Тайна монашества
В чем смысл монашеской жизни, почему так злобно и остервенело демоны нападают на избравших иноческий путь?
Из церковного предания до нас дошло свидетельство одного фиваидского старца – сына языческого жреца. Будучи еще ребенком, он видел, как отец приносил жертву идолам. Однажды, после очередного жертвоприношения, мальчик узрел невидимый мир падших духов: как у языческого капища восседал сам сатана в окружении многочисленных демонов. И вот подходит на поклонение к сатане один из князей тьмы (демон) и начинает отчитываться, что, дескать, был он в одной стране и за 30 дней возбудил там кровопролитную войну и смуту среди людей. «И это все, что ты сделал за такое продолжительное время?» – возмутился сатана и приказал бить демона бичами.
– Я был на море и вызвал бурю, потопив корабли с множеством людей, о чем пришел сообщить тебе, – говорил сатане другой демон.
– А за какое время?
– За 20 дней.
Сатана и этого бесяру велел подвергнуть бичеванию, возмущаясь, почему столь мало сделано за столько дней. Тем временем третий демон доложил, что в одном городе, где праздновали свадьбу, он разжег ссору и устроил кровопролитие, в котором был убит жених.
Узнав, что для этого «устроителю» трагедии понадобилось 10 дней,
сатана и третьего демона велел нещадно
лупить.
Но вот начал
рассказ четвертый
князь тьмы:
–
Я из пустыни. Исполнилось 40 лет (!), как я
борюсь с одним из монахов, и вот
только недавно с огромным трудом одержал над ним победу: вверг его этой ночью в любодеяние.
Услышав это, сатана встал с трона, поцеловал демона и, сняв с себя царский венец, возложил на его голову. А потом еще и посадил возле себя на престоле, сказав: «Ты совершил великое дело!»
Увидев все это, сын жреца сказал себе: «Чин монашеский, должно быть, имеет великое значение!» Вскоре после этого случая он принял христианство, а, достигнув зрелого возраста, вступил в монашество.
Когда христианство достаточно прочно утвердилось в мире, из числа наиболее благочестивых христиан стали выделяться особо ревностные люди, желающие достичь вершин духовного совершенства. Вот они-то и стали первыми удаляться в пустыни, необитаемые места, оставив богатство, имущество и всякое другое земное попечение. Вот тогда-то и украсились пустыни Египта, Палестины, Сирии и других мест первыми монахами, исполнившими одну из главных евангельских заповедей. На вопрос юноши, как заслужить Царствие Небесное, Христос ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи и следуй за Мною» (МФ. 19; 21). И надо сказать, что среди искавших совершенства было немало князей, царедворцев, без сожаления оставляли они ради спасения роскошные дворцы и богатую жизнь.
Первые монахи, подобно Христу, совершали великие чудеса: воскрешали мертвых, изгоняли бесов, исцеляли, ходили по водам, прозревали будущее, обращали в истинную веру тысячи идолопоклонников. Свет их святости распространился на весь мир. Множество людей, претерпевая трудности паломничества, приходили к святым отцам за назиданием, исцелением, духовной поддержкой. Со временем монахи стали объединяться в общины, так образовывались монастыри – оплоты христианства и училища благочестия для всего мира.
Эта традиция, к счастью, дошла и до наших дней. Как говорит архимандрит Амвросий (Юрасов), монахи – это воины войска Христова, которые молятся Господу о спасении всего человечества от нападок и козней дьявола. Оттого и ополчаются на монастыри и монахов все темные силы ада и земного мира. Вот почему мы, как чада Матери-Церкви, должны всей душой любить и оберегать монастыри – наши святыни духа.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№33(350)2006