«Я потрясу небо и землю, море и сушу»
Чудесные знамения, сопровождавшие момент смерти Иисуса Христа на
кресте, поясняет в своей книге «Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви» известный
церковный писатель, магистр богословия, протоиерей Григорий Дьяченко.
Еще через пророка Аггея
в Ветхом Завете возвещено было, что во время смерти Мессии совершатся чрезвычайные и поразительные чудеса, так что и небо,
и земля сотрясутся.
«Еще раз, – говорит Господь, – и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг.
2,6). И это пророчество исполнилось буквально. Тотчас после того, как Спаситель испустил дух, невидимая рука, – говорит евангелист, – с великим шумом разрывает завесу иудейского храма, густой мрак рассеивается,
и солнце ярче прежнего освещает землю. Тогда
земля потрясается, скалы распадаются, гробы
раскрываются, мертвые воскресают.
Заметим, что выражение «и се» евангелист поставил сразу после слов «испусти дух» для того, чтобы показать нам, что все эти чудеса произошли в ту самую минуту, когда Спаситель умер.
Что они относились именно к Его смерти, были Его действием, следствием и свидетельством, – что это не были явления обыкновенные, а чудесные, совершенные всемогуществом Божиим для славы
Умершего. Дабы заставить познать в
Иисусе Назарянине, умершем на орудии позорнейшей казни, истинного Сына Божия,
Владыку вселенной, Мессию,
Спасителя мира. И действительно,
чудеса столь великие, происшедшие в
одно время, были не что иное, как свидетельство
того, что небо и земля познали в распятом Иисусе Христе своего
Господа и Владыку. Эти перевороты во всей
видимой природе были как бы жалобой, всеобщим стоном той скорби, какую почувствовали
все твари, видя Творца своего, умирающего на позорном орудии.
Как ясно видны в
чудесах этих величие и всемогущество Божие! Если при
своей земной жизни Спаситель не считал приличным отвечать
иудеям на ругательства, поношения, какими
они осыпали Его, то после смерти Он
отвечает им самым подобающим образом: как Бог. Отвечает возмущением всей природы!
«Чудеса сопровождавшие смерть Спасителя, – говорит святитель Лев Великий, – не что иное, как ответ, который поручено было небу и
земле дать на безумные и низкие
поношения иудеев, – ответ – великий,
поразительный, могущий заградить им
уста, смирить и постыдить их, ибо ответ этот ясно доказывал, что Иисус Христос есть воистину сын Божий, и показывал, как велико беззаконие их, убийц
истинного Мессии.
Завеса в иудейском храме ни для кого не открывалась, кроме как для первосвященника, и то один раз в году. Теперь же, отнимая эту завесу, Всевышний
открывает пред всеми то, на что
доселе запрещено было смотреть людям, снимая с нас проклятие первородного греха и отверзая
самое небо для принятия всех
верующих.
Другие чудесные знамения не менее таинственны и не менее знаменательны. Затмение солнца и густой мрак, покрывший всю землю
от той самой минуты, когда Спаситель
был распят, означает глубокое
ослепление, в какое впали народы по
отношению к Богу. Солнце,
блистательнее прежнего осветившее
Спасителя в час смерти Его, выражало,
что высший духовный свет познания Бога
истинного появится в мир со времени этой смерти. Что крест, покрытый доныне мраком
позора, воссияет отныне новым
светом среди народов и что
Спаситель – истинное Солнце правды –
будет признан, почитаем, любим и
благословляем во всем мире. Землетрясение, происшедшие в самую минуту смерти
Спасителя, возвещало то, что в наказание за
отвержение Божественного Мессии
Иерусалим будет разрушен так, что, по предсказанию Самого Спасителя, не останется от этого богоубийственного
города камня на камне (что и произошло
в 70 году. – Прим, ред.)
Наконец, когда отверзлись гробы
и воскресли мертвые в минуту смерти
Спасителя, это было также знамением
того воскресения, участниками которого
сделаются все люди силою бесконечной
заслуги смерти Спасителя. И
действительно, говорит блаженный Иероним, не все ли чудеса эти в мире физическом повторились еще с большею силою в мире духовном. У стольких народов языческих, которые обратились к
истинной вере и, отвергнув прежние
заблуждения и пороки, познав Бога истинного и служа Ему, соделались избранными сосудами жизни, быв прежде
гробами, наполненными костей мертвых
и всякой нечистоты.
Сотник Лонгин,
стоявший при кресте и видевший чудеса,
был озарен небесным светом и
воскликнул: «Воистину человек сей Сын бе Божий!»
Да сотрясутся и сердца наши, да расторгнутся завеса и
мрак чувственный, скрывающий от мысленного взора нашего предметы небесные. Да пробудится от глубокого сна наш внутренний человек, встанет спящий, по слову апостола Павла, «и освятит его Христос». (Ефес. 5, 14).
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№15(384)2007
С землею небо Он соединил
Она стояла молча у креста
И тихо плакала, роняя
слезы,
Родная Мать распятого Христа,
И слышала злой хохот и угрозы.
Насмешки, крики, гул
чужой толпы
Не отвратили взгляд Ее от
Сына.
Во взгляде, полном неземной любви,
Была святая, любящая сила.
А Он страдал, прибитый ко кресту,
Терзаемый жестокой болью,
Струился пот по бледному лицу
И
капал, смешиваясь с кровью.
Он все грехи людские
искупил,
Предав себя там на закланье,
И Матери Своей усыновил
Весь род людской, простив страданья.
Сгущались тучи, началась
гроза,
Ударил гром и молнии, как пламень,
Всевышнего
горючая слеза
На землю пала, прожигая камень.
Завеса в храме с треском порвалась,
И разлетелась на две половины,
Когда душа Христова вознеслась
К Престолу Божьему,
покинув тело Сына.
И, смертью смерть поправ, Он победил,
Жизнь даровав всему людскому роду.
С
землею небо Он соединил,
Возвысив человечества природу.
Александр
ФАРОФОНОВ,
Пенза