В чем значение праздника?
Пасха – это доказательство самого великого
догмата, в который мы веруем, – догмата воскресения из мертвых. И
весь праздник по своему содержанию и переживаниям для нас, христиан, – именно сопереживание этого догмата. Об этом, о значении христианских праздников вообще рассказывает известный православный проповедник, публицист иеромонах Сергий (Рыбко). Материал
подготовлен на основе его ответов на
вопросы радиослушателей на радио «Радонеж».
Ветхозаветные люди жили хотя и праведно, но Спасителя
не было. Чем же
они жили? Верой в грядущего Мессию, зная, что
Господь родится, придет и совершит их
искупление. Поскольку же Спаситель еще
не родился, их ждал ад. Но вот
Господь родился, пострадал, воскрес, сошел во ад и вывел людей оттуда. Совершилось спасение ветхозаветных праведников. Мы же рождаемся в этот мир в радости, что спасение совершено. Нам только остается усвоить себе крестный подвиг Спасителя путем делания евангельских заповедей. Ведь душа, сотворенная Богом, создана для единого Бога, для жизни в Боге и служения Ему для того, чтобы она питалась Словом Божиим, истиной, молитвой, Таинствами, благодатью Божией. И благодаря Христу мы получили такую возможность.
– Наверное, в ветхозаветных
пророчествах о грядущем Спасителе-Мессии
не могло быть все сказано буквально?
– Бог должен явиться среди людей – вот в чем был
смысл этого пророчества. Одно дело – Бог на небе, где-то далеко, а
другое дело – Бог, принявший человеческую плоть, живущий среди людей, вкушающий вместе с ними
пищу, называющий их Своими друзьями. Но мы должны сохранять верность Христу, соблюдать заповеди Божии, т. е. то
учение, которое Он оставил нам в
святом Евангелии. Тогда исполнятся все
Божии обетования, и Господь будет нас ждать там, в
вечной жизни.
– Но ведь пребывание с Господом ничем
нельзя заменить?
– Когда Господь наш Иисус Христос вознесся на небеса, в день Святой
Пятидесятницы на апостолов излилась
благодать во всей полноте. Это был день основания Церкви с ее благодатными
Таинствами. Поэтому Господь, хотя и невидимо для нас, всегда остается с нами. В Святом Духе у нас сохранилось единение с Ним, и особенно, когда мы причащаемся Святых
Христовых Тайн (таинство Евхаристии).
– А почему именно на Пасху ощущается
какая-то ни с чем не сравнимая
радость?
– Потому что Пасха – единственный день в году и
Светлая седмица – единственная в году. Как говорит
апостол Павел, если Христос не воскрес, то и
проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша
(1 Кор. 15, 14). Иными словами, в таком
случае мы были бы несчастнее всех людей, ибо все труды,
скорби, добровольные лишения (например посты), которые мы несем
как христиане, оправданы только потому, что есть Воскресение Христово, а значит, и наше воскресение в жизнь вечную, когда мы получим воздаяние за все, совершенное на земле. Господь даровал
нам светлый праздник Пасхи как величайшее свидетельство воскресения и вечной жизни, спасения наших душ. Это
лучшая апологетика, лучшее
свидетельство о Христе, о Боге.
Поэтому мы и ощущаем особую радость в этот день.
– А почему нельзя, чтобы такая радость была
все время?
– Мы этого недостойны. Святые люди, по мере своего
духовного роста, приближаясь к Богу,
начинали постоянно испытывать эту пасхальную радость. Поэтому преподобный Серафим Саровский в любое время года всех встречал приветствием: «Радость моя! Христос воскресе!» Он в этой Пасхе жил, как уже
воскресший. Но он был великий праведник, а мы грешные. В общем, я думаю, если Пасха будет постоянно, она для нас превратится в будничный день, и мы не будем ее замечать. Таково свойство нашей падшей натуры: мы еще не
готовы к этой пасхальной радости. А из этого, кстати, можно видеть, что
царства небесного мы пока недостойны, поскольку по нашей греховности Пасха в наших сердцах, к сожалению, еще не наступила, а приходит только в самый день праздника или когда мы приступаем к Святой Чаше.
– На Пасху и вообще в большие
праздники, по свидетельству святых
отцов, на мир изливается особая Божия благодать. Действует
ли она на неверующих и
на маловерующих и каким
образом?
– Прежде всего нужно проявить
волю к принятию благодати. Господь пришел
спасти грешников (1 Тим. 1, 15) – прежде всего
грешников, но они должны сами хотеть спастись. Я
не верю, что есть неверующие люди. Есть те, кто не
хочет верить, но на самом деле невозможно не заметить
Бога. Может быть, человек живет, как страус, пряча голову
в песок. Так и многие не хотят слушать своей совести и прячут
голову и сердце в песок этой жизни. Потому
что заповеди Божии, вера в Бога обязывают
ко многому, и прежде всего к
борьбе со своими похотями и страстями. А люди этого
не хотят, ибо они привыкли жить по своим похотям
и страстям, им это нравится. Когда им говорят:
«Остановись, безумец, это погубит тебя, заболеешь,
и в земной жизни будешь терпеть скорби и недуги, и потом будешь иметь
вечную муку», – он будто не слышит и,
как заколдованный, как кролик под взглядом
удава, идет вслед за своими страстями
на погибель.
Тем не менее в праздники Божия благодать изливается
на весь мир. Иногда об этом свидетельствует даже тихая,
солнечная погода, касаясь сердец ожесточенных
людей, чтобы они, увидев радость в христианах, о том,
что кроме погони за удовольствиями и земных занятий есть еще другая жизнь. Известен такой случай из жития преподобного Макария Великого: когда он шел по пустыне, случайно нашел
череп языческого жреца и стал у него
спрашивать, что чувствуют язычники, находясь в аду. И услышал в ответ: «Когда вы, христиане, молитесь за своих усопших, то и нам, язычникам, в аду бывает отрада». Божия благодать такова, что касается всех людей, все чувствуют эту радость.
Но главное – мы должны терпеливо исполнять заповеди,
а придет радость или нет – зависит от Бога. Если
человек правильно живет, рано или поздно духовная
радость обязательно посетит его, но когда это будет и какой
она будет, этого мы не знаем, это только Господь решает Сам.
На фото: Апостол Фома
удостоверяется, что Христос воистину
воскрес!
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№16(383)2007