Пост
– великий учитель и помощник
С 19 февраля по 7 апреля – Великий пост, точка наивысшего напряжения физических и духовных сил.
Он установлен в память и в подражение сорокадневному посту Господа Иисуса Христа в пустыне – и установлен для того, чтобы в это время, как во время всенародного покаяния, христиане очистили тела и души свои и достойно встретили Пасху – Воскресение Христово.
Пост этот строгий: разрешается лишь растительная пища, а в
субботу и воскресенье церковный устав допускает употреблять еще
и растительное масло. Тем не менее, Великий пост не случайно называют временем наивысшего
напряжения не только телесных, но и душевных
сил. Ведь и обличаемые Иисусом фарисеи тоже постились, не видя своих грехов и считая себя благочестивейшими
из людей: «Мы не такие, как прочие человеки».
«Лицемеры, – говорит Господь, – принимают
на себя мрачные лица». О чем предупреждал в XIX веке и святитель Игнатий Брянчанинов: «Христианство постепенно удаляется от людей, остается одно лицемерство».
Конечно, пост – время покаяния, но не следует
отождествлять это светлое, перерождающее душу состояние с
унынием, которое противно Богу. Мрачность – свидетельство безблагодатной
жизни, однако многие считают ее признаком скорби о грехах своих.
В уже упомянутом XIX веке лицемеры-родители, которые лишь
внешне выглядели верующими людьми, воспитали
детей-атеистов, и они, ослепленные, одержимые богоборчеством, потащили
Россию на Голгофу.
Мы постоянно забываем, что Господь прежде всего смотрит на наше внутреннее
состояние, учит, что надо простить недоброжелателей, никого не осуждать,
со всеми примириться. В противном случае пост будет неугодным
Господу.
Какой же пост неблагоприятный Господу?
Тот, когда ты не вкушаешь и обыкновенной, а может быть, и
никакой пищи, а своим гневом и строптивостью
изъедаешь душу и тело подручных твоих, слуг или домашних.
Тот пост, когда ты в храме падаешь на колени и просишь себе
отпущения грехов,
говоришь, чтобы они прощены были так же, как
ты прощаешь все прегрешения против
тебя, а выйдя из храма, пойдешь в суд, чтобы преследовать бедного должника твоего, взыскать с него до последней лепты, посадить его в противном случае в темницу, разорить весь дом и его семейство...
Тот пост неблагоприятен Господу, когда ты боишься поднести к
устам твоим чашу горячей воды, а не боишься, что
из этих уст продолжают по-прежнему выходить, как пар из
пищи, слова праздные
и гнилые, насмешки горькие и
уязвляющие, намеки полные соблазна и заразы
душевной.
Все таковые и им подобные постники да не дерзают
надеяться милости от Господа; пост их не только не благоугоден,
но, по выражению пророка, есть мерзость пред лицем Божиим.
Лучше бы ты вкушал что угодно, но в то же время питал тех,
кои и не в пост едва не умирают от голода. Лучше бы ты продолжал украшаться своими одеждами
по-прежнему, но в ту же пору излишним,
праздно висящим и снедаемым от моли одеянием твоим прикрыл наготу нищих братии, кои стонут от холода; даже лучше, когда бы ты не прерывал
обычных твоих забав и увеселений, но,
прохлаждаясь сам, доставлял бы утешение и отраду тем, кои давно забыли, есть ли какая радость на земле.
Истинный пост есть отчуждение, воздержание языка, ярости
отложение, похотей отлучение...
Итак, хочешь ли поститься воистину? Воздержи первее
всего язык твой от всякого слова праздного, тем паче гнилого
и неподобного. В противном случае язык твой, как дикий и свирепый
конь, будет влачить тебя вместе с постом твоим по дебрям лжи, злобы и лукавства.
Хочешь ли поститься воистину? Оставь вместе с пищею всякую
ненависть, досаду, ропот и пререкание; сделайся
во всем и ко всем тихим, кротким, смиренным, благоснисходительным и любовным. Этого
требует во время поста уже само прилежное поведение.
Хочешь поститься воистину? Удаляй от себя вместе со скоромной
пищей и все прочие прихоти плотские... Излишество
в пище наносит вред не только тебе одному, а прочие виды плотоугодия и
сладострастия вредят кроме тебя и многим другим.
Хочешь ли поститься воистину? Подумай и реши, чем можешь
служить во имя Господа ближним своим, и немедленно приступи к
делу благотворения: одень нагого, прими сироту, помоги
болящему, посети заключенного.
Это-то воздержание от страстей и пороков по учению Церкви
составляет пост истинный и благоприятный Господу.
Этот духовный пост впоследствии должен стать беспрерывным и окончиться
только с нашей земной жизнью.
По проповедям святителя Иннокентия Херсонского подготовил
В. НИКОЛАЕВ.
Репродукция с картины Крамского «Христос в пустыне»
Б№9(378)2007