Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 20.04.24
Русская боль Достоевского

Русская боль Достоевского

 

2006-й — год 500-летия рода Достоевских. 11 ноября исполняется 185 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), по сей день самого читаемого, самого цитируемого, самого психологичного из русских писателей.

 

Русскому сердцу Достоевский особенно близок. Ведь именно тема России, русскости была едва лине главной темой его творчества, а русская боль была его вечной болью. При этом писатель никогда не идеализировал свой народ, «воспевая русские сарафаны и хороводы», а подходил к нему весьма строго.

Для верующего человека художественное творчество, каким бы выдающимся оно ни было, не является абсолютной ценностью. Нелитературные герои и не созданные писателем образы идут после его смерти и частного суда на мытарствах в райские кущи или бездну ада, а он сам, его личность, его душа. Поэтому о личности писателя в большей степени говорят не только (и не столько) его книги, сколько его судьба и поступки.

Будущий писатель родился в 1821 году в Москве, в семье врача, в квартире при Мариинской больнице для бедных (называемой в народе Божедомкой). В роду Достоевских, известном еще с XVI века, были помещики и монахи, военные люди и епископы. Дед Федора Михайловича был священником в Подольской губернии. В жизни семьи Достоевских не было недостатка в скорбях, однако же и в суровых тяготах эти люди заботились не только о себе. Так, когда сгорело крепостное село Достоевских, отец писателя пожертвовал все свои деньги на помощь крестьянам-погорельцам. На таких примерах и рос Ф. М. Достоевский. Из переживаний детства вытекла первая его повесть «Бедные люди».

К слову сказать, до конца своих дней Федор Михайлович фактически содержал многочисленное семейство своего рано умершего старшего брата Михаила Михайловича, а также пасынка от первого брака Павла – гуляку, лодыря и лжеца, требовавшего от отчима только одного – денег. Но ни разу – ни от семейства брата, ни от Павла, воспринимавших помощь писателя как должное, – он не услышал слов благодарности.

С самой ранней юности главной книгой для писателя стало Евангелие. Даже когда по молодости лет в стремлении изменить мир к лучшему он оказался в числе заговорщиков (участие в кружке Петрашевского), все равно ни на миг не отшатнулся от своего главного идеала. Перед казнью, когда шли последние к ней приготовления, Достоевский, по воспоминаниям князя П. Ф.Львова, подошел к своему соучастнику-петрашевцу Спешневу и сказал: «Мы будем вместе с Христом!» Достоевский искренне верил, что, участвуя в тайном обществе с целью освобождения крестьян, он делает Христово дело.

Но казнь была заменена каторгой и ссылкой, ставшей для писателя годами великого духовного переворота: узнав, приняв и искренне полюбив русский народ, он узнал и принял почти тысячелетнюю веру своего народа – Православие. Каторга не только не подавила, не озлобила его, но и еще больше развила в нем главные христианские добродетели – сострадание, милосердие, любовь. В набросках к первому своему великому роману «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет: «Православное воззрение, в чем есть Православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты... Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Главная мысль романа «Преступление и наказание» проста и ясна. Это воплощение шестой заповеди Божией «Не убий». Но писатель не ставит крест на убийце Раскольникове. Как воскрес Христос, так может воскреснуть даже падшая душа человеческая – восстать из состояния своей греховности.

Немалую роль в жизни писателя сыграло и его пребывание в Западной Европе. Он отходит от западничества, отвергающего русскую народность и самобытность, его характеристики европейских революционеров убийственны. В своем письме племяннице С. А. Ивановой об участниках конгресса «Лига мира и свободы» в Женеве он сообщает: «Что эти господа, которых я первый раз видел не в книгах, а наяву, – социалисты и революционеры врали с трибуны перед 5000 слушателей, невыразимо... Комичность, слабость, бестолковщина, несогласие, противоречие себе – это вообразить нельзя! И эта-то дрянь волнует несчастный люд работников! Это грустно. Начали с того, что для достижения мира на земле нужно истребить христианскую веру. Большие государства уничтожить и поделить на маленькие; все капиталы прочь; чтоб все было общее по приказу и проч. Все это без малейшего доказательства, все это заучено еще 20 лет назад наизусть, да так и осталось. И главное – огонь и меч, а после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Роман «Бесы» окончательно привел Достоевского в лагерь «реакционеров». В либерально-демократической среде визг по поводу произведения поднялся неимоверный. Именно потому, что писатель своим романом срывал с заговорщиков-революционеров привлекательную маску благородных народных заступников и показывал подлинную личину этих разрушителей веры и нравственности, этих бесоподобных палачей человечества – за полвека до российской революции. Ошибся в изображении революционеров Ф. М.Достоевский только в одном – реальная революция оказалась еще страшнее и кровавее, а революционное беснование с такой силой охватило Россию, что отрезвление от кошмара растянулось на многие десятилетия.

Умер писатель-пророк христианской смертью. Вот как вспоминала об этом его супруга Анна Григорьевна:

– Когда доктор стал осматривать и выстукивать грудь больного, с ним повторилось кровотечение, и на этот раз столь сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда его привели в себя – первые его слова, обращенные ко мне, были: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедаться и причаститься!» Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Святых Тайн, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня... Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно...»

Похороны Достоевского вылились в удивительную демонстрацию христианского чувства. И это со стороны, казалось бы, неверующей молодежи. Тысячи людей, провожавших его, шли и пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» На панихиде по усопшему священник И. Петропавловский сказал:

– Кто такой Федор Михайлович? Нетитулованная, незнатная государственная особа, а просто человек и христианин. Христианин! В этом разгадка его духа... Кончина Достоевского была кончиной воистину «безболезненной, не постыдной, мирной» – такой кончиной, какую Церковь просит в своих молитвах ко Господу для всех своих верных чад.

 

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б№46(363)2006

единый справочник телефонов города ногинска здесь на сайте найти человека по фамилии через базу данных адреса домашний телефон по адресу казань справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов стерлитамак выкса справочник телефонов телефонная база билайн по спб здесь узнать местонахождение через мтс справочник телефонов г липецка справочник адресов брянска справочник телефонов города лиски искать справочник телефонов верхней пышмы программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик проверить здесь самара телефонная справочник телефонов по г астана краткий автомобильный справочник 1994 телефонная база данных уфа найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска краснодар найти человека по номеру сотового телефона найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по адресу и фамилии домашний телефон определение местонахождения по номеру мобильного телефона база данных мегафон 2011 прочитать смс чужие смс сейчас узнать городской номер телефона по адресу фамилии как на сайте адреса по фамилии в ташкенте по справочник телефонов в ельце электронный справочник на сайте телефон по дом адресу екатеринбург справочник домашних телефонов как найти человека по фамилии в e-mail поиск лицевой счёт абонента тут на sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг