Рыбак и философ
12 ИЮЛЯ - ПАМЯТЬ
СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Знаете, какой у
рыбака характер? Нехитрый труд выковывает волю. Ожидание рыбацкой удачи дает терпение.
Зависимость от стихии – смирение. Знаете, какая у рыбака вера? Крепкая – от силы характера. Простая
– от простой жизни. Правильная – от честного труда.
Конечно, кто как ни эти
рыбаки подходили для того, чтобы сделать то, что они были призваны сделать, –
для апостольского труда. Но не хватало только этим простым парням чего-то
такого, без чего их дело никак не могло, ни начаться, ни быть совершено.
Кого-то.
Не хватало им их полного
антипода. Маленького, больного, неказистого телом умника – несгибаемого,
уверенного, бесстрашного энтузиаста с железной волей. Не хватало им ученого и
мистика, человека непростой судьбы. Не хватало человека, окрыленного внутренней
свободой, который преодолеет границы рода, нации, традиции и, переполненный
любовью ко всем, сможет понести святое имя Христа – тоже всем.
Они совсем разные, эти
Петр и Павел. Деревенский и городской. Женатый и аскет.
Иудей-традиционалист
простой народной веры и фарисей в странной смеси с эллинистической культурой. В
каком-то смысле консерватор и в каком-то смысле радикал. Простец-трудяга
и рафинированный интеллигент. Это, пожалуй, сегодня самое интересное. Петр был
человеком не книжным – рыбак, что тут еще скажешь. И Павел, «воспитанный у ног Гамалиила», знаменитого раввина, мудреца, считающий себя
вправе полемизировать с афинскими философами.
Сегодня бы сказали: это
два разных мира. Это несовместимо. Это две разные веры. Может быть, сказали бы:
простая вера – крепкая и правильная. А этот – выскочка, да и гнилой
интеллигент. Сказали бы и с трибуны, и с амвона, и с экрана телевизора.
Сказали, быть может, что интеллигент этот – потенциальный предатель, и
вспомнили бы, как он сторожил одежды убивающих
Стефана, и говорили бы, что раз он переметнулся однажды от Синедриона к
христианам, так и обратно может с легкостью...
Что-то подобное про
апостола Павла и говорили, говорили постоянно, говорили так, что он был
вынужден оправдываться, перечисляя оппонентам и критикам свои апостольские
дела-заслуги.
И сегодня это возможно.
Можно презирать своего брата за то, что он окончил ПТУ. Равно можно презирать и
другого за два университетских диплома. И тогда это можно было, и сейчас –
опасаться и не любить иного только за то, что он не такой, как я.
Но этим повезло. Они,
такие разные, сошлись в одном. Они сошлись во Христе, который превозмог всю их
разность, они позволили любви в себе преодолеть самость, свое эгоистичное «я».
Вопреки мириадам человеческих разнообразий, они остались вместе: и в проповеди,
и в смерти, и в Воскресении. И в церковной памяти, которая помнит этих
непохожих апостолов только вдвоем, не порознь.
Есть во Христе огромный
бесконечный ресурс – преодолевать различия, отдаляющие людей друг от друга. «Царие и нищие, богатии и убозии, простецы и интеллигенты, черные и белые — все могут
быть едины в любви и взаимопонимании – во Христе». Если ставят, конечно, себе
такую задачу. И не мешают Богу эту задачу осуществлять.
Из проповеди священника Димитрия
Свердлова.
Б№28(647)2012
ФОТО – http://blog.kp.ru/users/3584967/post130344727/