Тайна
правды и милосердия
Не
ведают звери той радости, которую имеют люди. Но не знают они
и грехов, которые мы совершаем изо дня в день
и в которых, увы, становимся хуже тварей земных.
В этом убеждают не только кадры бесконечных «Дежурных частей»,
«Криминальных хроник» и прочих
показов маньяков, убийц и
мошенников, но и традиционные
увлечения некоторых, казалось бы,цивилизованных народов.
Например, коррида – «искусство»
бессмысленно мучить и убивать животных.
Обычно
нам показывают лишь тореадора, вонзающего шпагу в быка, – кульминацию корриды. Однако за кадром остается то, как специально натасканные помощники тореадора – бондерилье
втыкают десяток небольших пик (бондерилий), чтобы обескровить и обессилить животное. И горе тем участникам корриды, которые слишком быстро убьют быка! Обезумевшим от крови зрителям важно, чтобы он, истекающий кровью, промучился как можно дольше.
А
ведь было блаженное время, когда
все твари земные видели в Адаме и Еве, еще не осквернивших себя
грехопадением, образ Божий. А потому они, по выражению одного
святого отца, ощущали благоухание этого дивного образа и склоняли
голову перед нашими праотцами. Человек повиновался Богу, а все
звери повиновались человеку, почитая в нем образ Божий.
Но
вот согрешил человек, зловоние грехов и страстей вытеснило
в нем образ Божий. Изменилась и природа животного мира. Человек
после грехопадения трепещет и страшится тех зверей, которые еще
вчера так ласковы и послушны были ему в раю, увы, потерянному...
Так непослушание Богу Адама и Евы было наказано и непослушанием
животных им. Таков закон правды Божией.
Суровый, справедливый,
но и милосердный. «В этом, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – мы видим неизреченное человеколюбие Божие. Адам всецело нарушил заповедь Божию и преступил закон, а Бог, человеколюбивый и побеждающий
благостью наши прегрешения, не всю
честь отнял у него и не вовсе лишил
его владычества, но тех только
животных изъял из-под власти его,
без которых он может обойтись в своей
жизни, напротив, – тех, которые необходимы и полезны и обеспечивают удобства его
жизни, оставил в подчинении и
покорности ему. Так как Господь, определяя человеку наказание за преслушание,
сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб»
(Быт. 3, 19), то, чтобы этот труд и
пот не были нестерпимы, Бог облегчил
тягость и обременительность его
множеством бессловесных тварей,
помогающих ему в труде и работе».
Так правда Божия сочеталась с милосердием Божиим.
Однако
святые угодники своей дивной
праведной
жизнью восстановили в себе образ Божий.
И это благоухание святости чувствовали дикие
звери. Когда
первых христиан бросали на растерзание
свирепым хищникам на потеху толпе, звери очень часто не только не бросались на беззащитную жертву, но, напротив,
начинали ласкаться к ней. А жаждущим кровавой расправы зрителям невдомек было, что природу хищников изменило в этот момент дыхание святости. Это дыхание ощущали
и звери, приходившие к преподобным
Герасиму Иорданскому, Сергию
Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим
угодникам Божиим.
(Далее…)