«Зимний вечер» в Торонто
О жизни православного человека на Западе, о том, чего
лишен он вдали от Родины, рассказывает протоиерей Владимир Мальченко,
настоятель Свято-Троицкого собора в канадском городе Торонто.
Наш приход
был организован теми приехавшими в Канаду в конце 1940 годов русскими, которые
во время войны оказались в Германии и потом не захотели возвращаться в Россию,
потому что знали, что их там ждут лагеря. Это были в основном люди молодые.
Хотя среди прихожан были и старые эмигранты, те, кто приехал в конце 1920
годов, люди уже пожилые. Сейчас большая часть прихода тоже молодые люди,
приехавшие в Канаду после горбачевской «перестройки».
У нас каждое
воскресенье в церкви 300 человек и 100 человек причастников. Очень
много детей. В нашей приходской школе более 200 учеников. У нас старая
школа, с традициями. И часто родители приводят детей к нам в школу, потому что
просто хотят, чтобы дети учили русский язык, знали русские традиции, а потом
сами воцерковляются и становятся прихожанами нашего
храма.
Большая часть
новых прихожан – это довольно молодые люди, в основном 30-40 лет, с семьями, с
образованием, устроенные. Изменилась ли жизнь прихода? Очень, и в лучшую
сторону. Россия есть Россия. Русский народ такой теплый народ, дружелюбный,
мягкий, послушный и духовный. И приехавшие из России
принесли высокую духовность и благочестие в наш приход. Сейчас есть с кем
молиться во время акафиста. У нас два акафиста в неделю: в среду и в
воскресенье вечером. И в основном приходят новые люди. Они хотят Богу молиться.
И вы знаете, они каждое воскресенье исповедуются и причащаются. Нельзя сказать
такого о старых прихожанах. И все дети в нашем приходе – это дети новоприезжих.
Они подняли наши «духовные стандарты».
Большинство
приехали невоцерковленными и воцерковлялись
уже в Канаде, хотя, конечно, не все. Но русский характер специфический, он очень духовный, он очень быстро воспринимает духовность и
благочестие. Если на приходе нет новоприезжих, это сразу чувствуется. Помню,
один прихожанин, молодой человек, канадец, мне рассказывал, как он был в
небольшом приходе в одном маленьком городке, где все прихожане – из старых
эмигрантов. Так вот, он заметил, что там служба холоднее, если можно так
сказать, реже крестятся, нет поясных поклонов перед иконами... Сухость какая-то.
А в нашем приходе, он говорил, видит совершенно иное: видит, как русский народ
молится Богу всем сердцем своим.
Когда лет 15-20
назад в прессе много писали о русской мафии, вероятно, многое было правдой. Но
это все в прошлом. Престиж русских с тех пор вырос. В нашем городе их очень много. Издаются русские газеты, устраиваются русские
балы. На севере Канады даже есть русский сказочный детский парк вроде
Диснейленда, не такой, конечно, роскошный, но довольно высокого уровня. Там
проводится День русской матрешки. Есть русское телевидение. Общество русских
бизнесменов, Русский конгресс в Торонто. Престиж русских вырос. Естественно, в
этом немалая заслуга и Церкви.
Жизнь в
Канаде, особенно в Торонто, очень изменилась, как изменилась она во всем мире.
Если вы постоите на каком-нибудь оживленном перекрестке в центре города или на
станции метро, то заметите, что белых будет меньшинство. В крупных городах
приезжие со всех концов света – люди разного цвета кожи, разной культуры,
традиций, одежды, в конце концов. По их виду видно, что это не англоговорящие. Очень много
китайцев, корейцев, филиппинцев, цейлонцев. Это заметно и на улицах, и в
школах. И это очень меняет жизнь. Очень много
мусульман. Строятся огромные мусульманские центры с мечетями, окруженные почти
крепостными стенами. Своего рода закрытые города в городе. И обязательно на
больших улицах.
Кстати,
замечу, что молитва давно удалена из школ. В прессе было сообщение, что
какая-то канадская женщина-судья иудейского происхождения потребовала, чтобы
вынесли из здания суда елку, потому что елка – это религиозный символ, а в
Канаде, мол, Церковь отделена от государства, и елка оскорбляет ее религиозные
убеждения. О подобных случаях мы слышим все чаще и чаще. Вот в прошлом году был
похожий скандал в одном американском аэропорту. Там тоже один из пассажиров
потребовал убрать елку, и опять-таки под предлогом уважения прав людей иных,
нехристианских вероисповеданий. Хотя основное население Канады – христиане. Но
у религиозных меньшинств сильное лобби. При этом выступают только против
христианских символов и образов. Ведь если вы приедете в северную часть
Торонто, где живет очень много евреев, то увидите
немало огромных семисвечников...
В школах
нельзя устроить рождественский утренник, или рождественский концерт, или
рождественский вечер. Это должен быть обязательно «зимний» вечер. Слово
«Рождество» в школе под запретом. Запрещено в школе петь рождественские песни.
Рождественские программы на радио и телевидении пока еще остались, но из
общественных мест все, что говорит о христианстве, изгоняется. Это продуманная
программа действий. Есть мощное лобби, которое добивается этого. Но есть и
люди, этому противостоящие. Наш адвокат, канадец, – очень благочестивый
человек, протестант. У него в конторе обязательно ставится елка, и он всех
клиентов подчеркнуто поздравляет с Рождеством Христовым.
В большом
городе очень сильно изменилась жизнь. Но когда я уезжаю на север километров за
200-300 от Торонто или когда я бываю у родителей в их в маленьком городке, там
чувствуется наша старая Канада. Там нет такого вавилонского столпотворения, нет
новых канадцев, выходцев из нехристианских стран. Но в больших городах их
много, и они свое дело делают.
Наши
прихожане следят за тем, что делается в России. Многие слушают радио «Радонеж».
Мы часто в храме показываем видеофильмы о России и о Церкви в России. Еще в начале 1990-х я привозил в Россию две группы наших
прихожан. Все наши прихожане общаются со своими родственниками, живущими здесь.
Мы видим, что Русская Церковь сейчас свободная. Она за 15 лет (промежуток
времени не такой уж и большой) столько сделала: восстановлено множество храмов
и монастырей, открыто много семинарий, издано огромное количество духовной
литературы... Нужно быть слепым, чтобы не видеть всего этого. И наши прихожане
радуются вашим достижениями. Мы любим Родину, любим
Россию, любим свою Церковь.
В Торонто
много православных. И в наш приход ходят не только русские. Ходят и греки, и
сербы. Сербы, между прочим, говорят: если хотите хорошо помолиться, идите в
русскую церковь.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
ФОТО – Беседа с протоиереем Владимиром Мальченко, настоятелем Свято-Троицкого собора в канадском городе Торонто
http://rusk.ru/st.php?idar=25388
Б№52(619)2011