Чем пагубно
смешение народов?
Чему в
современной реальности нас учат уроки Библии? На этот вопрос отвечает православный
мыслитель, писатель и публицист Г. М. Шиманов.
Начну эту тему несколько
издалека. В Библии рассказывается о том, что потомки Сифа
и Каина (а это были дети Адама и Евы) жили недалеко друг от друга. Но жили они
раздельно: они были разного духа. Сифиты думали
больше о Боге и меньше думали о земном. Они установили
общественное Богослужение, а в остальном их жизнь была, скорее всего, самой
простой, потому что Библия о ней ничего не сообщает. А каиниты были талантами и
даже гениями по части усовершенствования своей земной жизни. Они были
изобретателями самых разных наук и искусств. Но, ни общественного поклонения
Богу, ни, возможно, даже личного поклонения Ему у них не было. Они чем-то
напоминали безбожных ученых и мастеров искусств последних столетий.
Отец каинитов, Каин, убил
некогда своего брата Авеля из зависти, за то, что тот был более угоден Богу, и
дух братоубийцы сказался на его потомках. Библия называет каинитов «сынами
человеческими», а сифитов – «сынами Божьими».
Но и «сыны Божии», видимо,
соответствовали своему высокому имени не во всем. Прельщенные наружной красотой
каиниток, они стали брать их себе в жены. И таким
образом началось смешение двух родов, которое закончилось растворением их друг
в друге. Следствием было полное извращение человеческой природы как бывших сифитов, так и бывших каинитов. И это извращение было
настолько глубоким, что дальнейшее существование извращенцев не имело уже
смысла. Поэтому по мановению Бога произошел всемирный Потоп, уничтоживший всех, за
исключением одного праведника и его семьи, от которых произошло новое
человечество. А праведника этого звали Ноем.
Спрашивается: почему
следствием смешения двух родов стало извращение их человеческой природы?
Почему, смешиваясь, несифиты подняли до своего уровня
каинитов, а каиниты опустили до своего уровня сифитов?
Или: почему не получилось в результате их смешения нечто среднее?
Ответ, думается, в том,
что зло, в отличие от добра, не самодостаточно. Оно
имеет паразитический характер. Предоставленное самому себе, оно обречено на
ослабление и гибель. Для того чтобы жить и усиливаться, оно должно
паразитировать на добре.
А добро потому и добро,
что оно не паразитично по своей природе. Оно
бескорыстно питает своими энергиями все, что находит вокруг себя. Поэтому при
смешении добрых людей со злыми последние усиливаются
за счет первых, а добрые слабеют, истощаемые злыми.
А что должно получиться в
конечном итоге? Об этом как раз и рассказывает Библия. Развратив сифитов и сравняв их с собою, каиниты утратили в их лице
нравственное начало, которое раньше соседствовало с ними и освещало их своим
светом. С утратой же этого соседства их скольжение вниз стало неотвратимым.
Вот почему спасение добрых
людей в их отделении от злых. Чтобы спасти себя,
добрые люди должны объединяться, усиливая, тем самым, друг друга, и не
допускать в свой круг людей злых. А если злые родятся в их собственной среде и
не поддаются правильному воспитанию, то извергать их из своей среды.
Но эта истина далеко не
полна. Она лишь начало куда более сложной истины, обнимающей куда более сложные
отношения, которые складывались в истории между людьми и народами. Это только в
допотопные времена было возможно такое сравнительно четкое разделение на добрых и злых, а в послепотопное время, с образованием зачатков будущих народов,
положение изменилось. Изменилось если не в корне, то очень существенно. Как оно
изменяется при переходе от изучения арифметики к изучению более сложных
разделов математики.
Как надо теперь
соединяться и разъединяться? Ответ на этот вопрос в самом общем виде нетрудно
дать: соединяться и разъединяться надо так, чтобы в результате усиливалось
добро, а не зло. Но это ответ слишком общий. А как поступать в конкретных
ситуациях, чтобы усиливалось добро?
Полный ответ на этот
вопрос знает лишь Господь Бог. А мы, люди, должны искать в каждом конкретном
случае правильное решение, и мы не гарантированы от заблуждений, как маленьких,
так и больших.
Но конкретные случаи – это
лишь частные случаи, зависящие от положения общего, в котором находится
человечество. Не ориентируясь в общем, нельзя правильно ориентироваться и в
частных проблемах. Поэтому чем правильнее каждый народ выстраивает свою систему
идей, ценностей и норм жизни, тем больше шансов на то, что его представители
будут находить правильные решения и в своих частных проблемах.
Если же народ утратит свою
систему идей, ценностей и норм жизни (т.е. свою национальную идеологию), то его
представители с их потомками будут решать свои частные проблемы все более слепо. А слепота – это бессилие. И потому окажутся в конечном
итоге беспомощными существами, не способными сопротивляться безбожным
организаторам мира сего. А эти безбожные организаторы по своему существу не кто иные, как духовные потомки Каина. Под их управлением
не только христианские народы обречены утрачивать свои
христианские черты с каждым новым поколением, но и все остальные народы тоже
должны утрачивать свои лучшие национальные черты.
Смешение народов не
повторяет полностью допотопное смешение сифитов с каинитами, но оно повторяет его в самом главном.
Происходит разрушение носителей высших идей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С разрушением народов,
этих носителей национальных культур, исчезают сами национальные культуры,
остатки которых приобретают музейный и театральный характер. А на месте
национальных культур возникает так называемая массовая культура, имеющая лишь
видимость культуры. Потому что подлинная культура организует людей в умственном
и нравственном отношении, она условие их совершенствования. А массовая
«культура» лишь развлекает людей и закрепляет в них низкие их интересы.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№18(637)2012
ФОТО – Гравюра Гюстава Доре "Всемирный потоп.
http://www.istorya.ru/articles/konets-sveta.php