Божий
дом любовью наполняется
В первое воскресенье после праздника Святой
Троицы Православная Церковь чтит память всех
святых, от века благоугодивших Господу Богу и наследовавших царство небесное.
Поначалу этот праздник был установлен в честь первых христианских мучеников, пострадавших за веру во время гонения на христиан. Однако имена большинства страдальцев, их подвиги и дни смерти зачастую были известны только Богу. И чтобы не оставлять без воспоминания и прославления пострадавших за Христа, Церковь установила один общий день в честь всех мучеников. А впоследствии к нему было присоединено празднование и прочим святым. Как в роскошном саду можно увидеть самые красивые цветы и деревья, так и в небесном раю повсюду сияет свет великих подвигов веры и благочестия.
Ближе всех к Господу, выше всех святых в обителях горних Пречистая Богородица, заступница и Покровительница рода христианского. А за ней – пророки и апостолы, обличавшие нечестие мира и возвещавшие учение о Христе – Сыне Божием, мученики, изумлявшие даже палачей своих стойкостью и мужеством в вере, преподобные, затворники и молчанники, ради Христа презревшие земной мир со всеми его благами и удовольствиями. Там же, в сонме святых угодников Божиих, находятся и доблестные граждане, свято исполняющие законы государства, воины, отдавшие жизнь за благо и счастье Отечества. Трудолюбивые земледельцы и другие честные труженики, безропотно зарабатывающие на хлеб в поте лица, благочестивые родители и добрые дети, воспитанные в страхе Божием и строгом повиновении своим отцам и матерям и почитающие всех старших. Там есть начальники и подчиненные, ученые и неученые, богатые и бедные, старцы и юноши. И всем им, благоугодившим Господу, дарованы венцы нетленные. Празднуя и прославляя память всех святых Божиих, Церковь и нам указывает, каким путем идти, чтобы достигнуть святости и унаследовать вечное блаженство.
Конечно, быть верным учеником Христовым, исполнителем Его святого учения нелегко. И очень часто, желая жить в будущей вечной жизни со святыми угодниками, мы, к сожалению, ничего не предпринимаем для этого. Ленимся посещать церковные службы, не соблюдаем даже непродолжительных постов, не совершенствуемся духовно. Словом, живем в грехах и всякой скверне, забывая, что никакая скверна не может войти в царство небесное – только благодать и святыня обитают в нем. В оправдание же своей греховной жизни люди приводят много разных отговорок. Вроде такой, например: «Мол, в мире много соблазнов, и спастись в нем нельзя – надо уходить в монастырь». «Мешают» спасению семья, дети, различные житейские заботы... Это все сущая неправда!
На эту отговорку прекрасный ответ дает святитель Иоанн Златоуст: «Какое место прекраснее рая, из коего изгнан был Адам после преступления заповеди? И что постыднее гноища, на котором, сидя, Иов сохранил заповеди Божий и вселился в рай? Саул был в сане царском, но и настоящую
жизнь погубил, и будущей не получил. Напротив, Лот был между содомлянами, людьми беззаконными, но исполнял заповеди Божии и спасся. Иной прославился в нищете, как Илия, иной в богатстве, как Авраам. Иов заботился и о жене, и о детях, и о доме и спасся, а Давид прославился, будучи царем, и порфира и корона не развлекали его... Вспомним, что Иосиф, находясь в рабстве, сохранил добродетель, а Даниил и три отрока – в плену прославились. Ничто не может препятствовать добродетели, и если кто говорит, что нельзя спастись в миру, с женою и детьми, такой безумец обольщает сам себя. Нет, везде примет нас Бог, если заповеди Его исполняем. Место никого не спасет и не осудит, а осудят и спасут нас дела».
(Далее…)