Повторение пройденного
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В
РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОКЛАД 2002 (СОБЫТИЯ
2001 г.)
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
РАЗДЕЛ 2.СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД
Свобода убеждений,
совести и религии
Всего
в Пензенской области представлено шесть из существующих великих религий мира
(христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм, даосизм), две так называемые
новые религии (бахаизм и Церковь сайнентологии),
четыре синкретических культа (Церковь последнего завета, или виссарионовцы, Белое братство, или юсмалиане,
культы Порфирия Иванова и Марла веры), а так же
традиционные языческие верования, сохранившиеся у значительной части удмуртов и
чувашей.
Большая часть
верующего населения региона – христиане. В первую очередь это сторонники самой
крупной на территории региона религиозной организации – Русской православной
церкви (РПЦ). Они преобладают среди верующих в большинстве районов Пензенской
области. К РПЦ относится большинство русских, мордвы, удмуртов, чувашей, а так
же проживающих в области украинцев, белорусов, молдаван. От РПЦ в 17 и 20 веках
откололся ряд конфессиональных групп, которые не отдалились от православия по
своей догматике. К ним относятся сторонники Истинно
православной церкви, (истинно православные христиане), последователи Российской
православной церкви (бывшей Российской православной свободной церкви), и
Христиане православной независимой поместной церкви. Эти конфессиональные группы, проживающие на территории Пензенской
области весьма малочисленны и состоят, в основном, из русских. Гораздо
многочисленнее в регионе старообрядцы, ведущие свое происхождение от той части
православного населения, которая не приняла проведение в РПЦ в 17 веке реформы,
касающиеся, главным образом, обрядности. Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев, каждая из этих ветвей представлена
на территории региона, но наиболее активно действует толк
старообрядцев-беспоповцев – часовенные. Среди старообрядцев подавляющее
большинство – русские.
В регионе имеется так
же небольшое число последователей разных маргинальных групп, в разное время
отделившихся от православия. В отличие от предыдущих конфессий
они не только обособились в организационном и культовом отношениях, но и далеко
отошли от православной и обще христианской догматики. В Пензенской области в
указанную группу входят трезвенники – чуриковцы, в
основной массе русские.
В регионе
распространено значительное число различных протестантских конфессий.
Характерны этнические группы пятидесятников и харизматов,
евангелистских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня. Из маргинальных
протестантских групп – мормоны.
Довольно широко на
территории области представлен ислам. Подавляющее большинство приверженцев
ислама в регионе придерживается его суннитского направления. Шиитами являются
только часть живущих в некоторых городах региона азербайджанцев. Из четырех
богословско-правовых школ (мазхабов) суннизм
представлена в основном Ханафитская школа. В
последнее время в результате активной деятельности адептов ваххабизма
в отдельных населенных пунктах появились представители этого течения,
относящегося к консервативной Ханбалитской школе.
Несмотря на то, что подавляющее большинство мусульман области являются
сторонниками Ханафитского мазхаба
и, таким образом, в догматическом отношении представляют собой единое целое, в
организационном плане они в настоящее время разъединены. Часть из них
подчиняется Центральному духовному управлению России (ЦДУМ) (председатель Талгат Таджуддин). Подавляющее
большинство мусульманских общин региона поддерживают созданный в противовес
ЦДУМ Совет муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином.
В Пензенской области
имеет небольшое число сторонников иудаизма. В последнее время в результате
миссионерской деятельности в регионе появились небольшие группы буддистов,
индуистов и даосистов. Все существующие в регионе
индуистские организации имеют маргинальный характер (принадлежат к так называемому неоиндуизму). В Пензе
– это представители Международного общества сознания Кришны.
«Пензенские мусульмане
предупреждают областные власти об угрозе распространения ваххабизма.
Незадолго до визита в Пензенскую область Верховного муфтия,
председателя Центрального духовного управления мусульман России Шейха-уль-Ислама Талгата Таджуддина на открытие мечети в селе Средняя Елюзань, в конфликте между двумя группами мусульман, едва
не произошло побоище. По заявлению имама Верхней Елюзани
Фаиля хазрат Гильфан, в последнее время мусульмане области стали
испытывать на себе сильное влияние радикального религиозного течения – ваххабизма. Его проповедниками стали представители
Духовного управления мусульман Европейской России, возглавляемого Равилем Гайнутдином. Еще в 2000
г. имам Фаиль хазрат Гильфан отправил письмо губернатору В. К. Бочкареву, где
изложил свои опасения, однако первое лицо в области проигнорировал не только
этим сообщением, но и не встретился с председателем ЦДУМ России. Уже сейчас
всем видно, что в мусульманском мире наметились сильные разногласия, которые
вряд ли пойдут кому-то на пользу».17 (Далее…)