Болящему и служащему ему –
одна награда на двоих
В воскресенье, 29 апреля, в храмах читается в Евангелии об исцелении Господом нашим Иисусом Христом человека, пролежавшего в параличе тридцать восемь лет. Чему учит нас это чудо Божие?
В древнем Иерусалиме, вблизи так называемых овечьих ворот(по всей видимости, через них прогонялись к храму жертвенные животные – тельцы и овцы), была купальня, называвшаяся по-еврейски Вифезда – дом милосердия. Называлась она так потому, что раз в год Ангел Господень сходил в купальню и возмущал в ней воду. И тот, кто первым входил в нее в этот момент, тотчас же получал исцеление от всех болезней. Посетил дом милосердия и Иисус Христос. В числе прочих недужных здесь лежал один больной, страдающий расслаблением тела. Каждый раз, когда происходило возмущение воды, какой-нибудь другой больной успевал первым войти в воду (или его в воду опускали родственники), а расслабленный по-режнему оставался мыкать горе. Не год, не два, а тридцать восемь лет несчастный человек ждал исцеления! Какой поучительный для нас пример терпеливого перенесения страданий и упования на помощь Божию! И долготерпение это великое было вознаграждено – Иисус Христос исцелил немощного. «Встань, – сказал Небесный Врач больному, – возьми постель свою и ходи».
Получив от Спасителя чудесное выздоровление, исцеленный человек сейчас же отправился в храм возблагодарить Бога (еще один поучительный пример для нас, живущих в третьем тысячелетии от Рождества Христова) и здесь опять встретился со своим Спасителем, Который при этом сказал ему: «Вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов видно, что человек этот ранее получил свою болезнь и после страдал от нее за какие-то грехи свои. Отсюда и указание нам, что и наши грехи являются причиною наших телесных и душевных болезней (для вразумления людей Господь нередко попускает болезнь и их детям – но это отдельная тема).
Тридцать восемь лет
прожил несчастный человек в муках, и никто не оказал ему
помощи. Какое
жестокосердие! Его оставили даже родственники, но не оставил, не забыл Господь: Он Сам пришел к нему на помощь. Но посмотрите вокруг: как же часто и мы становимся свидетелями подобного бессердечия к несчастным. Выражаем ли мы в чем сострадание к ближним нашим в горе и беде? Хотя бы приветливым и ласковым словом?
Пока
человек здоров, крепок, счастлив и удачлив, его и уважают и почитают, тогда у него много друзей. А попади он в беду – от него не только знакомые, но часто и родственники отворачиваются. Подобная участь (болезнь, разорение, опала и т д.) может постигнуть каждого. «Нынче жребий выпал Трое, завтра выпадает другим», – писал поэт. Бог милосерден и сострадателен и не требует от нас за Свои благодеяния ничего, кроме милосердия и сострадательности к ближним нашим. Именно этими качествами прославились у Господа многие святые.
Однажды преподобный Савва Освященный, собирая в пустыне коренья, которыми питался, увидел четырех разбойников, изнемогавших от голода. Божий человек высыпал перед ними собранные коренья и накормил ими разбойников. С тех пор эти заблудшие люди стали приносить ему хлеб и плоды. Растроганный благодарностью, святой Савва со слезами говорил себе: «О, горе
душе
моей!
Эти
люди
всего лишь
за
одно
благодеяние им так щедро платят мне». Мы же, получая ежедневно от Бога столько благодеяний, ничем не благодарим Его, не исполняем Его заповеди, проводя дни в лености и нерадении о своей душе.
Примером милосердия и сострадания к несчастным был святой Иоанн, патриарх Александрийский. Трясущемуся от стужи нищему он мог отдать свою одежду. За свое добротолюбие патриарх обрел у Господа особую благодать. Когда он окончил свои земные дни, его тело хотели положить между телами двух ранее почивших епископов. Но тревожить покойников не пришлось – их тела сами отодвинулись друг от друга, освободив место святому Иоанну.
Святой Павлин, епископ Ноландский, чтобы выкупить своих соотечественников из плена варваров, раздал свое имение и остался практически без
ничего. Впоследствии и себя
самого он продал
в рабство царю вандалов, чтобы этим возвратить из плена единственного сына одной бедной вдовы. После милосердием Божиим
он,
получив свободу, выпросил освобождение из рабства всем пленникам своего города.
Часто
продавал свою одежду
преподобный Серафим Саровский
– вырученные деньги он отдавал на нужды приходивших к нему людей. Когда знакомый поинтересовался, куда он девает одежду, преподобный ответил, указав на Евангелие: «Вот это меня обобрало».
Преподобный Мартирий, увидев при дороге покрытого струпами и неспособного ходить человека, взял его на свои плечи и понес. При этом почему-то не почувствовал никакой тяжести. А вскоре эта драгоценная ноша стала вообще невидимой – то был Ангел Господень!
Преподобный Пимен Многоболезненный, святой Киево-Печерской лавры, будучи сам тяжело больным, силою Божиею одному больному монаху даровал исцеление. Но при этом дал такую заповедь: «Господь снимает с тебя болезнь твою, – сказал он. – Теперь же, выздоровев, исполни твой обет и служи мне и мне подобным, то есть больным. На тех же, кто нерадит об этой службе, Господь наведет лютую болезнь, чтобы могли спастись принявшие такое наказание». И больной инок тотчас встал и стал служить преподобному. Но, к сожалению, этот монах недолго оставался верен своему обещанию. Он возгнушался смрада, исходившего от страдавшего множеством недугов святого Пимена, перестал ухаживать за ним, оставив без пищи и воды. За этот грех он вновь тяжело заболел и даже был близок к смерти. Узнав об этом, Пимен Многоболезненный сказал о нерадивом иноке: «Что человек посеет, то и пожнет: так как он оставил меня мучиться голодом и жаждою, солгал Богу и презрел мою худость, то и с ним сделалось то же. Но мы научены – не воздавать злом за зло. Итак, пойдите и скажите ему: зовет тебя Пимен, встань и приди сюда». Когда больному передали слова преподобного, тот сразу встал здоровым и поспешил к своему благодетелю. Святой Пимен, обличив монаха, напутствовал его: «Маловерный! Вот, ты здоров. Теперь не согрешай. Разве ты не знаешь, что одинаковую награду получают и больной, и служащий ему?»
Господь даровал нам жизнь, чтобы трудиться, зарабатывать на хлеб в поте лица. И жизнь у многих из нас настолько невероятно трудна, что невольно думаешь: ну, твои-то скорбишки просто пустяки по сравнению со скорбями других людей. А ведь они терпят, не ропщут на судьбу. И вот прожить так жизнь, остаться верным Богу, приобрести смирение, то есть без ропота пронеся свой жизненный крест, – только так и можно спастись, заслужить венцы небесные. Другого пути у нас, расслабленных грехами, нет.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№18(387)2007