Вода жизни
19 января - Крещение Господне. Богоявление.
Когда по многим странам и городам Римской империи разнеслась весть о том, что на реке Иордан появился необычайный человек, которому можно исповедовать свои грехи, сняв тяжесть с души, и у которого можно получить назидание о том, как жить, народ толпами пошел к этому человеку. Звали его Иоанн
Креститель.
Его еще называют Иоанном Предтечей, потому что, родившись за полгода до Рождества Христова, он предшествовал появлению Сына Божия в этом мире, был Его Предтечей.
Иоанн Креститель исповедовал, проповедовал и крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему. Крещение Иоанна еще не было тем христианским Таинством Крещения, которое освобождало от грехов, однако оно даровало людям духовное облегчение. К этому времени вочеловечившемуся Господу нашему Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. И Он также пришел из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Пришел как и все простые люди – не в
славе,
а в смирении. Однако Иоанн сразу увидел (единственный из собравшихся здесь людей), Кто к нему пришел, а потому изумленно сказал: «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил: «Оставь теперь», то есть не удерживай Меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. После Крещения, когда Иисус выходил из воды, над ним разверзлись небеса, и Иоанн увидел Святого Духа, Который в виде голубя спускался на Христа, а сверху раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Тогда Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий и Спаситель мира.
Крещение Господа нашего
Иисуса
Христа
празднуется нашей Православной Церковью как один из великих праздников, который еще называют Богоявлением. Ведь при Крещении Господнем, как уже говорилось, было явление Святой Троицы в трех
ипостасях. Глас Бога Отца, глаголющего с неба:
«Се есть Сын Мой возлюбленный...», Бога Сына (крестившегося Иисуса Христа) и Святого Духа,
почившего на главе Иисуса в виде голубя.
В
древней Церкви в
канун Богоявления крестили множество людей. Отсюда исходит и традиция Великого Водосвятия, совершаемого в храмах
в навечерие Крещенского сочельника. Причем в это время освящается не только вода, но и весь окружающий нас сотворенный Господом материальный мир (а вода лишь как самая чистая и прозрачная его стихия). «Святая Церковь Словом Божиим, – писал святитель Димитрий Херсонский, – молитвою и тайнодействиями освящает не только самого человека, но и все, чем пользуется человек в этом мире, чтобы преизбытком всеосвящающей благодати Духа Святого положить предел распространению нечистот греховных и предотвратить умножение гибельных следствий грехов человеческих. Отсюда объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью. Это значит – возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее силою молитв и Слова Божия благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование воде силы к освящению душ и телес
всех,
кто пользуется Святой водой. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых мы не видим в водах обыкновенных».
(Далее…)