Правда о купальской ночи
Каждый год «культурная» общественность все шире отмечает
в ночь на 7 июля так называемый праздник Ивана Купалы. Что же это за праздник
такой? О его смысле и предыстории рассказывает игумен Игнатий (Душеин).
Купала – один
из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него,
скорее всего, не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего
солнцеворота. Купала – праздник Ярилы – божества
солнца. Языческих культов солнца не счесть.
Обожествлять
солнце – это не просто традиция всех
язычников – это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль –
«умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день
обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде
приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось»
и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно).
Дым
жертвенного костра, согласно языческим поверьям, – кратчайший способ доставки
энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры – это
остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами
язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер
– это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не
решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор,
пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избрали
себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас сигает
через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?).
После
принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось
оплодотворяющее начало и оно считалось источником
жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное
«оплодотворение» – совокупление со случайным партнером и было кульминацией
«чудесной и таинственной» ночи Купалы.
Вот что пишут
о процедуре этого праздника современные неоязычники: «Девушки и женщины (в отличие от нынешних
культработников, древние язычники детей на такие праздники не пускали – Прим,
авт.) идут на кумование. Отойдя
подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого
(партнера на ночь. – Прим, авт.), обсуждая с
«кумушками» его достоинства и недостатки. То и дело раздается женский
смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в
ожидании, гадая: повезет – не повезет. Между молодцами и девицами ходит жрец,
уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец,
всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.
Девушка бьет
парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он
подводит ее к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка
руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если
же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка. На берегу
суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из
дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В
воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После
этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета. – Прим,
авт.), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через купальский огонь и
бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».
О том, что
происходит, по языческой инструкции далее, подробно говорить не будем. Сами
составители инструкции, понимая «специфичность» своих рекомендаций, спешат
добавить, что это «... не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва
богам» и что «детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой».
Вот она, полная правда о «безобидном», «народном»
празднике. Купала – день «узаконенного» блуда. Собственно, это не ново. У
многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии по праздникам и т. д.
Все это тоже считалось «жертвой богам», и не менее «восторженной». Каким богам?
Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен – демонам.
Бог Истинный
– есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности,
защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под личиной
«восторженного богослужения» – жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.
Светские
организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают
для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя
этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его
во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет привыкшие к Купале люди
не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?
Даже беглое
знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило,
ни нравственное содержание праздника ничего хорошего не несут человеку.
Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека, пришедшего на Купалу просто
отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит
расслабиться. В худшем – загрязнит ум и сердце (если ему еще есть что терять в
этом плане). По большому счету, этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд
народу.
Кто же
организовывает ныне «купальские» торжества? Кому они нужны? Как ни странно,
этому содействуют (скорее по неведению – надо же что-то делать) учреждения
культуры. Неужели нам больше отпраздновать нечего?
Еще один
любопытный знак времени – попытка объязычить
христианские праздники. На Святках у нас – гадают, на Троицу – плетут венки, на
Петра и Павла – танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и сути
христианские, лишаются своей духовной и воспитательной функции, становятся
поводом или к обычному «отгягу», или, что еще горше,
– к делам оккультным (гаданию). Брать христианскую вывеску и под ней делать то,
что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать на чужом
авторитете – просто не этично.
Если кому-то
хочется стать язычником, сигать через костры, гадать, совершать ритуальные
купания, блудить с первым встречным, делать своих детей нравственными уродами, приносящими под кустами «восторженную жертву
богам», – пожалуйста, у нас страна свободная (по крайней мере, в этом).
Но, возрождая
праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность,
сказать о нем всю правду, чтобы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки
здесь сродни обману.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ
Б№27(646)2012
ФОТО
– http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t90,211-.htm