Интервью
из VI века
Святитель Григорий Двоеслов (жил во второй половине VI века, память - 25
марта) был Римским папой в ту эпоху, когда Рим еще не откололся от Православия.
Его главный труд –
«Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» – до сих пор
остается одной из любимейших духовных книг христиан всего мира: написана она
простым, всем понятным языком, а содержание ее настолько захватывает душу,
стремящуюся к Небесам, что читаются «Собеседования» на одном дыхании.
Православные журналисты по праву могут считать святителя Григория своим
небесным покровителем, ибо книга его есть самое настоящее интервью.
За то его и прозвали Двоесловом: ведь он говорит за двоих собеседников. В роли
корреспондента, задающего вопросы, выступает диакон Петр Италийский, духовное
чадо святителя, – отвечает ему сам папа Григорий. Вот отрывок из этой обширной
беседы. Мы лишь позволили себе несколько сократить реплики и приспособить язык
к нормам сегодняшнего дня.
– Почему это, скажи,
пожалуйста, мы сейчас узнаем так много нового о душе человеческой? С этими
откровениями и указаниями открывается перед нами будущий мир...
– Это правда. Чем более
настоящий век приближается к концу, тем ближе становится будущий век и
тем яснее открывается он во всем понятных знамениях. В настоящем веке мы не
можем угадывать сокровенных мыслей друг друга, а в будущем научимся читать в
сердцах человеческих, – так чем же назвать настоящий век как не ночью, а
будущий – днем? С наступлением же дня, перед восходом солнца, тьма уже пронизана
первыми лучами, но еще не рассеялась совершенно. Посему, хотя и многое познаем
мы из явлений того мира, однако не совсем ясно постигаем их: солнце еще не
взошло.
– Для кого-то век будущий
обернется вечными мучениями... Скажи мне, отче, где находится ад – на этой
земле или под землей?
– Не дерзаю неосмотрительно говорить
об этом предмете ничего определенного. Некоторые полагали ад на какой-нибудь
части земли, а другие думали, что он находится под землей. Однако должно
заметить, что, если мы называем ад преисподнею, то он находится внизу: ад по
отношению к земле то же, что земля по отношению к небу. Поэтому, может быть, и
псалмопевец говорит: «Избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.85,13), чтобы показать: земля есть как
бы верхний ад, а под землей находится ад преисподнейший.
– Скажи, пожалуйста, один
ли гееннский огонь или сколько различных грехов, столько
и различных огней приготовлено?
– Гееннский
огонь один, но не всех грешников он будет жечь одинаково. Каждый по степени
вины терпит там наказание. В здешнем мире люди живут под одним солнцем, однако
неодинаково чувствуют его тепло: один более согревается, другой – менее... Так
и там: в одном огне не для всех одинаковые степени мучения. Что на земле
производит различие тел, то там производит различие грехов.
– Скажи еще, неужели вечно
будут гореть те, которые однажды ввергнутся туда?
– Несомненная истина в том, что как
не будет конца блаженству добрых, так не будет конца и
мучению злых. Ибо Сама Истина говорит: «Идут сии в
муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф.25,46); и если справедливо то,
что Бог обещает, то, без сомнения, не будет ложно то, чем угрожает.
– А если кто скажет:
«Бог только для того угрожает грешникам вечным мучением, чтобы удержать их от
совершения грехов»?
– Если Божия угроза грешникам –
ложь, то ложно и то, что Он обещал праведникам. Но кто, кроме безумного,
осмелится сказать это? И если Он угрожал тем, чего не исполнит, то прежде,
нежели захотим признать Его милосердным, должны будем назвать Его (что страшно
и сказать) лживым.
– Желал бы я знать,
как согласить с правосудием то, что за греховные поступки, имевшие начало и
конец, несчастные будут терпеть бесконечное наказание?
– Но ведь грехи нечестивцев потому и
конечны, что жизнь их конечна. Кончилась жизнь – кончились и грехи. А жили бы
без конца – и грешили бы без конца. Те, которые в земной жизни не перестают
грешить, показывают тем самым, что желаю вечно жить во
грехе. Следовательно, великая справедливость со стороны Судии, что они вечно
будут наказываться.
– Кто же, умирая, не
устрашится столь неизъяснимого суда, каковы бы ни были дела его!..
– Все так, Пётр!.. Но и самый страх
смертный уже не сколько очищает исходящие души
праведников. Помнишь рассказ об одном святом муже часто слышанный нами? Муж
этот сильно трепетал, умирая, но после смерти явился ученикам в белой одежде и
тем показал, как светло был принят там.
– Однако так хочется
узнать мне о жизни души по смерти тела из свидетельства каких-нибудь видимых
явлений.
- Если ты имеешь особую любовь к
сему предмету, то нетрудно найти свидетельство. Неужели святые апостолы и мученики Христовы стали бы презирать настоящую жизнь и
предавать себя на смерть, если бы не были твердо уверены, что за ней последует
жизнь души? Ты же сам говоришь, что жизнь души, пребывающей в теле, узнаешь из
движений тела, и вот те, которые предали себя на смерть и верили жизни души по
смерти тела, сияют ежедневными чудесами. К умершим телам их приходят живые
больные и получают исцеление; приходят клятвопреступники, и овладевают ими
демоны; приходят бесноватые и освобождаются от демонов; идут прокаженные и очищаются;
приносятся мертвые и воскресают. Отсюда заключай, что где-то живут души тех, которых
мертвые тела производят здесь такие чудеса.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№12(631)2012
ФОТО – Григорий Двоеслов.
http://drevo-info.ru/pictures/904.html