Писатель на все
времена
11 ноября 1821 года - 190
лет назад – родился Федор Михайлович Достоевский.
Его произведения не просто
поднимают уровень миропонимания, но и приближают нас к Царствию Небесному. Об
этом размышляет известный церковный деятель протоиерей Александр Шаргунов.
Несомненная заслуга писателя перед
Церковью в том, что он многих привел к христианству, побудив задуматься о
главном – о вопросах жизни и смерти. Достоевский свидетельствует, что человек с
глубокой душой и развитым интеллектом, но без Бога, часто превращается в беса.
Он не может жить на «скучном благопристойном уровне». Достоевский показывает,
до каких бездн может дойти незаурядная натура! Он же сказал: «Если Бога нет, то
все позволено».
Наиболее удачен психологически в
этом смысле образ Раскольникова. Совершив убийство, он чувствует, что с его
душой все кончено. Когда человек переступает черту и попадает во власть бесов,
ему остается либо самоубийство (как у Ставрогина или Свидригайлова),
либо покаяние (как у Раскольникова).
Достоевский очень
русский писатель. Он любит русский народ и, как никто, проникает в душу
народа. Даже до болезненности. «Без Христа русский человек – дрянь». Ему многое было открыто,
он видел грозящие нашему народу опасности. Он говорил о наступлении «братства
без братьев»: «И пойдут братики откалывать друг другу головы», и что «где нет
братьев, там никакого братства не создашь».
«Бесы» – пророческое произведение,
предупреждение не только о революции, но и о новых бесах, которых мы видим
сегодня. Луначарский всерьез предлагал поставить скульптуру Достоевского с
надписью: «От благодарных бесов». В этом смысле сбылись предсказания писателя
по поводу «русского мессианства» – особые испытания выпали на долю именно
русского народа. И что бы ни происходило с неумирающей верой в силу
Православия, продолжает звучать: «Россия еще скажет свое последнее слово миру».
Достоевский правдиво подметил широту
и талантливость русского человека. Он пишет о русской молодежи, о русских
мальчиках, которые говорят о Боге. Он показывает, насколько целомудренна
русская женщина. Если она это теряет, она страдает. У Достоевского нет легкого
отношения мужчины к женщине, как это можно часто видеть в западной литературе.
Он не превращает тайну жизни в водевиль. «Растлить невинную девушку – это все
равно, что разорить храм Божий», – настолько он чувствует сакральную тайну
пола.
Сколько у нас в памяти таких ключевых
его слов, с предельной простотой определяющих самую суть происходящего! Все
знают его слова о «слезе ребенка». Видя миллионы беспризорных и растлеваемых
детей, океан детских слез, мы даем точную оценку сегодняшнего «строительства».
Новую силу обретает вот эта его,
например, всем известная мысль: «Красота спасет мир». Красота, то есть правда и
благодать Христова, явится спасением для многих там, где будет сплошное
уродство, то есть грех как норма.
Каким современным для нас оказывается
Достоевский в «Дневнике писателя» по самым жгучим вопросам наших дней! Он
заступается за Сербию, выступает против агарянского
нашествия, против лжи западной демократии и экспансии католицизма. Или возьмите
его легенду о Великом Инквизиторе в «Братьях Карамазовых». Как точно обозначена
здесь тайна беззакония: «Пусть Христос нам не мешает, всем будет спокойнее без
Него жить – так, как люди привыкли».
Одним словом, гениальнейших
прозрений Достоевского не счесть. Он увидел ужас жизни, но также и то, что есть
выход в Боге. Он не говорит о брошенности людей. При
всей их униженности и оскорбленности есть для них
выход – верою, покаянием, смирением и прощением друг друга. Самое большое
достоинство Достоевского в том, что он показал, что если Бога нет, то и
человека нет.
Герои Достоевского вступают в
опасную игру, ставя вопрос: «Могу ли я или нет переступить черту, которая
отделяет человека от бесов?» Камю через это переступает: ни жизни нет, ни
смерти нет, ничего нет, если Бога нет.
С одной стороны, Достоевский
предсказывает, что будет в последние времена – жизнь без Бога, полный распад. А
с другой – он так ярко описывает грех, так живописует его, что как бы вовлекает
в него читателя. Он делает порок не лишенным размаха, очарования. У
Достоевского есть очень болезненное и утонченное сладострастие, как потом
любили повторять декаденты, – «аромат греха». Эта фраза – не буквально его
слова, но именно этот смысл присутствовал порой в его описаниях. Это созвучно
где-то со знаменитыми «цветами зла» Бодлера и
«красотой зла» Ницше.
Интересно, что глава, в которой
подробно описывается, как Ставрогин соблазняет двенадцатилетнюю девочку, была
запрещена цензурой. Только после революции это было разрешено. В каком-то
смысле не только Толстой, но и Достоевский был «зеркалом русской революции». Любовь
русского человека к заглядыванию в бездну, о которой
так вдохновенно говорил Достоевский, обернулась для него падением в эту бездну.
Самое страшное противоречие у героев Достоевского – это когда человек понимает,
что такое «идеал Мадонны», и не отказывается от «красоты Содома».
Приведем еще один соблазнительный
пример непонимания Достоевским нравственных норм Церкви. По мысли писателя,
Сонечка Мармеладова совершает жертвенный подвиг, когда идет на панель ради
спасения детей от голода. Перед нами актуальный вопрос: возможно ли ради блага
других отступление от заповедей Божиих? Бывают ли обстоятельства, когда это
необходимо сделать? Для православного сознания совершенно очевидно, что
заповеди Божий и обстоятельства, которые дает Бог, – это одна и та же воля
Божия. Поэтому не бывает обстоятельств, когда исполнение заповедей Божиих
делается невозможным. И слово Писания убеждает нас в этой истине: «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он
не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать»
(Сир. 15, 11 — 12).
Мы ни в коем случае не хотим умалить
подвиг Достоевского. Так написать и столько написать – это подвиг. Он писал,
потому что хотел донести до людей правду, которая ему открылась. И мы не
сомневаемся в блаженной участи его в вечности. Преподобный Амвросий Оптинский сказал о Достоевском: «Этот кается». Он умер,
читая Евангелие, и на смертном одре лицо его просияло.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№46(613)2011
ФОТО – Константин
Васильев. Портрет Ф. М. Достоевского.
http://www.liveinternet.ru/users/obasja/post194828878/