виде архитектоники пензенских наличников деревянного зодчества. Также присутствует особый знак - шестилистный цветок. Все это и указывает на то, что перед нами каноническая иконография "Воскресение Христово".

Эксперт Мария Хрюкина не исключает возможности, что толстый слой краски, нанесенный на стены в советскую бытность, скрывает еще и жен-мироносиц. По крайней мере, просматривающаяся вверху стены филенка с растительным орнаментом и "окна" указывают на то, что должно быть продолжение сюжетного изображения.

 

Совпадения?

Конечно, мы в них не верим – в совпадения. Но... их три. Все произошли почти в одно и то же время, с разрывом в неделю.

В начале октября поиски останков известной благотворительницы XIX века Киселевой совпали с неожиданной находкой фрески в городской инфекционной больнице. А 15 октября исполнился 121 год со дня открытия Марией Михайловной богадельни, построенной ею на собственные средства. В этом здании позднее и разместилась инфекционная больница, долгое время называвшаяся КИМ.

В части здания, где была найдена фреска, располагалась церковь Святого Великомученика Пантелеимона и Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Храм начал действовать спустя год после открытия богадельни.

 

Останки

В первых числах октября на улице Индустриальной провели раскопки. Искали останки Марии Киселевой, которую, по некоторым данным, захоронили рядом с мужем. Ее супруг был похоронен почти сорока годами ранее на кладбище возле Спасо-Преображенского монастыря. Киселева же на свои деньги возвела на его могиле еще один храм – Троицкий. Встречалось и другое его название – Вифлеемо-Воскресенский. Раскопки дали результат. Были найдены фрагменты скелетов. Пензенские судмедэксперты установили, что они принадлежат мужчине, и женщине. Священники полагают, что это останки Киселевых.

 

Историческая справка

Марии Киселевой (1798 - 1887) присвоено звание Почетной гражданки города Пензы. Она входила в состав Пензенского совета попечительства о бедных и опекала Петропавловский округ.

Благотворительная деятельность Марии Михайловны отмечена российским орденом Святой Екатерины и греческим орденом Спасителя. За большие пожертвования в период сербско-турецкой войны она награждена сербским орденом Такова. Также Мария Киселева имела Знак Красного Креста и являлась действительным членом Императорского Палестинского общества.

 

Кто автор?

В 1998 году аналогичные фрески открылись в Архиерейском доме. Искусствовед Мария Хрюкина доказала, что они принадлежат руке Ивана Макарова. В 80-х годах XIX века Иван Кузьмич приезжал из Петербургской академии в Пензу расписывать Архиерейский дом.

По времени он вполне мог быть автором фрески в церкви Киселевской богадельни.

Чтобы выяснить, есть ли доля правды в этой догадке, необходимо изучить рисунок фигуры Иисуса Христа. Однако над ним основательно поглумились безбожники – выковыряли глаза и тщательно замазали масляной краской. Убрать этой слой может только опытный реставратор.

 

Вопросы

Неизвестно, почему автор не закончил фреску. Реставрация, возможно, приоткрыла бы и эту тайну. Однако такие работы стоят денег, и немалых.

Впрочем, может быть, это тот случай, когда цель оправдывает средства? Хотя бы потому, что к находке нескончаемым потоком потянулись люди. Некоторые, невзирая на высокие ремонтные леса, взбираются под потолок, чтобы приложиться к изображению.

Маляры же, обнаружившие лик, боятся ненароком сболтнуть по привычке лихое слово и наперебой говорят, что ни за что не будут продолжать в этом месте ремонт: закрасить святую роспись – тяжкий грех.

Нонна КЛЕОТТ

«Аргументы и факты в Пензе» №42, 2002

 

   Что было предпринято с настенной росписью, нам неизвестно. Как неизвестно и то, где и когда предполагается произвести перезахоронение останков четы Киселевых – они до сих пор находятся в Епархиальном Управлении…

 

ПОДБОРКУ МАТЕРИАЛОВ И ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА Татьяна ЛОГИНОВА, редактор епархиальной газеты «Пензенский православный собеседник», член Союза журналистов РФ, бывший сотрудник газеты «Комсомольская правда» в Пензе.

 

 

 

единый справочник телефонов города ногинска справочник телефонов г чебоксары справочник найти адреса по телефону в санкт-петербурге домашний справочник мобильных телефонов донецка ссылка выкса справочник телефонов телефонная база билайн по спб он лайн справочник телефонов узнать местонахождение через мтс справочник телефонов г липецка справочник адресов брянска справочник телефонов города лиски искать адрес справочник телефонов верхней пышмы программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана краткий автомобильный телефонная база найти номер телефона в германии здесь краснодар найти найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по адресу и фамилии домашний телефон тут зеленоградская телефонная справочник адресов квартиры справочник телефонов варненский район найти телефон по адресу саратов здесь харьков номера телефонов по адресу на сайте база все номера абонентов мтс база данных найти номер телефона по адресу томск рязань телефон по адресу номер телефона телефонная база мтс-москва найти номер телефона украина отклонение пути sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг