(Продолжение).
В прошлом номере газеты говорилось о Православии как национальной идее России. Это вовсе не означает, что
Православная Церковь должна стать государственной. Суть
национальной идеи заключается в том, чтобы общество использовало для своего развития базовые принципы Православия.
Прежде всего, это сбережение нации, укрепление традиционных семейных ценностей, воспитание детей в духовной чистоте. Не свобода бесстыдства, культа денег, свобода обирать и грабить слабых и беззащитных, что характеризует сегодня западный мир, а утверждение христианской морали и нравственности в общественном
сознании (вера же и воздержание – это дело сугубо личное) должно стать отличительной чертой России XXI века. Православие – это особая национальная идея. Она требует нравственного оправдания существования своей нации в мире, потому что содержит в себе более высокие цели и ценности, чем просто биологическое существование народа. Россия же неразрывно связана с Православием – в этом ее богоизбранность. Об этом размышляет доктор филологических наук, доктор богословия, профессор Московской духовной академии Михаил ДУНАЕВ.
В мировой истории мы видим много избранных. Это пророки, цари, герои, святые
подвижники. Избраны были и святые апостолы. Но избранными могут стать не только отдельные люди, но и народы.
Первым из таких стал еврейский народ, который исповедовал
монотеистическую (в Единого Бога) иудейскую веру. В раздробленном грехопадением мире, когда не только человек отпал от Бога, но и весь мир вследствие этого распался, разъединился, необходимо было, чтобы хоть где-то, пусть в малой части гибнущего человечества сохранялась идея Единого Бога. Без этого спасение не могло быть совершено. И только иудеи несли в себе эту необходимую идею, они были призваны хранить ее до срока.
Заметим попутно, что иудей есть понятие религиозное, еврей – этническое. В ветхозаветные времена они полностью совпадали, поскольку иудейская вера была верой моноэтнической, а неверующих евреев просто не существовало.
И поскольку лишь в иудейской среде мог явиться в мир Сын Божий, Спаситель, именно в истории еврейского народа выразился сакральный смысл всего исторического процесса. В этой истории проявились все проблемы следования избранными Промыслу, равно как и противодействие ему во многих событиях.
Избранность еврейского народа закончилась Рождеством Христовым, ибо предназначенное – приход Мессии – было совершено. По сути, именно на это указал апостол Павел в своих словах: во Христе нет ни эллина, ни иудея. Сами же термины «эллин», «иудей» здесь имеют не этнический (указание на национальность), а религиозный смысл: эллины в данном случае – язычники. (Для евреев все усугубилось тем, что они отвергли, не признали Спасителя, поскольку свою избранность поняли превратно – как обетование власти над миром, что отягчило их историческую участь). Новый богоизбранный народ уже не имел замкнутой этнической характеристики, поскольку это был Новый Израиль, Церковь Христова, в которой все соединившиеся во Христе стали равны перед Богом. И теперь уже не просто идею Единого Бога, но полноту Христовой Истины должен нести и сохранять этот новый избранник, соработник Божий в деле спасения людей для жизни вечной.
С течением времени от полноты Христовой Истины отделилась часть церковного народа, возникли католицизм, а позднее протестантизм. Среди православных же русские образовали подавляющее
большинство, что позволило им осознать собственную сугубую
ответственность за судьбу Православия. Это и привело к идее избранности русского народа, нашедшей свое завершение в концепции Москвы – Третьего Рима. Не националистическое чванство, а ощущение трудновыносимой тяготы возложенной на Русь ответственности – вот что определяет эту концепцию. Она тем более тяжка, ответственность эта, что и не на кого переложить, ибо Четвертому
Риму не бывать. Как только русский народ отвергнет свою избранность – ответственность, будет взят Удерживающий, воцарится тайна беззакония и совершится то, что
предсказано. Ненадолго на земле установится власть антихриста, после чего наступит конец света и все мы – и уже почившие к тому времени, и живые – предстанем пред очами Божиими на Страшном суде (прим. ред.).
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№5(374)2007
Б№6(375)2007