Русская
боль Достоевского
2006-й
— год 500-летия рода Достоевских. 11 ноября исполняется 185 лет со дня рождения
Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), по
сей день самого читаемого, самого цитируемого,
самого психологичного из русских писателей.
Русскому
сердцу Достоевский особенно близок. Ведь именно тема
России, русскости была едва лине главной темой его творчества, а русская боль
была его вечной болью. При этом
писатель никогда не идеализировал
свой народ, «воспевая русские
сарафаны и хороводы», а подходил к
нему весьма строго.
Для
верующего человека художественное творчество, каким бы выдающимся
оно ни было, не является абсолютной ценностью. Нелитературные герои
и не созданные писателем образы идут после его смерти и частного
суда на мытарствах в райские кущи или бездну ада, а он сам,
его личность, его душа. Поэтому о личности писателя
в большей степени говорят не только (и не столько) его
книги, сколько его судьба и поступки.
Будущий
писатель родился в 1821 году в Москве, в семье врача, в квартире при Мариинской
больнице для бедных (называемой в народе Божедомкой). В роду Достоевских, известном еще с XVI века,
были помещики и монахи, военные люди и епископы. Дед Федора
Михайловича был священником в Подольской губернии. В жизни семьи
Достоевских не было недостатка в скорбях, однако же и в суровых
тяготах эти люди заботились не только о
себе. Так, когда сгорело крепостное село Достоевских, отец писателя пожертвовал все свои деньги
на помощь крестьянам-погорельцам. На таких примерах и рос Ф. М. Достоевский. Из переживаний детства вытекла первая его
повесть «Бедные люди».
К
слову сказать, до конца своих дней Федор Михайлович фактически содержал
многочисленное семейство своего рано умершего старшего брата
Михаила Михайловича, а также пасынка от первого брака Павла – гуляку,
лодыря и лжеца, требовавшего от отчима только одного –
денег. Но ни разу – ни от семейства брата, ни от Павла,
воспринимавших помощь писателя как должное,
– он не услышал слов благодарности.
С
самой ранней юности главной книгой для писателя стало Евангелие. Даже
когда по молодости лет в стремлении изменить мир к лучшему
он оказался в числе заговорщиков (участие в
кружке Петрашевского), все равно ни на миг не отшатнулся от
своего главного идеала. Перед казнью, когда шли последние
к ней приготовления, Достоевский, по воспоминаниям князя П. Ф.Львова,
подошел к своему соучастнику-петрашевцу Спешневу и сказал: «Мы
будем вместе с Христом!» Достоевский искренне верил, что, участвуя в
тайном обществе с целью освобождения крестьян, он делает Христово дело.
Но
казнь была заменена каторгой и ссылкой, ставшей для писателя годами
великого духовного переворота: узнав, приняв и искренне
полюбив русский народ, он узнал и принял почти тысячелетнюю веру
своего народа – Православие. Каторга не только не подавила,
не озлобила его, но и еще больше развила в нем главные христианские
добродетели – сострадание, милосердие, любовь. В набросках к первому
своему великому роману «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет:
«Православное воззрение, в чем есть Православие. Нет счастья в комфорте,
покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты... Человек
не родится для счастья. Человек заслуживает
свое счастье, и всегда страданием».
Главная
мысль романа «Преступление и наказание» проста и ясна. Это воплощение
шестой заповеди Божией «Не убий». Но писатель не ставит крест на
убийце Раскольникове. Как воскрес Христос, так может
воскреснуть даже падшая душа человеческая – восстать из
состояния своей греховности.
Немалую роль в жизни
писателя сыграло и его пребывание в Западной
Европе. Он отходит от западничества,
отвергающего русскую народность и самобытность,
его характеристики европейских
революционеров убийственны. В своем
письме племяннице С. А. Ивановой об
участниках конгресса «Лига мира и
свободы» в Женеве он сообщает: «Что
эти господа, которых я первый раз видел не в книгах, а наяву, – социалисты и революционеры врали с трибуны перед
5000 слушателей, невыразимо...
Комичность, слабость, бестолковщина,
несогласие, противоречие себе – это вообразить нельзя! И эта-то дрянь волнует
несчастный люд работников! Это
грустно. Начали с того, что для
достижения мира на земле нужно
истребить христианскую веру. Большие государства уничтожить и поделить на маленькие; все капиталы прочь; чтоб все
было общее по приказу и проч. Все это
без малейшего доказательства, все
это заучено еще 20 лет назад наизусть,
да так и осталось. И главное – огонь
и меч, а после того, как все истребится,
то тогда, по их мнению, и будет
мир».
Роман
«Бесы» окончательно привел Достоевского в лагерь «реакционеров». В либерально-демократической среде визг по поводу
произведения поднялся неимоверный. Именно
потому, что писатель своим романом
срывал с заговорщиков-революционеров
привлекательную маску благородных народных заступников и показывал подлинную личину этих
разрушителей веры и нравственности,
этих бесоподобных палачей
человечества – за полвека до
российской революции. Ошибся в
изображении революционеров Ф.
М.Достоевский только в одном –
реальная революция оказалась еще
страшнее и кровавее, а революционное
беснование с такой силой охватило Россию, что отрезвление от кошмара растянулось на многие десятилетия.
Умер
писатель-пророк христианской смертью. Вот как вспоминала об этом
его супруга Анна Григорьевна:
– Когда доктор стал осматривать и
выстукивать грудь больного, с ним повторилось кровотечение,
и на этот раз столь сильное, что Федор Михайлович
потерял сознание. Когда его привели в себя – первые его слова, обращенные
ко мне, были: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника,
я хочу исповедаться и причаститься!» Федор Михайлович спокойно и
добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился.
Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет,
чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Святых Тайн,
то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга,
любить и беречь меня... Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей
мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: «Помни,
Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно...»
Похороны
Достоевского вылились в удивительную демонстрацию христианского
чувства. И это со стороны, казалось бы, неверующей молодежи. Тысячи
людей, провожавших его, шли и пели: «Святый
Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»
На панихиде по усопшему священник И.
Петропавловский сказал:
– Кто такой Федор Михайлович? Нетитулованная,
незнатная государственная особа, а просто человек и христианин. Христианин! В этом разгадка его духа... Кончина Достоевского была кончиной воистину «безболезненной, не постыдной, мирной» – такой кончиной, какую Церковь просит в своих молитвах ко
Господу для всех своих верных чад.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№46(363)2006