Миссия
Казанского образа
4 ноября – празднование Казанской иконы Божией Матери.
День народного единства.
О промысле Божием в судьбах народов размышляет русский мыслитель, философ Виктор Николаевич Тростников.
Всякая
цивилизация на стадии зрелости осваивает такую территорию, которая по своим
размерам соответствует относительному уровню ее духовности: В древнем языческом
мире самыми сильными духом оказались римляне, и они сделали своим домом почти
всю Европу, Северную Африку и Малую Азию, превратив Средиземное и Черное моря в
свои внутренние акватории.
А во II тысячелетии
новой эры еще большее пространство заняла Русь, отстояв свои западные рубежи от
напора католиков в Причерноморье и к XVII веку распространившись на восток до
Тихого океана. Одна шестая часть всей суши, которую заняла русская православная
цивилизация, есть не что иное, как выраженная в квадратных километрах мера ее харизматичности.
Расширению
границ цивилизации более духовной, чем ее соседи, содействует
Сам Господь, который взращивает эту духовность. Реализуется эта вышняя
помощь двумя способами: либо Бог открывает нации ее харизматичность и воины ее становятся более стойкими
и бесстрашными, чем их противники, и завоевывают земли последних силой; либо по
Божиему Промыслу сопредельные племена осознают духовное превосходство соседей и
покоряются им добровольно. В процессе вхождения Руси в свои естественные
пределы мы наблюдаем оба эти варианта. Первый – на западе и юго-западе, второй – на востоке.
Католичество
часто называют латинской верой. Это неправильно. Пока в Римской империи, где
зародилось христианство, господствовал латинский этнос, ее религией было
Православие, сохраняемое в неповрежденном виде с апостольских времен. Это и был
«Первый Рим» по формуле Филофея. И только после
вторжения в империю варваров в конце V века завоеватели, формально принявшие
христианство и усвоившие латинский язык, начали искажать дух вероучения,
приспосабливая его к особенностям своего менталитета. Этими завоевателями были
германские племена. Первыми окрестились пришедшие на италийский полуостров лонгобарды, затем язычество стали оставлять франки, саксы,
англы и другие германские племена, вплоть до самых
восточных. Они не составляли большинства в бывшей Римской империи, но по праву
победителей занимали все высшие светские и церковные должности. И хотя в
условиях наступившего феодализма политического единства в Западной Европе не
было, это компенсировалось единством Церкви, выстроенным великим папой
Григорием VII (Гильдебрандом) по принципу строгой
централизации с железной дисциплиной. Вот так и возникла Католическая церковь,
вероучение которой мы по праву называем ересью, грубым отклонением от исходного
Христова благовестия и апостольской веры.
По этой
причине католическая цивилизация начала поступать так, как поступает всякая
цивилизация, – увеличивать контролируемую ею область пропорционально своим
внутренним возможностям, т. е. расширяться на север и запад. Она быстро дошла
до природных границ – Северного моря и Атлантического океана, на юге уперлась в
мощную исламскую цивилизацию и остановилась. Оставалась еще одна возможность –
расширяться на восток. Крестовые походы, захлебнувшиеся на Ближнем Востоке,
переориентировались на Русь. Вначале их организовывали миссионеры германских
рас – шведы и немцы, облюбовавшие районы Новгорода и Пскова, но великий
православный воин Александр Невский в XIII веке показал наше превосходство и
надолго отбил у них охоту здесь миссионерствовать.
Но католицизм
не оставил своей «восточной мечты» и в XV – XVII веках попытался воплотить ее в
жизнь руками поляков и литовцев. И опять мы выстояли. Почему? Ответ на этот
вопрос дан Львом Толстым. Проанализировав Отечественную войну 1812 года, т. е.
последнюю попытку католиков подчинить себе Россию, он объяснил поражение
католичества тем, что на него «легла» рука более сильного духом противника.
После окончания Смутного времени и изгнания поляков в начале XVI века сила
нашей православной цивилизации неизбежным образом должна была обратиться на
восток – Урал, Прибайкалье, Восточную Сибирь, Приамурье и Приморье. Только
шестая часть света могла быть пропорциональна нашей духовности, ибо эта
духовность несла в себе полноту Христовой истины.
А на этом
направлении все было по-другому, здесь потребовались совсем иные качества. В
начале XIII века отсюда пошла на нас такая сила, сопротивляться которой было
невозможно, так что героизм оказался не просто бесполезным, но
самоубийственным, и его приходилось сдерживать. Попытка нанести Батыю военное
поражение на Калке и особенно на Сити поставила Русь
на грань полного уничтожения. Татаро-монгольский монолит нельзя было расколоть
ударами, его надо было чем-то постепенно «разъедать», и русские научились
делать это, запасаясь терпением. Научил их этому тот же Александр Невский,
явивший себя сразу в двух ипостасях: для католиков – как неустрашимый и
непобедимый воин, для кочевников – как мудрый дипломат. И, в конце концов, Орда
развалилась на отдельные ханства, а, как сказано в Евангелии, царство,
разделившееся само в себе, не устоит.
А вскоре
явился небесный знак, показывавший, что это угодно Богу: по видению
девятилетней девочки Матроны Онучиной была обретена чудотворная Богородичная
икона, получившая наименование «Казанской». Матерь Божия через Свой дивный образ благословляла русских просветителей
продолжать свою работу, идя дальше на восток. И русские откликнулись на этот
призыв: вскоре дружина Ермака Тимофеевича, а вслед за ней и другие православные
казачьи отряды начали мирную христианизацию сибирских племен. Но вот что
замечательно: когда в начале XVII века снова возобновилась католическая
экспансия и поляки заняли Московский кремль, в ополчение, возглавляемое князем Димитрием Пожарским, была прислана из Казани все та же икона, и с ее небесной помощью наше войско выгнало
поляков. Это спасательное для
Православия событие Церковь отмечает 4 ноября по новому стилю, а с недавних пор
эта дата стала и общенациональным праздником.
В чем же
состоит мистическое значение того факта, что одна и та же икона благословила
наше миролюбие и защиту своих рубежей с оружием в руках? Это указание на то,
что наша историческая миссия состоит в том, чтобы стоять насмерть, отстаивая
Христову истину, чтобы делиться ею в нужный момент с теми, кто будет в ней
нуждаться. И эту обязанность никто с нас не снимает. Будем же верны своему
предназначению до конца времен!
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№45(612)2011
ФОТО – Преподобный Иринарх благословляет Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского.
http://rusk.ru/fsvod.php?date=2008-02-18