Правда Победы
Известный православный богослов и публицист диакон
Владимир Василик размышляет об итогах Великой Отечественной войны.
9 мая уже 67-й
раз мы будем праздновать день Великой Победы. В этот день надо просто молиться
об усопших и молить Бога за эту великую и неизреченную милость – за Победу и
спасение русского народа от физической и духовной гибели, которую нес ему
немецкий фашизм.
Вспоминаются
слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом в этот победный день: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех
благоволение», когда действительно победа и мир снизошли на нашу
многострадальную и истерзанную землю. Не случайно Патриарх Кирилл благословил
совершать благодарственный молебен за Победу в Великой Отечественной войне –
подобно тому, как в царской России всякий раз на Рождество совершался
благодарственный молебен за избавление от нашествия двунадесяти языков.
Это день
благодарения, день молитвенного поминовения всех усопших 27 миллионов, погибших
за спасение нашей Отчизны. И не только нашей Отчизны, но всего человечества –
от одного из самых страшных и античеловеческих режимов на свете.
Как в 1812-м,
так и в Великую Отечественную войну мы воевали со всей Европой, которая, по
словам святителя Николая (Велимировича), умна брать, но не умна давать, умна убивать, но не умна
оживлять. Мы воевали с тем Западом, все пути которого немилость и ложь, в то
время как все пути Господни – милость и истина. Предвоенный период был
противоречив, трагичен и страшен. С одной стороны, он кончал с идеей «мировой
революции», но, с другой, закреплял ее достижения, в т.ч. пропаганду безбожия и
гонений на Церковь. С наступлением ВОВ с государственным агрессивным безбожием
было в значительной степени покончено. Государство было вынуждено признать
Русскую Православную Церковь, и не только из политических соображений. Процесс
этот был трудным и мучительным. Хотя, конечно, государство толком и не
покаялось перед Церковью и народом за те страшные грехи, которые были совершены
по отношению к ним.
Патриарх
Сергий в своем знаменитом послании от имени Церкви протянул руку народу и
власти. Он понял, что промысел Божий велит Церкви поддержать существующую
власть при всех ее пороках и недостатках. Он поступил точно так же, как
поступали святители и мученики доникейских времен. Которые в языческой, преследовавшей христиан Римской империи
все-таки видели Удерживающего – заградительную стену против Антихриста.
Они ни при каких условиях не предавали империю внешним врагам, и, несмотря на
жестокие преследования, молились за своих гонителей, видя их промыслительную роль, пусть и невольную.
Точно так же,
таким же римским императором, Диоклетианом и Константином в одном лице, в определенном
смысле был и Иосиф Виссарионович Сталин. Существуют две равно вредные тенденции
в отношении к Сталину. С одной стороны, его идеализация, переряживание
чуть ли не в православные одежды, преувеличение его заслуг в восстановлении
Церкви. Но не менее вредным является и его огульное очернение
и постановка на один уровень с Гитлером. Сталин был Диоклетианом и Константином
одновременно – убийцей и спасителем русского народа. Будучи семинаристом и
православным человеком, ради революции и мнимой социальной справедливости он
отрекся от живого Бога. Он участвовал в разрушении исторической России во время
революции и Гражданской войны и был причастен ко многим несправедливым и
бессудным расправам. Его именем отмечены и коллективизация, и 1937 год,
расстрелы духовенства и взрывы церквей.
Несмотря на
столь великие грехи, у Сталина есть и целый ряд несомненных и значительных
заслуг перед Россией и русским народом, причем эти заслуги простираются и на
предвоенный период. Сталин остановил кровавую мясорубку абортов, начатую
Лениным. Тем самым он сберег несравненно больше жизней, чем погибло в
результате всех репрессий. С его именем связана индустриализация страны. Она
была проведена с большими жертвами и в кратчайшие сроки, но не будь ее, мы бы не выстояли в Великой Отечественной войне, тем паче не
полетели бы в космос. И сейчас мы существуем на обломках сталинской
индустриализации. Благодаря разумной и прагматичной внешней политике Сталина мы
не только вернули большую часть потерянного в революцию и гражданскую войну, но
и приумножили. Война была отсрочена как минимум на два года. Наши потенциальные
враги стали нашими союзниками. Именно с личностью Сталина связаны как ошибки и
провалы в начале войны, так и несомненные достижения и успехи. Все это всецело
связано с именем Сталина.
Бог приводит
к власти в тех или иных ситуациях наиболее адекватных для Его смыслов людей.
Если не находится людей верующих и нравственных, он использует негодяев. Но
Сталин, безусловно, по своим личным и нравственным качествам стоял на несколько
голов выше растленной революционной ленинской «элиты». И для России было
великим счастьем, что 1941 год она встретила не с Лениным или Троцким. Прошу
воспринимать эти слова не в абсолютном смысле, а в том, что сталинский режим
был меньшим злом по сравнению с ленинско-троцкистским, и в этом контексте для
России он был благом.
Великая
Отечественная война вновь показала силу, мужество и жертвенность русского
народа, его неимоверные возможности. Это был подвиг миллионов
простых русских людей, которые «жизнь свою положили за други своя». И,
может, не имея осознанной догматической веры, в жизни они продолжали оставаться
христианами – жертвуя в блокадном Ленинграде последней пайкой, в оккупации
рискуя головой ради спасения солдат и беглецов из лагеря, а на фронте поднимаясь
в атаку под стальным немецким ливнем.
Вечная память
и Царствие Божие павшим, низкий поклон немногим еще оставшимся живым ветеранам
и свидетелям тех страшных, великих и святых лет. И если мы, нынешнее поколение,
об этом забудем, то вторыми иудами русской земли будем. Будем помнить завет
святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». В
той правде, что воссияла над нашей землей 67 лет тому назад.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№19(638)2012
ФОТО – http://www.inoforum.ru/forum/lofiversion/index.php/t4179-33350.html