Вepa –
это сердце нации
3 июня – 1685 лет со дня кончины святой равноапостольной
матери царя Константина – царицы Елены (327г.). 1675 лет со дня кончины святого
равноапостольного царя Константина (337г.).
Император Константин не просто совершил политический акт
создания союза двух структур – государства и Церкви, но и привнес в социальную
жизнь новую идею особой «христианской монархии». «Именно эта монархия стала животворящим
источником для политико-правовой мысли Византии, а затем и России», – пишет в
своей очередной работе известный писатель и философ В.Н. Тростников. Мы
публикуем ее в сокращенном варианте.
Как известно,
всякая цивилизация, подобно человеку – трехчастна: в ней есть дух, душа и тело.
Дух – это священное ядро, религия; душа цивилизации – ее культура; тело –
защитная скорлупа, государство с его силовыми учреждениями. Слова Христа – «Дух
животворит, плоть же не пользует нимало» – относятся не только
к каждому человеку, но и к человеку соборному, т. е. к цивилизации: если
ее духовное ядро по каким-то причинам будет утрачено или перестанет быть
сакральным, то государство потеряет свой смысл, ибо ему нечего будет защищать.
Кризис всякой цивилизации начинается с кризиса ее религии. И
спасительными тут могут быть только две вещи: либо восстановление угасающей
веры, либо замена ее на другую, более отвечающую требованиям времени.
Такого рода кризис разразился некогда в Древнем Риме, и выход из него нашел
император Константин. Это событие поучительно для нас особенно сейчас.
Древнеримская
цивилизация прошла в своем развитии два периода: республиканский и имперский.
Задам себе вопрос: каким было духовное ядро Римской
республики, во что она верила как в высшую ценность? В блудника Юпитера и в
завистливых интриганок Юнону и Венеру? Да, этим персонажам, скопированным, как
и все римские боги, с греческих Зевса, Геры и
Афродиты, возводились храмы, но сакральностью,
которая была им присуща во времена Гомера, они давно не обладали. Образованная
публика, римская элита, на которой держался государственный порядок, уже
абсолютно не верила в эту чепуху. Истинным величием в глазах латинской нации
обладало нечто другое: могущественный город Рим, священное сердце их государства,
его альфа и омега. Основанный вскормленными волчицей
Ромулом и Ремом Рим начал с покорения горделивых этрусков, затем подчинил себе
весь Италийский полуостров, но не остановился на этом, а продолжал
распространять свою власть на огромные пространства Европы.
Однако
государство, чьим духовным ядром продолжала оставаться давно отжившая языческая
религия, не имело исторических перспектив. Из города-властелина Рим превращался
всего лишь в столицу империи, в простое местопребывание кесаря, который,
впрочем, месяцами мог жить и в любом другом месте. Это неизбежно вело к потере
«Вечным городом» своей сакральности, а значит – к
утрате всей римской цивилизацией своего мистического ядра. Представьте, что
Мекка стала не священным городом, а рядовым населенным пунктом, доступным для
всех желающих, – останется ли исламская цивилизация тем, чем она является
сейчас? А Рим при императорах становился именно только населенным пунктом.
Империя
теряла смысл, существуя уже не ради высокой идеи, а ради самой себя. Ощущение
бессодержательности бытия распространялось среди граждан, массовый характер
приобрели немотивированные самоубийства. Вопросом жизни и смерти государства
становилось отыскание нового духовного ядра, новой всенародной религии. И в
этот роковой момент в Риме появилась колоссальная фигура императора Константина
Великого.
В житиях
равноапостольного Константина Великого подробно описывается мистическая сторона
его биографии, позволившая ему совершить спасительный для империи духовный
прорыв: влияние матери-христианки, знамение креста с надписью: «сим победиши» на нем... Но,
воздавая дань его благочестию, слишком мало уделяют внимания его гениальности
как стратега. Не только влияние царицы Елены или чудо знамения креста привели
его к внешне непонятному современникам решению сделать гонимое христианство
государственной религией, но и огромная сила собственного ума, духовная сила,
дарованная свыше.
Он один во
всей империи понимал, что только христианство может ее спасти, и по Божией воле
этот один понимающий был императором, мог осуществить то, что считал
необходимым. Его решение действительно было потрясающим по своей смелости.
Будучи самым
миролюбивым и покладистым народом на свете, христиане становились абсолютно
несговорчивыми, когда вопрос касался существа исповедания Бога. Такие-то люди и
нужны были Константину для восстановления могущества империи, находившейся на
краю гибели из-за полной бездуховности.
Держава получила по Миланскому эдикту 313 года духовное ядро, святость которого
не могла быть подвергнута даже малейшему сомнению, – и путь, и истину, и жизнь.
И Миланский эдикт продлил существование восточной части Римской империи более
чем на тысячу лет.
Уроки
истории, к сожалению, не идут впрок – о них просто забывают. Но нам сегодня
никак нельзя допустить такой забывчивости. Дело в том, что перед Россией начала
XXI века стоит та же жизненно важная задача, что стояла перед Римом в начале IV
века: восстановление утраченной сильной государственности. Как и в Риме, она
пошатнулась у нас из-за того, что в сознании распропагандированного народа потускнели наши святыни и потому нечего стало защищать ни
армии, ни народу в целом. Но есть и разница: если Константину Великому надо
было выбирать новое духовное ядро империи, то нам этого делать не надо, ибо
такое ядро у нас уже есть – православная вера. Ее надо возрождать и укреплять,
и все мы восстановим. Это, к счастью, делается: строятся новые храмы, на
подъеме наше богословие, почти всех детей крестят. Но опасность остается. Она
не в том, что этот процесс прекратится, а в том, что возвращающаяся к нам вера
будет не достаточно твердой. Как христиане, мы должны любить всех людей, в том
числе и иноверцев, но мы должны как огня избегать всякого экуменизма, подобно
христианам времен Константина Великого, иначе нашей державе не выстоять.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№22(641)2012
ФОТО – Римский
император Константин I Великий, восемью годами ранее впервые
разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днем отдыха.
http://vlastinet.7bb.ru/viewtopic.php?id=2602