Тайна
Вечности и тайна пустоты
Почему человек часто испытывает
скуку от жизни, и, несмотря на всевозможные увеселительные
мероприятия и море «веселящих» напитков,
нет радости в душе? Ответ на этот вопрос содержится
в книге известного православного деятеля, богослова
и проповедника протоиерея Александра
Шаргунова «Последнее
оружие». Отрывки из нее мы предлагаем читателям «Беседки» в
канун Нового года.
Накануне
гражданского Нового года мы совершаем благодарственный молебен, и это правильно. Есть некий смысл, своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время (вочеловечился, родился, воплотившись в человеческую плоть, – Рождество Христово. – Прим, ред.), когда Он освятил это время, и
все время освятилось Его присутствием. Если бы
наше общество жило согласно этой тайне, которую принес Христос, тогда
имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю – 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим
измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но, тем не менее, в этом обществе мы
живем. И разность дат напоминает нам
реальность того, где мы находимся.
В связи с этим хотелось бы остановиться на двух
моментах, очень важных для понимания
того, что делается нами сегодня. С некоторых пор направленность времени
изменилась, стала другою. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем,
когда человеческое общество стало жить
не так, как оно жило до этого. Вместо
того чтобы устремляться в вечность, что естественно
человеку по самой его природе, люди устремились в
загадочное, но земное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми,
которые ставит день завтрашний. В конце концов, это привело к революциям в Европе, к той сокрушительной революции, которая произошла в России.
И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и
настоящее, и небесное, и земное, теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ – не только политических и экономических, но и стирание
неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как
мы знаем, воцарением «человека беззакония» (антихриста. – Прим, ред.), утверждающего как-будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но – с полной утратой благодатной вечности.
Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по
гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» – богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех
веков наш церковный календарь должен оставаться неизменным. Неподвижным как
вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.
(Далее…)